Женские индийские боги
Женские индийские боги
Продолжаем наш экскурс в индуизм. Сегодня речь пойдет о прекрасных спутницах верховных богов индуистского пантеона и некоторых их потомках. Кстати, многие индийские боги и богини помогают в творчестве, способствуют устранению преград и достижению благополучия и процветания. Хотите узнать подробности, тогда читайте дальше ☺
Как я уже рассказывала в посте «Индуизм и верховные индийские боги» на вершине индийского «Олимпа» находятся Боги Брахма, Вишну и Шива, которые образуют Тримурти. У каждого них есть прекрасная спутница жизни (а то и всех жизней), божественного или человеческого происхождения, но всегда с очень непростой судьбой. После того как они связали свою жизнь и судьбу со своими божественными супругами, они стали Шакти – божествами (божественной силой, светом), несущими во вселенной женскую энергию.
Спутница Брахмы
Женой Брахмы является прекрасная богиня Сарасвати, покровительница домашнего очага, плодородия, благополучия. Кроме того, она благоволит творцам, отдавая особое предпочтение писателям всех мастей и музыкантам.
Сарасвати часто называют речной богиней, богиней воды, более того ее имя переводится как «та, которая течет». Обычно Сарасвати изображают красивой женщиной в белых одеяниях, восседающей на цветке белого лотоса. Не сложно догадаться, что белый – это ее цвет, символизирующий познание и очищение от крови. Ее одежды богаты, но, по сравнению с убранством Лакшми, очень скромны (до Лакшми мы еще дойдем). Скорее всего, это косвенно указывает на то, что она находится выше мирских благ, так как она познала высшую истину. Так же ее символом является светло-жёлтый распускающийся цветок горчицы, который как раз начинает формироваться в бутоны весной во время праздника в ее честь.
У Сарасвати, так же как и Брахмы, четыре руки. И так же как и ее божественный супруг, в других из них она держит четки, естественно, белого цвета, и веды. В третьей руке у нее вана (национальный музыкальный инструмент), в четвертой – священная вода (не заря же она богиня воды). Часто у ног Сарасвати плавает белый лебедь, что так же является символом ее опыта и мудрости в познании высшей истины. Иногда Сарасвати называют Хамсавахини, что означает «та, что использует лебедя для передвижения».
Если помните, в прошлый раз я рассказывала, что по одной из теорий, человечество появилось в результате страсти Брахмы к его дочери Вак. Такое положение дел не очень устраивает некоторых верующих, поэтому часто позиционируют Вак как одну из ипостасей Сарасвати. Другими ее образами могут являться Рати, Канти, Савитри и Гаятри. Богиня очень популярна в Индии, иногда ее иногда даже называют Махадеви – Великая матерь. Считается, что если назвать дочку Сарасвати, то она будет прилежно учиться, а в ее будущем доме будет благополучие и довольство.
Спутница Вишну
Как мы помним, Вишну приходил на землю 9 раз в разных аватарах и каждый раз его женой была Лакшми, естественно, в разных своих ипостасях. Самыми известными и почитаемыми являются Сита (когда Вишна был Рамой) и Рукмини (Вишну – Кришна).
Но как бы не называли ее в том или ином образе, ни у кого не вызывает сомнения, что это Лакшми. Лакшми появилась из пучин Комического океана вместе с другим сокровищами, поэтому многие почитают ее саму как божественное сокровище. Она, как истинная женщина, является одновременно и силой и слабостью своего избранника, что неоднократно находило отражение в народном творчестве, например в Рамаяте. Зачастую ее образ затмевает Сарасвати, так же как и Вишну Брахму, и именно на нее перекладывают роль Великой матери Махадеви.
Лакшми традиционно изображают сидящей на розовом или красном цветке лотоса красивой молодой женщиной, моложе Сарасвати, в красивых дорогих одеждах и украшениях. В качестве средства передвижения она обычно использует белую сову.У нее так же как и удругих богов четыре руки, но никаких обязательных предметов, которые она держит выделить нельзя. Иногда ее изображают с лотосами, иногда с золотыми монетами – на что хватит фантазии художника. Лакшми невероятно популярна в Индии, ведь она, помимо того что является супругой верховного божества, еще и покровительствует богатству, удаче, везению, свету, познанию, мудрости, свету, храбрости и плодородию. Она желанный гость в любом доме.
