21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Железногорск красноярский край почему он закрытый город

Закрытый город Железногорск

Город Железногорск, Красноярский край, почему он закрытый, попробуем разобраться. Ранее Железногорск назывался Красноярск-26. Находится он в 60 км от краевого центра. Статус ЗАТО город имеет уже много лет. Попасть туда можно только по спецпропуску на КПП, охраняемом военными.

По периметру ЗАТО находится ограждение из колючей проволоки в два ряда, между которыми военные с собаками ведут наблюдение.

История появления закрытого города

В конце 40-х годов прошлого столетия в СССР активное развитие получила атомная промышленность. Необходимо было найти место для завода по производству компонентов для такого оружия. К месту строительства предъявлялось несколько требований: рядом должен находиться водоем, подальше от границы, недалеко от крупного промышленного города. Завод обязательно должен находиться под землей. Считалось, что две сотни метров земляного слоя смогут защитить от ракетного удара. Такое место было найдено в горном массиве, рядом с Енисеем.

Весной 1950 года туда приехали проектировщики, специалисты-изыскатели из Ленинграда. В этот же период здесь появляется исправительно-трудовой лагерь «Гранитный», с помощью заключенных за полгода было проложено 51 км железнодорожных путей. Это позволило доставлять грузы на строительство завода и жилых кварталов в кратчайшие сроки.

Секретный объект тщательно охранялся: по периметру проходило два ряда колючей проволоки, между которых круглые сутки ходили сторожа-охранники. Летом начинаются мероприятия по подготовке горнопроходческих работ для строительства комбината №815 (горно-химический). Через 3 года стройка приобретает масштабный характер. Заключенные нескольких образованных рядом ИТЛ, количество которых доходило до 70 тысяч человек, занимались строительством объекта.

В 1954 году поселение вокруг комбината №815 официально становится городом.

Железногорск – название предназначалось для закрытой переписки, советских органов. Для всех остальных город стал называться Красноярск-26.

Через 8 лет после начала строительства был произведен пуск первого ядерного реактора АД ГХК. Завод был построен в горной скале, под землей на глубине 200-300 м, защищенный от ядерного удара. Тоннели комбината сравнивали с подземкой Москвы. Второй реактор АДЭ-1 заработал через 3 года и в 1964 году — третий — АДЭ-2. Все они предназначались для наработки плутония, вода после охлаждения спускалась в Енисей(!). Радиационный фон в это время в сотни раз превышал допустимые значения.

Учеными и специалистами комбината разрабатывается и внедряется впервые в мире система использования тепла от работы реактора АДЭ-2 для отопления и горячего снабжения жилых домов. Угольные котельни стали не нужны. Для переработки облученных урановых блоков был выстроен радиохимический завод. До 2012 года он оставался единственным в мире таким предприятием.

В этот же период, в начале 60-х, выходит постановление Правительства СССР о производстве ракет, которые способны доставлять атомную бомбу в любой конец земного шара. Разработкой занимались специалисты Особого конструкторского бюро №1 (ОКБ) под руководством Королева С.П. Производством ракетной техники занимался Красноярский машиностроительный завод. Вскоре, уже в Красноярске-26, появляется филиал ОКБ1, которым руководит заместитель Королева М.Ф.Решетнев. В то время ему было всего 34 года. Сейчас – это компания «Информационные спутниковые системы имени академика Решетнева».

Для испытаний двигателей для ракет рядом с Железногорском был выстроен стенд под названием «химзавод». Кроме этого, начали функционировать заводы кирпичный, по обработке дерева, бетонный, разрабатывается песчано-гравийный карьер. К 1985 году был выстроен под Енисеем тоннель для утилизации радиоактивных отходов.

В городе, вокруг рукотворного озера, разрастаются жилые кварталы, создается вся необходимая инфраструктура. Появляются театры, библиотеки, кинотеатры. Трудные времена для секретного производства наступили в 90-х годах, но градообразующий завод удалось сохранить.

С 1994 год город стал называться Железногорск.

В связи с программой разоружения, были выведены из строя 2 реактора. Сейчас ГХК находится в составе госкорпорации «Росатом».

Петербургская утонченность на берегах Енисея

Одновременно со строительством секретного объекта, начинается разрастаться город. Архитектура середины прошлого столетия отличалась торжественностью и парадностью и опиралась на опыт мастеров XVIII века. Это символизировало победу советского строя. При строительстве зданий, архитектурных сооружений тех лет за основу принимали градостроительный стиль Ленинграда. Многие специалисты в области строительства приезжали именно из этого города на Неве.

«Ленинградские мотивы» можно увидеть в белоснежных колоннах, в скульптурах, стоящих в парках и на крышах домов. Многие мелкие детали, в виде каменной лепнины или фрагмента вычурной решетки напоминают прекрасный Петербург, его колорит. Полюбуемся некоторыми из них, вызывающих иногда недоумение и непонимание. А возможно, в этом и заключается уникальность, притягательность таких объектов. Ведь это часть истории города, которую необходимо сохранить.

Спасение гипсовой девочки

В 1955 году были открыты детские ясли, рядом со зданием установлена фигура «Девочка с голубями». Простояла она более 60 лет и сильно изменила свой облик. Местные жители удивлялись, не понимая: кто это, зачем это здесь? Возможно, это Паниковский с гусем? В июле 2016 года скульптура переехала в парк. Она оказалась единственной, из сохранившихся объектов социалистического реализма середины XX века. Благодаря инициативе директора парка и мастерству доцента кафедры рисунка Института архитектуры и дизайна СФУ, фигурку девочки удалось восстановить. Теперь современники могут любоваться этим художественным объектом советской эпохи в городском парке.

Кто посягнул на композитора

Еще одна интересная история связана с бюстом М. Мусоргского, установленного в начале 50-х перед детской музыкальной школой. Скульптура была изготовлена из цемента и мраморной крошки. После переезда школы в другое здание, бюст длительное время находился на складе ГХК. Новую жизнь скульптуре дал главный художник города. Бюст был установлен на пьедестал из розового мрамора и украшен декоративными деталями в виде камертона и бронзового венка.

Этим заинтересовались недобросовестные любители драгметалла. Вначале 90-х эти украшения были благополучно украдены. Чем хорош небольшой город? А тем, что такого воришку очень быстро можно вычислить и найти. Так и произошло. Вор не успел сдать бронзу, и Мусоргский благополучно принял свой образ с бронзовым украшением.

Чем отличается население «умного» города, где большая концентрация населения потомков первых атомщиков? Своеобразным чувством юмора, ироничным отношением к некоторым жизненным обстоятельствам. Вот например, уже почти 4 десятилетия стоит у здания заводоуправления архитектурная композиция, которую местные жители называют «мужик в пиджаке». Почему? А потому, что никто не знает, кто послужил прототипом этому каменно-железному человеку.

100-килограммовая голова

Старшее поколение помнит, как в школьные годы собирали макулатуру и металлолом. Это было интересно, дух соревнования между классами заставлял школьников добровольно искать разные «железяки» и тащить в школьный двор. А потом сверять визуально у кого куча железа больше. Так вот ученики школы имени Зои Космодемьянской к 60-летию ВЛКСМ и 25-летию школы собрали большое количество металлолома, деньги от сдачи которого, пошли на изготовление скульптуры Зои.

Ученики собрали большой материал о жизни комсомолки. Преподаватель физкультуры привез с места гибели Зои капсулу с землей. Скульптура в виде головы Зои была отлита из бронзы и весила 1 центнер! Сейчас памятник можно увидеть во дворе 91 гимназии.

В городе есть другие примечательные памятники из советского прошлого. Например, памятник С. П. Королеву – это понятно и уместно в городе атомщиков. Первый вариант был отвергнут, так как в нем не было сходства с ученым. Пришлось сделать еще один бюст, теперь уже без замечаний.

Цифровизация? – это что?

Есть в городе еще один раритет – это старейшая типография, которой уже 60 лет. Печатают здесь любую печатную информацию, причем текст набирается вручную. Поэтому наборщики – это производственная элита, ведь текст набирается в зеркальном отражении из свинцовых буковок! А каким нужно быть профессионалом, чтобы вслепую набирать строки текста. Можно сказать, что это все устаревшие технологии, ведь теперь для этого существует компьютерная верстка и фотонабор.

Остается только восхититься коллективом типографии, который, несмотря на цифровизацию, справляется с огромными объемами печатной продукции. У многих работников в трудовой книжке всего одна запись: о приеме на работу.

О культуре и вере

Долгое время секретный город оставался абсолютно закрытым для церкви. В советское время это касалось всего населения, а не только Железногорска. В начале 90-х в городе инициативная группа выступила с предложением создания православной общины и строительства храма. Первое богослужение проходило в здании музея в Рождество 1991 года. Строительство храма проходило не просто, средства необходимо было искать самостоятельно. На пожертвования прихожан, предпринимателей, крупных предприятий храм был построен и 21 ноября 1999 года было проведено первое богослужение.

В работе по внутренней отделке храма принимали участие мастера из Москвы, Сергиева Посада и Нижнего Новгорода. Большую часть икон расписали местные живописцы. Были применены старинные технологии с использованием красок на натуральном сырье: яичном желтке и белом вине. В 2008 году храму был присвоен статус Собора.

По инициативе Курчатова, который считал, что атомщики не должны быть оторваны от культуры, уже в первые годы строительства, при кинотеатре «Спартак» был создан драматический театр. К началу 60-х в городе, с населением в 80 тысяч, уже работали две профессиональные театральные труппы, одна музыкальная. Конечно, вначале главными зрителями были военнослужащие.

Читать еще:  Отдых на мальте в мае

В то время по градостроительным нормам для создания театра оперетты было необходимо, чтобы городское население составляло не менее 350 тысяч. По этой причине в 1968 году драматическая труппа была расформирована. А театр оперетты и до сих пор дает свои постановки, участвует в культурной жизни города, края. Здание театра также заслуживает внимания: фасад украшен лепниной и вензелями. Внутренний интерьер выполнен в лучших традициях старых русских театров. Вместимость зала 300 мест, стоимость билетов вполне доступная: 150-400 руб.

Климатические и экологические условия

Железногорск расположен в зоне резко континентального климата. Из-за низкой влажности здесь легко переносятся зимние морозы и летняя жара. После введения в строй Красноярской ГЭС и появления водохранилища, зимы стали более мягкими. Наверно многие думают, что в таких городах атомщиков повышен радиационный фон. В Железногорск больше вредных веществ городу приносят ветра, дующие из Красноярска. Они доносят выбросы промышленных предприятий.

Железногорск окружает лесная полоса, очищающая воздух. На зданиях установлены несколько табло, которые показывают радиационный фон. Обычно он раза в 4 меньше допустимого. Содержание радионуклидов в продуктах питания не отличается от средних показателей по стране.

Крокодил в Сибири или кому в Железногорске жить хорошо

Железногорск сохранил память об архитекторах из Ленинграда. В старой части города много вывесок «Балтийский», есть Ленинградский проспект. Местом отдыха горожан вот уже 60 лет является рукотворное озеро и парк, примыкающий к нему. Городской парк был открыт в середине 60-х годов, в то же время в нем был выделен звероуголок. Теперь это зоопарк, в котором живут сотни представителей фауны, есть даже крокодил.

Горожане активно занимаются спортом, у многих есть лыжи, велосипед. В районе городской черты расположен горнолыжный спуск с подъемниками. Есть в городе бассейны, боулинг, каток.

Раньше закрытые города имели специальное снабжение. Для приглашенных на работу специалистов создавались комфортные условия проживания, большое внимание уделялось благоустройству и социальной сфере. Ввиду того, что в такие города можно было попасть только по спецпропуску, преступность здесь находится на низком уровне.

В детский сад устроить ребенка нет проблем, а в школах одна смены. Интересная деталь: нумерация школ начинается с 90 и так далее. Это было принято в период секретности, чтобы нельзя было догадаться, что учебные заведения находятся в отдельном городе. Для внешкольного развития детей в городе функционирует станция юных техников, дворец творчества, спортивные школы и музыкальная.

Более двух десятков лет в Железногорске работает «Школа космонавтики». Это интернат для одаренных детей. После окончания они могут, по целевому набору, поступить в престижные высшие заведения страны.

В городе есть городской транспорт – это автобусы, которые также доставляют людей на садовые участки. Почти у всех горожан есть дачные участки, находящиеся совсем рядом. На ГХК работников доставляет электричка. Длина пути 30 км, 5 из которых проходят под землей.

В последнее время в городе нелегко найти работу, поэтому многие работают в Красноярске. Доехать туда можно на автобусе. Железногорск – это красивый, спокойный город в котором хорошо живется детям и пенсионерам. Для остального населения созданы комфортные условия, а работу можно найти и рядом с городом.

ЗАТО Железногорск – это частичка Советского Союза, со всеми благами современной цивилизации.

Железногорск — в видео:

Железногорск — Закрытый город или показуха?

Город, который раньше носил название Красноярск-26 и в последствии был переименован в Железногорск, является моей родиной, там я родился. Этот город издавна считается городом закрытого типа, в который можно попасть только по пропуску через КПП, охраняемое военными местной воинской части. Весь остальной периметр города, обнесен двумя заборами колючей проволоки, между которыми как на границе находится свежевспаханная земля и ходят пограничники с собаками. Ходят слухи, что где то там, находится хранилище ядерных отходов, из-за которого в городе повышенный радиоактивный фон. А охраняют его потому, что если вдруг в это хранилище проникнет такая же шахидка, как та которая взорвала автобус в Волгограде, и активирует свой заряд, то Красноярск и близлежащие города, превратятся во второй Чернобыль. Но это всего лишь слухи, не имеющие под собой почвы. А теперь, поговорим о том, кто и зачем держит город под видом закрытого, а так же на самом ли деле он закрытый.

Итак, 29 октября 2013 года, я придя утром на работу, узнаю от начальника что мы сегодня везем шкафы в Железногорск. Я иду к нему с вопросом, как мы собираемся без пропусков и даже паспортов, проникнуть в закрытый город. В кабинете у меня состоялся диалог с начальником, из которого я понял, что ему плевать на своих людей, на законы Российской Федерации и важна только нажива с продажи шкафов.

В общем, мы загрузили два шкафа в машину и поехали в Железногорск. Когда мы туда добрались, и остановились на стоянке, я увидел КПП, на котором суетились люди в форме.

Они проверяли досконально каждую машину, и даже заглядывали в каждый вагон проехавшего поезда, со специальной платформы. Со стороны, все выглядит как будто охраняется стратегически важный для России объект.

Нас встретил клиент на машине, который подошел и сказал: — Закрывайте
машину и пойдемте со мной. Я вам покажу где дырка и где вы должны будете меня ждать. Я его спросил, нельзя ли обойтись как нибудь без этого и можно ли вызвать просто грузовое такси, что бы мы в него перегрузили шкафы и вернулись в Красноярск.
Тот мне ответил, что нужно было предупреждать его заранее о том что привезут шкафы, а теперь только так, через дырку в заборе…

Мы вышли из машины, закрыли ее на ключ, который отдали этому мужику и пошли за ним следом.

Мы перешли через железнодорожные пути, прошли буквально 50 метров по грунтовой тропинке, которая уже больше напоминала дорогу и подошли к забору с колючей проволокой.

Внизу этого забора, находится огромная дырка, в которую без труда пролезет хоть человек, хоть ящик со взрывчаткой для терракта. Мало того, что дыра ничем не прикрыта, так под ней еще и доску постелили специально что бы людям не марать ноги в слякоть.

В общем клиент нам говорит что бы мы лезли в дыру, по дачам вышли на дорогу и ждали его с обратной стороны КПП. Глянув в сторону КПП, я понимаю и вижу что охрана стоящая на КПП, видит меня не хуже чем вижу их я. Понимаю что два охранника стоящие на площадке досмотра вагонов, смотрят прямо в мою сторону и даже не пытаются что либо предпринимать. Я пролезаю в дыру и оказываюсь между двух заборов с колючкой. Только вместо свежевспаханной земли, на которой должны отчетливо отпечатываться следы нарушителей границы, я вижу кучи мусора, оборванной колючки и грязь утрамбованную людьми до плотности асфальта.

Во втором заборе находится точно такая же дыра, через которую спокойно может пролезть даже полный дяденька.

Все это время, на меня с КПП смотрят два охранника.

Они видят что я фотографирую что-то, видят что я нахожусь в зоне между заборами, видят что перехожу границу которую они якобы охраняют, но при этом абсолютно ничего не происходит и никто даже не пытается нам помешать. А нас не много не мало, целых 4 человека (я, водитель и два сборщика), которых невозможно не заметить.

Еще пять метров хотьбы по грязи…

И мы уже стоим на территории Железногорска, прямо на глазах у охраны, которая чуть ли не с собаками шмонает багажники у въезжающих в этот «закрытый» город автомобилей.

Не успели мы еще отойти от забора даже на 100 метров, как я увдел следующих «перебежчиков», молоденькую пару студентов (судя по внешности).

А прямо перед нами шел еще один человек, пересекший границу города через эту же дырку.

Мы спокойненько прошли через дачи по вытоптанной тропе на дорогу…

Пересекаем откос с рельсами…

И оказываемся по обратную сторону Железногорского КПП.

Мы подождали пять минут, пока нашу машину, управляемую нашим клиентом, досмотрят. После чего он подъехал к нам, мы сели в свою машину, а он в свою, и сказав следовать за ним, поехал показывать дорогу к своему дому.

И вот в этот момент, мне стало как-то не по себе! Я простой грузчик, которого начальник под угрозой увольнения заставил пойти на преступление и пересечь границу, проник даже не прячась, без какой либо маскировки, в закрытый город, в котором по слухам хранится львинная доля ядерных отходов страны, без проблем сел в свою машину и поехал смотреть город как на экскурсии…

Читать еще:  Отдых на тенерифе остров тенерифе

Нагулявшись вдоволь по городу, мы сели в машину, вернулись на КПП и уже без каких либо проверок спокойно выехали за пределы Железногорска.

И вот меня со вчерашнего дня, гложет несколько вопросов….

    Если в город можно так беспрепятственно проходить кому угодно, то для какой цели устраивают эту блеф-показуху с проверками, пропусками, колючей проволокой и т.д.

Если это все же не показуха и в городе реально есть стратегически важные объекты, то за что тогда платят деньги охране, которая видя перебежчиков, никак на них не реагирует стоя в 50 метрах от них.

Если через эту дырку проберется какой нибудь вакхаббит с поясом смертника и добравшись до хранилища радиоактивных отходов бабахнет там все к чертовой матери, устроив в Сибири второй Чернобыль, то с кого из этих нахлебников, создающих вид работы на КПП, будут спрашивать за этот недосмотр.

На самом деле, у меня множество вопросов по этому поводу, но уже поздно и нужно ложиться спать, поэтому я завершаю сие повествование и надеюсь что власти Железногорска однажды увидят этот пост и предпримут хоть какие нибудь меры по соблюдению мер безопасности, а так же проведут воспитательные работы со своими «пограничниками», которые кроме проверки пропусков видимо больше ничем заниматься не хотят.

ЗАТО город Железногорск

Железногорск — город атома и космических технологий.

Железногорск расположен на правом берегу реки Енисей в предгорьях Атамановского хребта — отрога Саянских гор, в 64 км севернее Красноярска. Рядом с городом протекают небольшие реки Кантат и Байкал, рядом с городом находятся озера Голубое и Море.

Статус Железногорска определяется как закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), городской округ. Город занимает площадь 45 667 га. Кроме города Железногорска, в ЗАТО входят четыре поселка — Подгорный, Тартат, Додоново и Новый Путь, а также одна деревня — Шивера. По данным Красноярскстата на 1 января 2014 г., численность населения ЗАТО Железногорск составляет 93 998 человек.

История

История Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В конце 1940-х гг. в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия. Один из секретных заводов по наработке оружейного плутония требовалось разместить близ реки или озера (для забора воды на охлаждение реакторов), достаточно далеко от государственной границы, в несейсмичном районе около крупного промышленного центра и обязательно под землей. По расчетам ученых, от ракетно-бомбового удара основной объект могла защитить 200-метровая толща земли.

Была выбрана площадка с горным массивом в среднем течении Енисея. В мае 1949 г. для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института.

26 февраля 1950 г. вышло Постановление Совета министров СССР за подписью И. В. Сталина о строительстве комбината № 815. И уже в марте 1950 г. на место будущей стройки высадилась группа из 22 проектировщиков и изыскателей Ленгипростроя.

В октябре 1950 г. силами заключенных исправительно-трудового лагеря была построена железнодорожная ветка протяженностью 51 км по маршруту станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород.

Летом 1950 г. начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве для размещения будущего комбината № 815. В первые годы строительства комбината гражданских специалистов на стройке было немного, город и промышленные объекты создавались в основном силами военных строителей и заключенных.

К 1953 г. стройка приобрела глобальный масштаб. Начали работать деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, песчано-гравийные карьеры. В городской черте появилось 234 жилых дома, в том числе 18 каменных, кинотеатр «Спартак», три школы, три столовых, детский сад, больничный городок.

17 марта 1954 г. рабочий поселок комбината № 815 получает статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки.

Одним из самых знаменательных в истории молодого города стал 1958 г. 19 августа 1958 г. был пущен первый реактор горно-химического комбината — АД. Второй реактор для наработки плутония-239, АДЭ-1, был введен в строй всего через три года, 27 июня 1961 г.

В начале 1958 г. руководство СССР принимает решение о необходимости массового производства ракет, способных выводить спутник на орбиту и при необходимости доставлять атомную бомбу в любую точку земного шара. Ракеты разрабатывали специалисты Особого конструкторского бюро № 1 под руководством С. П. Королева.

4 июня 1959 г. выходит приказ об образовании в Красноярске-26 филиала Особого конструкторского бюро № 1 — ныне это ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва. 31 декабря 1960 г. предприятие выпускает первую партию гироприборов. В январе 1962 г. с космодрома Капустин Яр была запущена первая ракета, собранная и испытанная специалистами конструкторского бюро прикладной механики.

1964 г. стал особым в истории города. В январе был осуществлен пуск реактора АДЭ-2 на ГХК, а в августе на орбиту были выведены три спутника «Космос», разработанные в НПО ПМ. В это же время специалистами ГХК и ВНИПИЭТ была разработана и внедрена первая в мире схема использования тепла от реактора АДЭ-2 для теплоснабжения и горячего водоснабжения Красноярска-26.

Наряду с промышленными объектами строились и жилые кварталы. К 1980 г. были застроены северная и центральная части города, преимущественно крупнопанельными домами, которые были частью архитектурного стиля «советского классицизма», привнесенного в закрытый город ленинградскими архитекторами.

В городе сформировалась развитая инфраструктура, включающая в себя школы, детские сады, больничный комплекс, сеть продуктовых и промтоварных магазинов, предприятия бытового обслуживания, целый ряд спортивных и культурных учреждений. Действовали театр оперетты, театр кукол, восемь библиотек, музыкальная школа и три кинотеатра.

Период 1990-х гг. стал одним из самых сложных в истории города и его основных предприятий. Тем не менее городу удалось сохранить основные производства и систему муниципальных градообеспечивающих предприятий. Одной из самых высоких в Красноярском крае оставалась и социальная обеспеченность жителей Красноярска-26.

14 июля 1992 г. Красноярск-26 был официально отнесен к числу закрытых территориально-административных образований с расположенными на них военно-промышленными объектами. Городу было присвоено имя Железногорск.

К концу 1990-х гг. социально-экономическая ситуация в городе начинает понемногу стабилизироваться. Город активно включается в международное сотрудничество. Создается фонд «Международный центр развития — Железногорск», реализуется ряд программ: «Инициатива атомных городов», «Города-побратимы», программа студенческого обмена TIPS. В 2000 г. Железногорск заключает соглашение о сотрудничестве с городами Алкоа и Мэривилл, округ Блаунт, штат Теннеси, США.

Сохраняют стратегическую важность объекты горно-химического комбината, перспективы развития которого сегодня соотносятся с созданием новых мощностей по временному хранению отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и комплексным производством полупроводникового кремния.

Ведущим предприятием ракетно-космической отрасли страны по-прежнему остается Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнёва, за 46 лет деятельности создавшее более тысячи космических аппаратов в области связи, телекоммуникации, навигации и геодезии.

Современность

Сегодня экономическую ситуацию в городе фактически определяют несколько блоков предприятий (секторов):

  • ФГУП «ГХК» и ОАО «ИСС» — два крупнейших предприятия Железногорска с совокупным объемом производства в 2011 г. более 25 млрд руб. При этом уровень кооперации предприятий чрезвычайно низкий, что обусловливается замкнутыми и непересекающимися технологическими производственными системами;
  • сектор малых и средних производств нестратегического характера;
  • бюджетный сектор экономики.

Сегодня Железногорск становится центром инновационного развития Красноярского края. В городе создается кластер инновационных технологий: ведется строительство промышленного парка, формируется инжиниринговый центр «Космические системы и технологии».

Железногорск располагает сетью медицинских, спортивных и культурных учреждений, в которых проводятся мероприятия краевого и российского масштабов.

В городе работают три детско-юношеские спортивные школы, восемь физкультурно-оздоровительных комплексов, стадион с трибунами на 1 500 мест, 63 плоскостных спортивных сооружения (из них 12 футбольных полей), 62 спортивных зала, девять плавательных бассейнов (из них крытых — пять), две лыжные базы, семь сооружений для стрелковых видов спорта, горнолыжные трассы, водноспортивная база и яхт-клуб, а также центр дополнительного образования детей «Патриот».

В ЗАТО Железногорск культивируется 67 видов спорта, зарегистрировано 17 городских спортивных федераций по видам спорта, в 2012 г. было создано семь новых физкультурно-спортивных клубов по месту жительства.

Хорошая подготовка тренировочной базы позволяет регулярно проводить в городе престижные соревнования и сборы самых известных команд края и России.

На базе клинической больницы № 51 ФМБА России — главного учреждения здравоохранения Железногорска — проходят обследования пациенты со всего края. В своей работе специалисты КБ № 51 используют новейшее лечебно-диагностическое оборудование.

Система образования ЗАТО — Железногорск включает 15 общеобразовательных, 37 дошкольных и шесть учреждений дополнительного образования детей.

В систему учреждений культуры и искусства Железногорска входят три учреждения дополнительного образования детей, 14 библиотек, три культурно-досуговых учреждения, два профессиональных театра, парк культуры и отдыха и музейно-выставочный центр (всего 48 объектов).

Читать еще:  Туры в шанхае путешествия в шанхае шанхай

Местное самоуправление

В структуру органов местного самоуправления ЗАТО город Железногорск входят: глава ЗАТО, администрация ЗАТО, Совет депутатов ЗАТО, контрольно-счетная палата.

Железногорский городской Совет депутатов является представительным органом муниципального образования, состоит из 30 депутатов, избираемых по мажоритарно-пропорциональной системе: 15 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 15 депутатов — по единому избирательному округу по спискам избирательных объединений. Срок полномочий Совета депутатов составляет пять лет.

Глава ЗАТО город Железногорск — высшее должностное лицо города, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории ЗАТО. Избирается сроком на пять лет из состава городского Совета депутатов и исполняет полномочия председателя городского Совета. Глава города решает вопросы местного значения, представляет интересы города в отношениях с Российской Федерацией, государственными органами и муниципальными образованиями, гражданами и организациями.

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Администрация подотчетна Совету депутатов. Администрация города разрабатывает и исполняет городской бюджет, распоряжается муниципальной собственностью, разрабатывает и выполняет планы и программы развития города, распоряжается бюджетными средствами, образовывает муниципальные предприятия и учреждения, решает вопросы местного значения. Руководит администрацией на основе единоначалия глава администрации, который работает по контракту, заключаемому по итогам открытого конкурса сроком на пять лет.

В составе Совета депутатов образована контрольно-ревизионная служба, которая контролирует исполнение бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета и отчета о его исполнении, а также контролирует порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления Железногорска. Для проведения выборов и референдумов, голосований избирательная комиссия формируется городским Советом и состоит из девяти человек с правом решающего голоса.

Красноярск-26

Железного́рск — город (с 1954) в Красноярском крае России, центр закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), одной из территорий, на которых находятся военно-промышленные объекты с особым режимом.

Город расположен на берегах небольших рек Кантат и Байкал (в правобережной части бассейна реки Енисей) в предгорьях Атамановского хребта — отрога Саянских гор, в 64 км севернее Красноярска. Свой особый статус город Железногорск получил благодаря секретным градообразующим предприятиям оборонной (атомной и, позже, космической) промышленности. До недавнего времени город не отмечался на гражданских картах. Посещение города осуществляется по специальным разрешениям.

Содержание

Статус и администрация ЗАТО

ЗАТО Железногорск занимает площадь 45 667 га. Вокруг ЗАТО устроено охраняемое ограждение с ограниченным количеством контрольно-пропускных пунктов для проезда в город (КПП). Кроме города в состав территориального образования входят два поселка — Подгорный и Тартат и три деревни — Додоново, Новый Путь и Шивера, населением от 500 до 5000 человек: общая численность жителей всех населенных пунктов — 102,2 тыс.

Глава ЗАТО — Геннадий Яковлевич Баховцев, избранный 30 января 2005 года.

Краткая история основания

26 февраля 1950 года вышло в свет постановление Совета министров СССР, подписанное И. В. Сталиным, о строительстве Комбината № 815 (будущий ГХК), комплекса по производству оружейного плутония. Секретный комплекс и закрытый город при нём строили подразделения Минобороны, МВД и заключённые ГУЛАГа.
В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР создается исправительно-трудовой лагерь «Гранитный». Силами заключенных с мая по октябрь велось строительство внешней железнодорожной ветки протяженностью 51 километр по маршруту «станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород». Введение в строй железной дороги дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината.

Одновременно, летом 1950 года, начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве, предназначенном для размещения Комбината № 815.

К 1953 году стройка приобрела широкий масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появились 234 жилых дома, кинотеатр, 3 школы, 3 столовых, детский сад, больничный городок.

К 1956 году была подведена внутренняя ведомственная железная дорога к достраиваемому ГХК, который был сдан в эксплуатацию в 1958 году. Он размещён под землёй (в массиве горы) на глубине до 200—300 метров и проектировался таким образом, чтобы выдерживать даже ядерные удары. Система производственных и транспортных тоннелей ГХК сопоставима с московским метро. Производимое реактором тепло используется для отопления города. [1]

17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Комбината № 815 получает официальный статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки, партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки. Его также называли «Соцгород», «Девятка», «п/я 9», «Атомград».

Промышленность

  • Красноярский горно-химический комбинат[2]
  • ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» (70 % производства российских спутников гражданского назначения)
  • Химический завод — филиал ФГУП «Красмаш», посёлок Подгорный
  • Управление № 9 при Спецстрое России — бывшее Строительно-промышленное АО «Сибхимстрой»
  • Трест «Сибхиммонтаж»
  • В настоящий момент идет выполнение строительно-монтажных работ по возведению сухого и реконструкции мокрого хранилищ отработанного ядерного топлива (ХОЯТ). Работы выполняются специалистами ОАО «Группа Е4»

Городской транспорт

Линия имеет длину 30 километров (в том числе 5 под землёй) и 3 станции («Соцгород», «Вольная», «Комбинат»), последняя из которых сооружена подземной, близкой к стандартам метрополитена [3] , [4] .

Линия начинается у юго-западной границы ЗАТО, вблизи посёлка Тартат, проходит через основной жилой массив города, далее идёт вдоль берега реки Енисей, затем скрывается в подземном тоннеле горно-химического комбината [5] .

В качестве подвижного состава используется 5 восьмивагонных электропоездов («электричек») [6] .

Также в городском транспорте имеется несколько маршрутов автобусов и такси. В 2007 году введены коммерческие маршруты.

Наука, образование, культура, отдых, религия, достопримечательности

Объекты, отражающие многочисленные сферы духовной культуры Города можно перечислять долго.

Среди наиболее важных стоит отметить:

  • Красноярский государственный проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ»
  • Восточно-Сибирский филиал «Ипромашпрома»
  • Отделение Сибирского Федерального университета, г. Красноярск
  • Филиал Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева
  • Краевая школа космонавтики
  • Городской дворец творчества детей и молодежи
  • СЮТ (Станция юных техников)
  • СЮН (Станция юных натуралистов)
  • Железногорское отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России»[1]
  • Городское озеро
  • Городской лесо-парк (Парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова)
  • Храм Михаила Архангела
  • Музей истории города
  • Музейно-выставочный центр
  • Дворец культуры имени 40-летия Октября
  • Железногорский театр оперетты
  • Железногорский театр кукол «Золотой ключик»
  • Зоопарк
  • Центр досуга
  • Горно-лыжная трасса
  • Яхт-клуб

Но наиболее значимым аспектом, неповторимо создающим эстетический микроклимат Города, несомненно является концепция его проектирования. При строительсте Железногорска была максимально применена идея ограниченного изменения природного ландшафта, находившегося на месте будущего строительства. Если смотреть на город с близлежащих отрогов Саяна (Атамановкий хребет) кажется, что островки жилых кварталов тонут в море дикой тайги. Эта черта харктерна как для «Старого города», так и для новых микрорайонов «Ленинградского». На участке горного массива и рядом с ним расположены специально оборудованные: лыжероллерная трасса (большинством лыжников-профессионалов оценивается как «скоростно-силовая» и «коварная»: перепад между верхним и нижним максимуми высоты 45 метров); 4 полотна горнолыжных спусков разной категории сложности.

Жемчужиной планировочного решения многие специалисты называют Городское озеро, вокруг которого и расположена селитебная зона. Стоит отметить, что его строительство не входило в первоначальный генеральный план, разработанный Ленинградскими проектными институтами. Первые строители и жители Города по собственной инициативе в ходе нескольких общегородских субботников расчистили будущее ложе: заболоченную и труднопроходимую пойму реки Кантат; после этого с помощью дамбы и системы шлюзовых камер вода реки заполнила озеро. Городской парк, по сути, также представляет собой значительный массив исторического леса, оставленный вокруг зеркала озера и минимально измененный в ходе благоустройства.

Почётные граждане города

  • Решетнёв, Михаил Фёдорович (1924—1996) — конструктор ракетно-космических систем, академик, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской (1980) и Государственной премий. Генеральный директор и Генеральный конструктор НПО ПМ (1959—1996). Внес существенный вклад в развитие российских систем спутниковой связи и спутниковой навигации. Оказал значительное влияние на создание сибирской научной школы, объединив вокруг себя талантливых ученых, инженеров, разработчиков ракетно-космической техники. Звание «Почётный гражданин г. Красноярска-26» присвоено Решением городского Совета народных депутатов от 6 июля 1984 г.
  • Кучин, Сергей Павлович (1924) — геолог Горного управления, один из строителей Горно-Химического комбината. Лауреат премии Совета министров СССР. Заместитель директора Музейно-выставочного центра по научной работе. Консультант студенчества и старших школьников, работающих над темами истории Железногорска и его созидателей. Звание «Почетный гражданин ЗАТО г. Железногорск» присвоено Решением городского Совета от 24 июля 2000 г.
  • Кузнецов, Пётр Валентинович (1958—2006) — мастер спорта, чемпион России и двукратный чемпион СССР по альпинизму. «Снежный барс». Летом 2006 года погиб при восхождении в составе российской экспедиции на вершину К2 (Чого́ри). Звание «Почетный гражданин ЗАТО г. Железногорск» присвоено Решением городского Совета ЗАТО г. Железногорск от 29 июля 2004 г.

Список Почётных граждан г. Железногорска, в который входят люди, внесшие «большой вклад в развитие города, его хозяйства и культуры, прославившие город своим трудом и подвигом», и их краткие биографии представлены на сайте городской администрации [7] .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector