2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Загадочные и таинственные истуканы острова пасхи

Ученые разгадали загадку каменных истуканов с острова Пасхи

Древние монолитные статуи-истуканы под названием моаи, по мнению живших на острове Пасхи полинезийцев, помогали сохранить плодородие земель.

К таким выводам пришли археологи и почвоведы из США, Чили и Новой Зеландии после изучения двух скульптур, которые находятся возле вулкана Рано Рараку на востоке острова. Пресс-релиз ученых опубликован на сайте Phys.org.

Эксперты провели химический анализ почвы возе вулкана и обнаружили в ее составе фосфор и кальций. Ученые поясняют, что эти элементы имеют большое значение для хорошего урожая. Благодаря исследованию удалось сделать вывод о том, что для аборигенов подножие Рано Рараку было источником плодородных земель. Моаи устанавливались там для увеличения урожайности.

«Наши раскопки расширяют представления о моаи и дают нам понять: то, что изначально видится нам чем-то очевидным, никогда не бывает именно тем, чем кажется», — отметила автор исследования Джоанна Ван Тилбург.

Рапануйцы оставили после себя огромные статуи моаи в виде человеческих голов. Вес самого большого каменного истукана составляет более 82 тонн. Отметим, что через несколько десятилетий статуи могут затонуть.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

2019 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

СМИ «aif.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, регистрационный номер Эл № ФС77-31805 от 23 апреля 2008 г. Учредитель: АО «Аргументы и факты». Интернет-сайт «aif.ru» функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Шеф-редактор сайта: Шушкин В.С. e-mail: karaul@aif.ru, тел. 8 495 783 83 57. 16+

Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт www.aif.ru.

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Таинственный рыцарь острова Пасхи

Таинственный рыцарь острова Пасхи

С самым, пожалуй, загадочным из островов земного шара — вулканическим островом Пасхи — связано немало необъяснимого. Много лет ученые пытаются найти ответ на вопросы о происхождении народа, его населяющего, языка этих людей, а также о 600 гигантских статуях высотой до 22 м (так называемых «моаи»), обнаруженных здесь. Эти загадки постепенно получают более или менее правдоподобное толкование. Однако существует еще одна тайна, которая появилась весной 1988 г.

Сначала немного о самом острове. Он имеет форму треугольника площадью примерно 165 км2, располагается в южной части Тихого океана в трех тысячах километров к западу от берегов Южной Америки и принадлежит Чили. Название этому затерянному в океане кусочку земли дал голландский мореплаватель Якоб Роггевен, который ступил на нее в день христианского праздника 14 апреля 1722 г. То, что земля уже имела местное название Рапануи, то есть «пуп Земли», ничуть не смутило чужестранца, который возглавлял эскадру из трех кораблей, отправившихся из Южной Америки в поисках богатой рабами и драгоценностями загадочной южной земли — «Терра аустралис инкогнита».

Теорий и версий происхождения жителей о. Пасхи великое множество. Это и финикийцы, добравшиеся на противоположную сторону земного шара, и потомки египтян или жителей Междуречья, и викинги, и моряки исчезнувшего флота Александра Македонского, и перуанцы. По теории знаменитого норвежского ученого Тура Хейердала, на острове обитал народ, который прибыл сюда приблизительно в 380 г. н. э. из южных районов современной республики Перу. Для проверки возможности плавания древних южноамериканских индейцев, не знавших в то время лодок, Хейердал организовал плавание на знаменитом плоту «Кон-Тики». В XII ст. Пасху завоевали полинезийцы, которые прибыли сюда с северо-запада, очевидно, с Маркизских островов. Чернокожие, краснокожие и белые туземцы жили вместе более или менее спокойно до 1680 г., когда на острове начался период войн и смут. В 1770 г. сюда прибыли испанцы под командой дона Фелипе Гонсалеса и присоединили эти земли к испанским владениям. Затем в 1774 г. у его берегов побывал Джеймс Кук, в 1786 г. — Ш. Ф. Лаперуз, в 1804 г. — Ю. Ф. Лисянский и в 1816 г. — О. Е. Коцебу. Население острова вывозили на материк в качестве рабов, вследствие чего его численность сократилась, а исконная культура аборигенов пришла в упадок. Сейчас на о. Пасхи в единственном населенном пункте — Хан-Гарао — проживает около полутора тысяч чернокожих, краснокожих и белых людей, занимающихся преимущественно скотоводством и рыболовством.