Удивительно, но факт, для того, чтобы заслужить ее благосклонность обязательными являются следующие, уже знакомые нам, действия. Богиня не приемлет беспорядок, если в вашем доме куча мусора, пыли, неиспользуемых вещей, не ждите, что она навестит вас. Воздух в доме должен быть свежим, обязательно вода в графине, домашнее растение (если нет сада), свечи и благовония. Наиболее благоприятной зоной для размещения изображения Лакшми, является юго-восточная часть дома. Если вспомните мой пост «Как привлечь деньги с помощью фен-шуй», то согласно китайской традиции зона богатства находится там же, а минимальные меры для его привлечения сводятся к уборке и проветриванию. Есть повод задуматься…
Отпрыском Лакшми и Вишну является бог любви Кама. Все мы много или мало слышали о камасутре, так вот, если переводить дословно, то это означает «правила любви (вожделения)». Кстати, бедняга Кама, серьезно пострадал от бога Шивы, чем навлек на последнего серьезный гнев Вишну и Лакшми. Кама выпустив в Шиву стрелу страсти, когда тот находился в глубокой аскезе и многолетней медитации, дабы привлечь его внимание к прекрасной дочери царя Гималаев Парвати. Это так разозлило Шиву, что он испепелил Каму своим третьим глазом. Под давлением Вишну, Лакшми и других богов, он вынужден был дать согласие на перерождение бога любви. Не смотря на все старания, Кама возродился к жизни анангой (бестелесым) и теперь он повсюду.
Спутницы Шивы
Вот мы плавно подобрались к любовным похождениям великого аскета Шивы. Их было множество, в зависимости от формы его проявления. Религиоведы не сошлись во мнениях относительно того одна эта женщина была или нет.
Здесь я буду рассказывать о них как о разных, так как если все это многообразие форм и сущностей «засунуть» в один персонаж, боюсь, я сама запутаюсь. Естественно, о всех я написать тоже не смогу, поэтому остановимся на самых почитаемых.
Деви – «богиня». Деви особенно почитаема среди последователей тантры. Богиня Деви «содержит весь мир в своем лоне», она «зажигает лампу мудрости» и «приносит радость в сердце Шивы, своего Господа». Сегодня в Индии ритуалы, посвященные Деви, часто проводят на кануне бракосочетания, причем, как мы понимаем, вероисповедание брачующихся никого не интересует ☺
Сати – «истинная, непорочная». Сати была дочерью царя (бога?) Дакши. В день ее совершеннолетия он разослал приглашение всем богам, за исключением Шивы, чтобы Сати могла себе выбрать достойного мужа. Он считал, что Шива ведет себя недостойно богов, порча их имя и сущность. Когда Сати вошла в зал и не увидела, того единственного, кому поклонялась и чье супругой мечтала стать, она вознесла ему молитву с просьбой принять свадебную гирлянду. Шива принял ее дар и Дакши ничего не оставалось кроме как выдать Сати за него замуж. Но история на этом не закончилась. Дакши решил устроить огромное жертвоприношение в честь богов, опять же обделив своим вниманием Шиву. Этот поступок возмутил Сати и она без приглашения явилась в его дом утверждая, что Шива бог над всеми богами. Отстаивая честь мужа, она сама шагнула в жертвенный костер и сгорела в его пламени&
Узнав о смерти любимой, Шива обезумел от горя. Со своими слугами он явился во дворец Дакши и убил его самого и его последователей. После этого с телом любимой на руках он 7 раз протанцевал свой божественный танец вокруг всех миров. Сумасшедший ритм его танца приносил разрушения и печаль всему вокруг, масштабы бедствия достигли такого объема, что заставили вмешаться Вишну, который дабы остановить этот безумный танец, разрубил тело Сати на несколько частей и они упали на землю. После этого Шива пришел в себя, раскаялся в убийстве Дакши и даже вернул ему жизнь (правда с головой козла, так как его первоначальная потерялась).
Ума – «Грациозная». Существует версия, что она является перерождением богини Сати, но скептики склоняются к тому, что тело Сати было разрублено на несколько частей и упало в разные места, так что в едином образе она возродиться не могла. Ее имя иногда связывают с Бархмой, так как она является его посредницей в общении с другими богами. Исходя из этого, Ума является покровительницей ораторского искусства. Так же Ума стала причиной божественного конфликта, когда слуги Брахмы застали ее в объятия Шивы в священном лесу. Он так разгневался, что обрек любого самца, не зависимости от его вида, превращаться в самку, стоит лишь вступить на территорию леса.
Парвати – «горная». Еще одно возможное перерождение Сати, дочь царя Химвана, правителя Гималаев. Девушка очень любила Шиву, но он не обращал на нее никакого внимания и весь был поглощён медитацией и аскезой. В конце концов, Боги не выдержали страданий прекрасной Парвати и послали Каму пробудить в нем страсть и желание, за что, бедняга, и поплатился. Обратив внимание на красоту и преданность девушки, Шива тем не менее, счел ее недостойной, и она была вынуждена в течение многих лет совершать тяжелые аскетические подвиги, дабы добиться его благосклонности. В конечном итоге ей это удалось, и она стала не только любимой женой Шивы, ни о матерью его сына Ганеша.
Ганеша один из самых популярных персонажей, даже в странах, где основной религией является буддизм, его все равно почитают. Например, на севере от Тайского города Чиангмай есть совершенно потрясающий музей Ганеша. Отличить от всех остальных богов его очень просто – он единственный со слоновьей головой. Кстати, по одной из версий, человеческой головы его лишил собственный отец Шива, который не узнал в подросшем Ганеще своего сына и приревновал к нему Парвати. Дабы оживить сына, он приказал слугам убить первого попавшегося животного и принести во дворец его голову. По стечению обстоятельств, это оказалась голова слоненка, которую Шива приделал на место головы сына, чтобы воскресить его и успокоить безутешную Парвати.
В качестве средства передвижения Ганеша использует белую мышь, поэтому индуисты не жалуют кошек – так как те едят мышей и вызывают гнев Ганеша. А его гнева никто не хочет, наоборот, жаждут его благосклонности. Ведь Ганеша считается покровителем достатка, устранителем препятствий, он помогает увеличивать заработки и прибыль, а так же стимулирует успехи в учебе и профессии. Для этих целей на рабочем столе или у кассы часто располагают статуэтку Ганеша, а так же поют специальные мантры, например: ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЯ НАМАХ или ОМ ШРИ ГАНЕШАЙЯ НАМАХ.
Дурга – «неприступная». Легенд, связанных с появлением Дурги множество, но одна из самых популярных следующая. Однажды царь великанов Махиша одержал победу надо богами, лишил их всего и изгнал из их жилищ. Тогда, Брахма, Вишну и Шива объединили свои силы и выпустили из своих глаз ослепительные лучи света, из которых вышла Богиня-воительница с тремя глазами и восемнадцатью руками. Затем каждый из богов отдал ей свое оружие: Брахма – четки и кувшин с водой, Вишну – метательный диск, Шива – трезубец, Варуна – раковину, Агни – дротик, Вайю – лук, Сурья – колчан стрел, Индра – молнию, Кубера – булаву, Кала – щит и меч, Вишвакарма – боевой топор. Махиша воспылал страстью к Дурге и пожелал сделать ее своей женой, но он сказала, что покорится лишь тому, кто победит ее в схватке. Она спрыгнула со своего тигра и вскочила на спину Махиши, который для боя принял облик быка. Своими ногами она нанесла удар такой сокрушительной силы по голове быка, что он без чувств упал на землю. После этого Дурга мечом отрубила ему голову.
Кали – «черная». Наверно, самая неоднозначная богиня индуистского пантеона, одна из самых прекрасных и в тоже время опасных. Кожа ее черного цвета, великий воин и великий танцор, как и ее супруг Шива. Обычно ее изображают в дорогой одежде с ожерельем из черепов и поясом из отрубленных рук. Чаще всего у нее четыре руки: в одной она держит окровавленный меч, в другой – голову поверженного врага, а две другие руки благословляют ее подданных. Т,е, она одновременно несет и смерть, и бессмертие. Во время битвы, она вытаскивает язык, чтобы выпить кровь своих жертв (кстати, по многим теориям именно Кали является прообразом Лилит и вампиров). Иногда её изображают стоящей одной ногой на груди , а второй на бедре распростёртого ниц Шивы. Это объясняется следующей легендой. Победив великана Рактвиджу, она на радостях пустилась в пляс, причем танец ее был столь страстным и необузданным, что грозил разрушить землю и весь мир. Боги пытались увещевать ее, но все было тщетно. Тогда Шива лег ей под ноги, Кали же продолжала танцевать, пока не увидела у себя под ногами собственного мужа. Она устыдилась собственной неистовости и неуважения, оказанного великому богу, что остановилась как вкопанная. К слову, Шива довольно легко простил ее.
Среди спутниц Шивы есть еще Джагадгаури, Чиннамустака, Тара, Муктакеси , Дасабхуджа, Сингхаванини, Махишамандини, Джагаддхатри, Амбика, Бхавани, Питхиви и т.д., всех и не упомнишь ☺ .
Ну вот, пожалуй, и сказочки конец, кто дочитал до конца – молодец ☺! Надеюсь, вам было интересно.
Женщины-богини в индуизме
Читая сообщения о тематических неделях на «Ярмарке мастеров», загорелась идеей тоже как-то упорядочить свои творилки по тематикам. Тогда бы я смогла не только показать свои работы, но и рассказать что вдохновило меня на создание той или иной работы. Сказано-сделано! Так появились три недели «Высокой моды» . Индия. Турция. Япония. Индийское сари, турецкая джалабия, японское кимоно. Десятки сайтов, гигабайты информации — все это просто взорвалось новыми знаниями, новыми эмоциями, потрясающими цветовыми композициями. Частичкой этого информационного бума захотелось поделиться.
Три лика женщины.
Тримурти, триада божественных форм (Брахма, Вишну, Шива), дополняется присутствием их жен. Шакти (деви) – женская энергия в индуизме, рождаясь из божественного сияния богов – всегда сопутствует мужской. Боги и богини, вместе взятые, символизируют единственную силу, каждый почти бог индийского пантеона имеет свою Шакти:
-рядом со светлым и благим Вишну стоит Лакшми, богиня изобилия и процветания;
-супруга творца вселенной, Брахмы — Сарасвати — властвует над творческими свойствами изобретения и воображения, являясь покровительницей музыки и красноречия, изобретательницей санскрита и письма деванагари , а также и всех наук, увековечиваемых с помощью письма.
В Ведическом мировоззрении Мужчина – это Пуруша, (буквально тот кто наслаждается) однако в более широком смысле это олицетворение разума. Женщина – это Шакти (энергия), причина движения. Взаимно они дополняют друг друга. Так как разуму нужна созидательная энергия, а энергии нужен вектор. Понимая эту природу (а также проецируя этот принцип на наше существование) можно понять, что гармония может быть лишь когда разум и энергия комплементарны (подходят друг другу).
В ведические времена считали, что поскольку мы (женщины) родились в женком теле, наша задача —
стать женщиной на 100%, то есть воплотить в себе ВСЕ качества трех богинь: Лакшми, Сарасвати и Дурги.
Лакшми.
В индуистской мифологии богиня Лакшми отвечает за Красоту, Процветание и Удачу. Это очень красивая женственная грациозная богиня. Она смиренна, верна, безмерно любит и почитает своего мужа, бога Вишну.
Красота — это цветение.. Истинная красота идет изнутри, просто просвечивает через физический план. Женщина должна быть цветущей, счастливой.. Не секрет, что это невозможно без любви к себе, к своему телу, к своей душе.. И забота о себе, о своей красоте — долг женщины. Она призвана дарить праздник, дарить наслаждение красотой. Потому женщины во времена Веды много ухаживали за собой, женственно и нарядно одевались, носили множество украшений, привлекающих внимания к голове, лицу, шее и закрывали ноги.
Привлекать процветание и удачу, так же долг женщины. Причем удача здесь трактуется не как манна небесная (как мы привыкли думать), а как умение видеть возможности. Быть открытым, щедрым. Ведь богатство не дается апатичным, злым и жадным людям..
Считается, что именно за любовь и умение служить, Лакшми и дарована ее красота, процветание и удача..
Сарасвати.
Сарасвати — супруга Брахмы, отвечает за Мудрость и Вдохновение. Эта богиня покровительствует образованию и искусству. Дает легкость, остроумие. Она очень изящная, плавная, напоминает течение реки. Обладает приятным голосом, приятной речью.
Сарасвати делает нашу жизнь интересной. Вдохновение женщины, загадочность — это ее изюминка. Сарасвати дружит с небесными сферами, наделена сильной интуицией. Вселенная ей всегда что-то посылает.. В ней всегда есть новизна, свежесть.
Согласно Ведам, дом — царство женщины. И мужчина лишь гость в ее царстве, даже если это ее муж. Потому Сарасвати благоволит изучению искусства фен-шуй, кулинарии. Астрология, искусство, творчество, изучение иностранных языков.. Все эти знания раскрывают в нас Сарасвати.
Дурга.
Дурга в индуистской мифологии — воинственная супруга Шивы. Она охраняет божественный порядок и самих богов, если им угрожают злые демоны.
Дурга это огненный аспект женщины, ее способность быть разъяреннее тигрицы в моменты, когда это необходимо. Важное качество Дурги — говорить «нет». Причем тогда, когда нужно сказать именно «нет», это всегда негативные вещи.
Энергия Дурги — энергия очищения. Ощищение от всего негативного, эмоций, мыслей, ощущений, которые в добавок осядают в нашем организме.
Супруги трех главных божеств индуизма – Сарасвати, Лакшми и Парвати (Дурга) – обладают наиболее совершенными атрибутами. Добродетели богинь считаются образцовыми для подражания обычных людей.
Лакшми (от санскр. “цель” -богиня процветания, ее рисуют с лотосом, раковиной, кокосом, с кожей золотистого цвета. Женщина с чертами Лакшми – добрая, щедрая, сострадательная и милостивая.
Сарасвати (санскр. “богатая водами” -богиня мудрости. Ее изображают в белых одеяниях, с четырьмя руками, играющую на вине (щипковый музыкальный инструмент), с “Ведами”, четками, чашей. Женщина с чертами Сарасвати — умная, скромная, искусная, целомудренная, красноречивая, владеющая даром исцелять.
Парвати (санскр. “горная” -богиня разрушения, чаще всего изображается чернокожей, держащей в руках зеркало и копье. Возможно в наше время – время “Кали-юги” – не случайно так много смелых женщин, ведь Кали – воплощение Парвати. Отсюда преданность, воинственность, спокойствие, жестокость и справедливость становятся чертами женщины.
Каждая богиня владеет определенными характеристиками, которые соединяются в женском облике.
Только настоящая женщина умеет быть одновременно решительной и ласковой, покорной и мудрой.
Информация почерпнута с сайта Премы Натараджини. В прошлой жизни — индийской храмовой танцовщицы.
Пантеон индийских богов и богинь: классификация и полный список
Известно, что в индуистском пантеоне множество богов. Их обычно рассматривают в качестве личностных проявлений безличного верховного Брахмана или же как аватаров верховных божеств, таких как Ишвара и Бхагаван. Еще один вариант – дэвы (всесильные существа).
Индуистских божеств чаще всего изображают в виде человекоподобных или получеловечных личностей. У каждого из них есть свои личные атрибуты. Жители Индии почитают большинство таких существ, как образы единого бога Брахмана. Все они нужны в качестве своеобразных посредников в общении с Высшим Божеством.
Так, например, «Ригведа» описывает более тридцати богов, каждый из которых олицетворяет определенную стихию природы. Позднее количество богов увеличилось до 330 000 000. В содержании текста часто упоминается термин «Коти» – это обозначение класса, вида. Дословно можно перевести как «десять миллионов». Однако есть мнение, что ни о каких миллионах речи быть не может. Всего божеств было 33 и не более того.
Другая теория гласит, что миллионное количество божеств – это всего лишь обозначение не подсчета, а символа бесконечности высших сил без каких либо ограничений.
Разнообразие и деление
Существует общее разделение на группы:
- на самом верху находится основа Пантеона с тремя главными богами – Тримурти;
- затем идут божества, которым нужна опора и защита Высшего Бога, распределены по сторонам света – Локолапы;
- в их подчинении находятся общеизвестные индуистские божества;
- на отдельной ступени находятся ведические боги;
- еще подразделяют группу, в которой пребывают аватары Вишну.
Возможно, именно они легли в основу сюжета знаменитого фильма Джеймса Кемерона.
Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Списки и описание
Тримурти
Высшими богами Тримурти являются:
- творец вселенной с начала времен – Брахма;
- защитник вселенной в течение всего периода ее существования – Вишну;
- уничтожитель вселенной, когда придет срок – Шива (Верховный бог Шиваизма).
Локолапы
К Локолапам относятся:
- повелитель дождей, грома, бог-воитель и хранитель восточного направления – Индра;
- бог солнца и хранитель юго-восточного направления – Сурья;
- сама смерть и справедливость, хранитель южного направления – Яма;
- повелитель огненной стихии и защитник юго-западного направления – Агни;
- бог воды и защитник западного направления – Варуна;
- создатель воздушных потоков и ветра, стражник северо-западного направления – Ваю;
- бог всех мировых богатств и хранитель северного направления – Кубера;
- бог Луны-Месяца, страж северо-восточного направления – Сома.
Общеиндуистские боги
Общеиндуистскими богами признают следующих существ.
- Сын, рожденный от Шивы и Вишну – Айяплу. По пуранической легенде, Вишну предстал в обличии существа женского рода Мохини, которую и полюбил бог Шива. Его воспитали люди и почитали как хорошего охотника и укротителя разных диких животных. В числе его заслуг были и победы над злыми демонами.
- Сын, рожденный от Паравати и Шивы – Ганеша. Его считают наимудрейшим божеством, отвечающим за благополучие. Он занимает особую нишу почитания в индуистском пантеоне.
- Супруга Шивы – Дурга. Известна, как символ покоя, равновесия, гармонии и благополучия.
- Яростная форма Шакти – Кали. Она – уничтожитель демонов.
- Сын, рожденный от Лакшми и Вишну (Брахмы)– Кама. Это божество олицетворение любви в индуистской религии.
- Супруга Вишну – Лакшми. Источник благости, достатка, процветания и богатств. Она приносит удачу и счастье, воплощение грации и обаяния.
- Супруга Шивы – Парвати. Это благая форма Дэви. Она олицетворяет творческую женскую энергию Шивы.
- Супруга Брахмы – Сарасвати. С ее помощью и поддержкой был сотворен мир.
- Покровитель воинствующих богов и войны в целом – Сканда. Его часто представляют в виде молодого человека, у которого шесть голов и двенадцать рук, ног.
- Обезьяноподобный бог, сын Ваю (бога ветряных и воздушных потоков) – Хануман. Его матерью является апсару Пунджисталу. Хануман – один из основных героев в «Рамаяне», он руководил войском ванаров, а также дружил с Рамой и Ситой. Шиванисты почитают его за аватар Шивы.
Ведические божества
Ведических божеств довольно много, главные из них перечислены ниже:
- существа с божественной силой – Абхасвары;
- повелитель огня – Агни, является хранителем очага в доме и костра для жертвоприношений;
- женское начало по ведам – Адити, воплощает собой все, что связано с материнством и световой энергией Вселенной;
- в индуистской религии Адитьи считаются сыновьями Адити и Кашьяпы;
- одно и божественных существ Адитьев – Анша;
- еще одна группа богов – Анилы;
- в ведах с водной и огненной стихией взаимосвязан Апам Напат;
- космическая вода находится под покровительством Апаса;
- сыны Сараньи, боги-близнецы – Ашвины символизируют время рассвета и заката, прибывают на золотой колеснице и дарят богатства всему человечеству, избавляя их от неудач и болезней;
- за жертвенные обряды и молитвы в индуизме отвечает Брихаспати, он один из наваграх, так называемый «господин речи»;
- Бхагой зовут одного из Адитьев, он воплощает собой счастье, достаток и клады, распределяет эти дары между разными людьми, приносит удачу;
- Веруну почитают за верховного хранителя справедливости и судейских дел, в его подчинении находятся мировые воды, он – один из «вседержателей»;
- Вестошпати;
- Вач является богиней речи в мифах Индии;
- за воздушное пространство и ветер отвечает Ваю (отец Марутов);
- мастером, обладающим божественным даром, признан Вишвакарман (творец Вселенной);
- ведические божества – Вишведевы;
- так же как Брахму и Шиву в мифологии индусов почитают Вишну, он один из богов Тримурти, состоящего в триаде богов; Вишну охраняет мироздание;
- Дадхикра;
- в группе Адитьев, согласно мифам ведов и индусов, есть еще бог Дакша;
- за дневное небо по ведам отвечает Дьяус, который является мужем Притхиви, отцом Ушаса, Ашвиновы, Агни, адитьев, марутов, ангирасов;
- властелином Сварги является Индра (это райское место, в котором нет смерти, а есть радость от ментальной и физической жизни); Сварги отвечает за свет, молнии, дождь, потоки рек и войну;
- Манью;
- ведическая и индуистская мифология упоминает богов Марутов, которые повелевают бурей, ветром, громом и молниями;
- еще одна группа богов – Махараджики;
- за дружественность, договор, согласие и солнечный свет отвечает Митра (индоиранское божество);
- бог грозовых туч и ливней – Параджанья;
- настоящее олицетворение Земли в Древней Индии – Притхиви;
- по легенде Вселенную создали из тела Пуруши, согласно индуистским мифам;
- с энергией солнца, плодородием и дорогой связан бог Пушан;
- на Рибхе по ведам лежат заботы о плодородии и богатстве;
- ведический бог Рудра управляет грозами, охотой, ветрами, бурями и связан со смертью; он олицетворяет собой гневливость и ярость, а также исцеление;
- к Рудрам относится группа существ, наделенных божественной энергией;
- одиннадцать гимнов посвятили веды солнечному Савитару;
- за мудрость, знание, искусство, красоту и красноречие в индуизме отвечает Сарасвати; эта богиня помогала Брахме создавать Вселенную; она же стала творцом Брачного чертога, служащего для спасения и блаженства; ее изначально почитали за речную богиню;
- бог Сома назван в честь ритуального напитка, который употребляли индоиранцы, веды и древние персы;
- божественное существо Сурья, взаимосвязанное с солнцем в индуистских мифах;
- конь из небесной конницы Ригведы – Таркшья;
- еще одна группа божественных созданий – Тушитов;
- олицетворение зари – Ушас, по ведической мифологии;
- индуистский бог Яма, который отказался от собственного бессмертия и совершил самопожертвование, ставшее основой появления мира и людей; его называют «Владыкой преисподни», «Миродержцем юга», «Царем смерти и справедливости»;
- Арьямана почитают как хранителя Ариев, следящего за прочностью их союзов; под его покровительством находятся браки, гостеприимство, путешествия, ритуалы арийцев, подарки и подношения; в поздних текстах Арьяман упоминается во взаимосвязи с покинувшими этот мир предками.
Аватары Вишну
Известны десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего аватаров Вишну существует порядка тридцати.
- Матсья.
- Курма – Вишну представлен в виде черепахи.
- Вараха – вепрь, спасший нашу планету и все человечество.
- Нарасимха изображается в виде ужасающего, свирепого человека-льва.
- Вамана является воплощением Вишну на земле в виде карлика-брахмана, согласно индуизму.
- Бородатый двурукий мужчина с луком и топором – Парашурама.
- Рама – один из главных аватаров, ставших позднее независимым объектом в индуистских мифах. С его именем связана собственная мифология.
- Кришна и Баларама. Кришну обычно рассматривают в качестве полной манифестации Вишну.
- Образ Будды представлен в мифологии в виде соблазнителя всех тех, кто слаб в своей вере и готов отказаться от религиозных обрядов. Без почитания вед, людей может под действием аватара Будды постигнуть погибель.
- Калки – на санскр. «белый конь».
Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Список индуистских божеств
В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов. [1] В различных направлениях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые девами. Индуистские божества, как правило, изображаются в человеческих или получеловеческих формах, с рядом личных атрибутов. Многие индуисты считают многочисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности (Брахмана), многочисленными образами единого Бога. [2] Таким образом, божества и поклонение им выступают средством общения с этим единым Богом.
В «Риг-веде» описываются 33 божества, представляющие собой персонифицированные природные являния. [3] В более поздних источниках можно встретить упоминания о 330 миллионах божеств. [2] В тексте было использовано слово koti, которое может быть воспринято как «класс», «вид», но также и как «10 миллионов». Согласно одной точке зрения утверждения о миллионах богов вызваны неверным истолкованием текста, что подтверждается упоминанием 33-х богов в других источниках. [4] Согласно другой, число 330 миллионов является не результатом подсчета, но обозначением бесконечности и неограниченности божественного. [5]
Содержание
Тримурти
- Брахма — творит вселенную в начале времени.
- Вишну — опекает вселенную в течение её существования; верховное божество в вайшнавизме.
- Шива — уничтожает вселенную в конце времён; верховное божество в шиваизме.
Локапалы
- Индра — бог-воитель, Громовержец, божество дождя; хранитель востока.
- Сурья — божество солнца; хранитель юго-востока.
- Яма — божество смерти и справедливости, божество Закона; хранитель юга.
- Агни — божество огня; хранитель юго-запада.
- Варуна — божество вод; хранитель запада.
- Ваю — божество воздуха, ветра; хранитель северо-запада.
- Кубера — божество богатства; хранитель севера.
- Сома — божество Луны-Месяца; хранитель северо-востока.
Общеиндийские боги
Ведийский период
- Абхасвары (группа божественных существ)
- Агни
- Адити
- Адитьи (группа богов)
- Анша
- Анилы (группа божественных существ)
- Апам Напат
- Апас
- Ашвины
- Брахманаспати
- Брихаспати
- Бхага
- Варуна
- Вастошпати
- Вач
- Ваю
- Вишвакарман
- Вишведевы (группа богов)
- Вишну
- Дадхикра
- Дакша
- Дьяус
- Индра
- Манью
- Маруты (группа богов)
- Махараджики (группа божественных существ)
- Митра
- Парджанья
- Притхиви
- Пуруша
- Пушан
- Рибху
- Рудра
- Рудры (группа божественных существ)
- Савитар
- Сарасвати
- Сома
- Сурья
- Таркшья
- Тушиты (группа божественных существ)
- Ушас
- Яма
- Арьяман
Пантеон вишнуизма
Аватары Вишну
Существует десять основных аватар Вишну — Маха-аватары. Общий список аватар Вишну насчитывает около 30 имён.
- Матсья
- Курма
- Вараха
- Нарасимха
- Вамана
- Парашурама («Рама с топором»)
- Кришна и
- Рама — главные аватары Вишну, ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной мифологией. Часто Кришна рассматривается не как одно из воплощений, а как полная и совершенная манифестация Вишну.
- Будда — В аватаре Будды Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания вед и тем самым обрекает их на гибель.
- Калки (санскр. «белый конь»)