Научное исследование острова началось в 1914–1915 гг. англичанами, затем французами, бельгийцами, чилийцами, чехами, русскими и американцами. В 1955 и 1986–1987 гг. в его изучении принимал участие Тур Хейердал. Такое пристальное внимание к о. Пасхи не было случайным — там в былые времена процветала культура как полинезийского, так и материкового, перуанского, характера, неизвестно каким способом оказавшаяся на затерянном в океане клочке земли.

В 1988 г. о. Пасхи преподнес ученым еще один сюрприз. Здесь австралийский профессор Р. Майерс с коллегами Ю. Лонгвейлом и У. Роудсом при раскопках на небольшом болоте обнаружили останки сидевшего на боевом коне средневекового рыцаря в полном вооружении. Благодаря консервирующим свойствам торфа всадник и конь довольно неплохо сохранились. Судя по доспехам, рыцарь был членом немецкого Ливонского ордена (1237–1561). В его кошельке, подвешенном к поясу, оказалось три золотых венгерских дуката чеканки 1326 г. Такие монеты активно участвовали в денежном обращении Польши и Литвы, поэтому исследователи предположили, что останки рыцаря ордена можно датировать 1326 г. или несколькими десятилетиями позже. Но как воин оказался за десятки тысяч километров от Европы? Профессор Майерс и другие ученые оказались в тупике.

Раньше Колумба в Америке побывали викинги — предки нынешних скандинавов, но в северной ее части, а не южной. Однако таинственный всадник в Америку, пусть даже Северную, попасть с викингами никак не мог. Хотя образ жизни средневекового рыцаря позволял ему участвовать в крестовых походах по всей Европе, но с 1326 г. до открытия Америки в 1492 г. оставалось более 150 лет. Выходит, вместе с испанцами или португальцами загадочный воин там тоже не мог появиться. Версия о случайно попавшем в бурю европейском корабле в XIV ст. и занесенном на о. Пасхи тоже маловероятна. Хотя в то время и существовали парусники, способные пересечь океан, люди, а тем более лошади, случайно застигнутые штормом, были бы неминуемо обречены на гибель. Таким образом, ни одна из естественных возможностей появления члена Ливонского ордена на тихоокеанском острове не может быть использована для объяснения этого факта.

В настоящее время «нелогичную» находку ученые связывают с явлением телепортации — внезапного перемещения людей на большие расстояния необъяснимым способом. Вот несколько примеров.

В I веке н. э. император Домициан устроил суд над известным философом Аполлонием Тианским. Подсудимый внезапно, на глазах судей, исчез и появился в тот же день на расстоянии нескольких дней пути от Рима.

Читать еще:  Особенности отдыха в св константин и елена

Инок Никон был в плену у половцев, которые не только неотступно стерегли его, но и во избежание побега подрезали ему сухожилия на ногах. Вдруг на глазах удивленных стражников Никон испарился и появился в Печорском монастыре в Киеве во время церковного песнопения. Подобное мгновенное перемещение через стены и большие расстояние произошло с русичем Евстатием, которого также захватили кочевники. Раненый и скованный цепью, он неожиданно объявился в том же Печорском монастыре.

С 1620 по 1631 г. послушница одного из монастырей в Испании, Мария, неотлучно находясь в Европе, ухитрялась около 500 раз совершить мгновенные перемещения через океан. Она занималась миссионерской деятельностью в Центральной Америке и вела дневник, где описывала жизнь и быт индейцев. Понятно, что ее рассказы вызывали недоверие окружающих. Но в 1631 г. из Америки в монастырь вернулись святые отцы из миссии Исолито в Нью-Мексико. Они подтвердили, что описание индейцев Марией дано правильно, да и сами аборигены рассказывали о визитах «белой госпожи в голубом», и показывали подаренные ею чаши, сделанные в Испании специально для монастыря, где жила Мария.

В январе 1888 г. в Коннектикуте (США) неизвестно откуда появилось несколько первобытных людей. Они говорили на непонятном языке и вели себя довольно агрессивно, затем внезапно исчезли.

В 1968 г. житель Аргентины Жерардо Видал вместе с женой вслед за еще одной супружеской парой поехали на авто из г. Часкомус до местечка Майну в гости к общим знакомым. Расстояние было небольшим — 270 км. Вскоре ехавшие впереди супруги заметили, что машина четы Видалов исчезла. Решив, что у тех случилась поломка, они вернулись, но друзей так и не нашли. И только через два дня пропавшие позвонили из Мехико. Они рассказали о том, что по дороге попали в полосу густого тумана и потеряли сознание. Через два часа супруги Видал очнулись с головной болью. Их машина выглядела так, будто была обожжена паяльной лампой, и стояла на незнакомой дороге, да еще и в Мексике, а не в Аргентине.

В ноябре 1973 г. в Нью-Йорке известный экстрасенс Ури Геллер очень спешил домой, чтобы переодеться и отправиться в гости к другу, живущему в 30 милях от него. Вдруг он обнаружил, что бежит не вперед, а как бы назад, поднимается в воздух, летит и через несколько минут влетает в окно своего друга, разорвав при этом сетку от комаров. Судя по часам, с момента, когда экстрасенс бежал к своему дому, до приземления в комнате друга прошло десять минут.

О случае телепортации рассказывал известный петербургский литературовед, автор книг об оздоровлении и целитель Ю. А. Андреев. Однажды он опаздывал на поезд «Москва — Ленинград». Увидев в сотне метров от себя последний вагон только что тронувшегося состава, целитель за доли секунды вдруг оказался идущим по перрону рядом с открытым тамбуром медленно движущегося вагона.

В 1998 г. в Австралии среди бела дня в пригороде Канберры на многолюдной в этот час улице прямо из воздуха появилась пожилая женщина в одежде XVII ст. Она выглядела очень испуганной. А когда увидела собирающуюся вокруг себя толпу любопытных, стала беспомощно озираться, после чего вдруг на глазах у десятков людей бесследно исчезла, как будто испарилась.

Уже в XXI ст. группа ученых обнаружила выход в иное измерение над Южным полюсом. Однажды они обратили внимание на странное явление — высоко в небе Антарктиды возникло странное движение воздуха, вроде циклона. Исследователи решили разобраться и подняли в небо аэростат с контейнером метеорологических приборов. При достижении загадочного «циклона» аэростат на какое-то время внезапно исчез. За прикрепленный к нему канат контейнер с аппаратурой стащили на землю и исследовали каждый прибор. Аппаратура зарегистрировала дату — 21 августа 1964 г.! Получается, контейнер в течение двух минут путешествовал во времени, на 39 лет отстоящем от настоящего.

Некоторые исследователи считают, что эти явления имеют неизвестную науке физическую природу. Речь идет о пятом или шестом измерении, существующим вне нашего четырехмерного мира. Наиболее реальной представляется гипотеза физиков, считающих, что на Земле есть зоны временных разломов. В этих местах прошлое и будущее как бы смыкаются между собой. И это сопровождается переносом огромного количества энергии, которая порой захватывает материальные тела. Но, возможно, кроме этих гигантских временных разломов есть разломы поменьше, энергия которых не может долго удерживать материальные тела и поэтому возвращает их в свое время. Люди попадают в них случайно, перемещаются в них, исчезнув при этом для окружающих, и появляются в пункте выхода канала в наше измерение, но уже в другом месте. Эти случаи свидетельствуют, что между прошлым и будущим существует некая связь, возможно, в виде особых энергетических полей.

Исследователи отмечают еще одну любопытную закономерность. Многие люди, переместившиеся во времени, испытали перед этим жесточайшие стрессы. Например, над философом Аполлонием Тианским совершался суд, явно грозивший ему гибелью. Инок Никон и русич Евстатий оказались в плену и могли поплатиться жизнью. Аргентинские супруги Видал попали в туман и, вероятно, запаниковали, боясь автокатастрофы. Первобытные люди тоже были чем-то сильно напуганы. Вероятно, здесь играют роль какие-то психофизические явления, своего рода защитная реакция организма, заставляющая человека исчезнуть с места гибели, чтобы появиться в другом.

Очевидно, послушница Мария очень хотела услужить Всевышнему, экстрасенс Ури Геллер чрезвычайно спешил в гости, а целитель Ю. Андреев во что бы то ни стало хотел вовремя попасть домой в Ленинград. Их психическая энергия была направлена на достижение определенной цели, и они своего добились. Не исключено также, что эти люди обладали какими-то аномальными способностями — возможности человеческого организма таят в себе еще очень много загадок.

Выдвигается версия, что таинственный немецкий рыцарь с о. Пасхи тоже попал в стрессовую ситуацию, грозившую ему смертью — ведь он был в доспехах, на боевом коне. Такую амуницию воины надевали лишь перед боем или боевым турниром. В смертельной схватке с врагом его нервное напряжение достигло кризисной величины, после чего включился механизм защитной реакции его организма, который и перенес члена Ливонского ордена из опасного места Европы за десятки тысяч километров на маленький тихоокеанский остров. Но, к несчастью, он попал прямо в трясину и погиб. Однако все это лишь догадки. Никаких убедительных аргументов, объясняющих факт появления средневекового рыцаря на о. Пасхи, до сих пор нет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Идолы Моаи: «Истуканы Острова Пасхи»

Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного острова Пасхи (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui, Чили) являются статуи Моаи, или Истуканы острова Пасхи. Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.

По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.

Моаи (рап. Moai) — каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй — угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.

Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

«Обитель» статуй Моаи

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Читать еще:  Парковка в пальма де майорка испания видео

Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.

Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй, немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).

Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы…

По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи …шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а. Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.

Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений. Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.

Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Аху-Акиви — единственные статуи острова Пасхи, которые смотрят в сторону океана.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.

Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.

Интересные факты

  • Мало кто знает, но у всех статуй острова Пасхи в их глубоких глазницах были установлены глаза из белого вулканического стекла или кораллов. Со временем они выпали и сейчас лишь один истукан имеет уцелевшие глаза.
  • Любопытно, что цивилизация Рапа-Нуи не использовала бесчисленную армию рабов и ресурсов для создания своих монументов, как это делалось в культурах Древнего Египта, Китая и прочих культурах «эпохи деспотизма». Горстке жителей острова Пасхи удалось увековечить свои творения, используя исключительно свой интеллект, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова.
  • Средний размер статуй Моаи составляет 3-5 м, реже он достигает 10-12 м. Средняя ширина их основания — 1,6 м. Вес — около 5 тонн, реже 10 и более тонн. При этом самая крупная из установленных статуй весит не более 15 тонн.

Крупнейший истукан острова Пасхи — «El Gigante» размером около 21 м. и примерным весом более 27 тонн. Но эта статуя не отделена от стенки кратера вулкана, т.е. она так и не была завершена.

Тайна истуканов острова Пасхи

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение, его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, — это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире — ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти».

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Читать еще:  Сидней все самое интересное

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью. Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий, причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской доколумбовой культуры, погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек — крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные. с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек». Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии».

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег, готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией. Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей — чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы), стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплылина огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения — найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты.

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии. Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем — свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна.Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи», надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе. А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector