2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успенский собор на карте

Успенский собор в Кремле в Москве

Описание

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

«В первом каменном храме Кремля — Успения Богоматери — формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора — митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена — совершены в раках».

Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).
Читать еще:  Отдых в сурабае от а до я

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303—1325 годах, великий князь Владимирский в 1319—1322 годах, князь Новгородский в 1322—1325 годах — могила утрачена

Успенский собор в Москве

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_likethis_4417″>

Более 600 лет Успенский собор в Москве исполнял функции главного православного храма России. В его стенах осуществлялись важнейшие государственные и церковные церемонии – коронация и венчание монарших особ, интронизация глав Русской Православной Церкви. В начале прошлого века Успенский собор утратил свое религиозное значение и превратился в туристический объект.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 января:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru — промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для Android и IOS

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

История строительства

Археологические раскопки свидетельствуют, что еще в 12 в. на месте нынешнего собора стояла церковь. В 13 в. по велению князя Даниила Московского деревянное строение заменили каменным. Храм стал первым в городе зданием, полностью возведенным из камня. Идея создания кафедрального собора принадлежала митрополиту Петру. Строительные работы начались 4 августа 1326 года. Первоначально он напоминал своим обустройством Георгиевский храм в г. Юрьеве-Польском. В кладке чередовались грубообтесанные камни и гладкотесанные декоративные фрагменты. Верхнюю часть венчали кокошники.

В период правления Ивана III, собор сильно обветшал, и возникла необходимость его обновления. За сооружение новой церкви особо ратовал митрополит Филипп. Однако воздвигнутое здание было разрушено землетрясением в 1472 г. Князь Иван III распорядился пригласить опытного архитектора, чтобы избежать повторения неудач. В качестве главного зодчего в Москву был призван известный итальянский мастер Аристотель Фиораванти. Он воплотил в жизнь идею создания крупнейшего православного храма в России. В качестве прототипа было решено использовать уже существовавший аналогичный собор во Владимире:

Материалом служил белый камень и красный кирпич. Стройка продолжалась 4 года (1475-1479 гг.). Роспись стен внутри помещения совершались под руководством известного иконописца Дионисия. До настоящего времени сохранились лишь небольшие фрагменты древних фресок. Церковь неоднократно страдала от пожаров, потому ее часто восстанавливали и подвергали видоизменениям. В середине 16 века маковки укрыли медными листами с позолотой. В начале 17 в. полностью разобрали и заново сложили каменный свод. При этом дополнительно укрепили его армированным железом.

В 1812 году наполеоновская армия разграбила и осквернила собор. Большую часть его сокровищ вывезли во Францию. Здание было повторно освящено в 1813 г. В конце 19-начале 20 века проходила многоэтапная реставрация сооружения. Ее осуществляли архитекторы:

  • С. К. Родионов (1895–97 гг.)
  • С. У. Соловьёв (1900 гг.)
  • И. П. Машков (1911—15 гг.)

В 1918 г. советское правительство приняло решение о закрытии Успенского собора. Новый этап истории начался в 1955 г, когда здание отдали для размещения музейной экспозиции. С конца прошлого века 90-х годов собор является частью историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». В отдельные праздники Патриарх Московский проводит литургию.

Место для венчания царей

Первым российским монархом, который получил венец на царство в стенах собора, стал Иван IV, прозванный Грозным (1547 г.). После переноса столицы из Москвы в Петербург, храм сохранил свой статус. В нем продолжали осуществлять церемонии коронации императоров России. О высокой роли храма в государственной жизни страны свидетельствует специально изготовленное царское моленное место (1551 г.). Оно получило название «Трон Мономаха». Стенки, образующие основание сиденья, имеют роспись о дарении царских регалий византийским императором Константином Владимиру Мономаху, князю Киевскому.

У подножия трона искусно вырезаны фигуры фантастических животных. Навершие, в виде шатра, удерживается на 4 столбах, украшенных цветочным орнаментом. Деревянный купол над троном декорирован барельефами диковинных птиц. Кресло было вырезано из ореховой древесины и расписано новгородскими мастерами.

Архитектура

Творение Аристотеля Фиораванти гармонично сочетает разные архитектурные стили:

Для строительства использовались небольшие по величине каменные блоки. Благодаря чему, здание имеет вид монолитного сооружения. Фасад разделен на равные части. На поверхности стен выделяются узкие бойницы окон. По всему периметру сооружения тянется аркатурно-колончатый пояс, состоящий из декоративных маленьких арок, опирающихся на колонны. Внутреннее пространство отличается простором и освещенностью. Эффект открытости достигается за счет использования круглых столбов, поддерживающих купол и создания дополнительных арок за иконостасом. Кроме того, при сооружении здания были опробованы нововведения:

  • Металлические крепежи внутри стен
  • Однокирпичные крестообразные своды

Верхушку церкви покрывают купола. Их планировка несколько смещена в восточном направлении. По легенде, маковки храма впервые увенчали 8-ми конечными крестами.

Кто построил

Первыми строителями главного храма Москвы были русские мастера Кривцов и Мышкин. Однако им не удалось довести дело до конца. Из-за подземных толчков стены церкви развалились. Считается, что причиной стало слишком слабое крепление. Царь Иван III решил обратиться за помощью к признанным зарубежным зодчим. По его указанию, посольство Семена Толбузина пригласило в Москву потомственного итальянского архитектора Ридольфо Фиораванти. Он занимался созданием культовых сооружений по всей Италии, а также работал в Венгрии.

Прежде чем приступить к работе над церковью, зодчий распорядился построить в Подмосковье кирпичный завод. Благодаря новому стройматериалу, стены заметно укрепились. После завершения Успенского собора, архитектор остался в России и занимался фортификацией. Согласно легенде, ему было доверено обустройство хранилища для легендарного либерия (библиотеки) Ивана Грозного.

Интерьер

Первую роспись храма создавала артель живописцев, возглавляемая Дионисием. Однако во время грандиозного пожара фрески сильно пострадали. Повторно украсить внутреннее помещение пригласили художников со всей страны. Над росписью стен трудилось 150 мастеров. Ими руководили Сидором Поспеев, Борис и Иван Паисеины. Работы были выполнены в 1642-1644 гг.

Живописные композиции состоят из взаимосвязанных сюжетов:

  • Под куполом – небесный свод
  • Верхний ярус – картины по мотивам Евангелия
  • Второй ярус – жизнеописание Богородицы
  • Нижний ярус – 7 Вселенских соборов
Читать еще:  Карта негомбо негомбо на карте мира

Всего насчитывается 249 композиций. В соборе находится огромное собрание православных икон. К числу прославленных относятся – Владимирская Божья Матерь, Богоматерь Одигитрия, Успение, Спас Ярое Око, Святой Георгий, Троица. Общая высота иконостаса св.16 м. Он насчитывает 5 ярусов.

  • С левой стороны — царское место
  • С правой стороны — место патриарха

Еще одним украшением храма является паникадило, отлитое из серебра в ознаменование победы над наполеоновской армией. Громадный канделябр весит 328 кг.

Святыни

За время своего существования храм превратился в место хранения почитаемых христианских святынь:

  • Гвоздь Господень – один из 4 гвоздей, с помощью которых был распят Иисус на кресте
  • Лоскут от одежды Христа
  • Образ Владимирской Божьей Матери
  • Икона Богоматерь Одигитрия
  • Посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси

Риза Господня попала на землю русскую в 1625 г., как дар шаха Персии царю Михаилу Федоровичу. В ознаменование этого, русская православная церковь учредила торжество — Положение Ризы Господней. Для сбережения реликвии был создан специальный шатер или сень. Он представляет собой кровлю, схожую на покров над Гробом Господнем. Сень состоит из медных пластин с позолотой и посеребрением. Кроме того, ажурную часть декорирует слюда разного цвета. Шатер воздвигнут в юго-западной части здания.

Некрополь

Изначально планировалось превратить церковь в усыпальницу князей и московских митрополитов. Первые захоронения датируются 1326 годом. В последствие роль последнего прибежища князей и монархов стал исполнять другой кремлевский собор — Архангельский. А в храме Успения продолжали хоронить главных церковнослужителей страны.

В стенах собора насчитывается 20 могил митрополитов и патриархов (14-17 вв.). Они расположены вдоль северной, западной и южной стены здания. Места старинных погребений отмечены небольшими прямоугольными надгробиями, покрытыми металлическими саркофагами. Патриаршьи могилы закрывают каменные плиты, на которых вырезаны эпитафии. Чудотворные мощи помещены в раки из дерева, украшенные металлическими пластинками.

Время работы и правила посещения

Музей принимает посетителей ежедневно (кроме четверга):

  • с 10 до 18 ч. (15.05- 30.09)
  • с 10 до 17 ч. (1.10-14.05)

Во время массовых мероприятий на Красной площади, музеи Кремля не работают. Особое расположение собора на территории Кремля диктует строгое выполнение правил для посетителей. Они регламентируют требования для экскурсантов:

  1. Обязательное наличие билета в музей.
  2. Для пропуска людей работают Боровицкие и Троицкие ворота.
  3. Фотосъемка внутри помещения музея запрещена.

Где находится и как добраться

Храм Успения расположен на территории Кремля. Его точный адрес – Москва, Кремль, Соборная площадь.

Проще всего доехать на метро. Ближайшие станции метрополитена:

  • «Охотный ряд»
  • «Площадь Революции»
  • «Театральная»
  • «Библиотека имени Ленина»
  • «Китай-город»
  • «Боровицкая»
  • «Александровский сад»
  • «Арбатская»

Успенский собор

Кафедральный Успенский собор — главный оплот православия не только в Финляндии, но и в целом на территории Северной Европы. Это крупнейший православный храм данной части света. Расположенный на скалистом холме, он устремляет в небо 13 золоченых куполов и возвышается над городом. Будучи одним из старинных памятников архитектуры, храм ежедневно привлекает не только верующих, но и туристов.

Строительство собора

История Успенского собора началась в 1854 году — задолго до того, как был заложен первый камень. В то время настоятелем в Свято-Троицкой церкви в Хельсинки стал молодой энергичный священник, который обратился к губернатору с просьбой о строительстве нового храма, поскольку число прихожан существенно возросло, и старое здание уже не вмещало всех желающих. В высших кругах просьбу одобрили, и уже в 1859 году разработка проекта была поручена известному архитектору и академику Алексею Горностаеву. Именно он выбрал для Успенского собора скалистый холм, с которого открывался великолепный вид на город — туристы и сейчас обожают делать здесь фото.

Средства на храм собирали всем миром, хотя весомую часть пожертвовал император Александр II и члены царской семьи. Наконец, летом 1862 года дело сдвинулось с места, и была проведена закладка здания. К сожалению, Алексей Горностаев так и не увидел свое творение — он скончался в 1862 году, а строительство церкви было завершено в 1868 году. Однако дело продолжил И. Варнек по чертежам предшественника.

Собор сегодня

В наши дни Успенский собор является одной из самых ярких достопримечательностей Хельсинки. Выстроенный из красного кирпича, с зеленой кровлей и золотыми куполами, он неизменно привлекает к себе внимание.

Общая высота храма составляет 51 метр. Чуть ниже него расположена колокольня, которая соединена с основным зданием крытой галереей. Большой центральный купол окружают 12 более скромных куполов, и эта композиция символизирует 12 апостолов во главе с Иисусом Христом.

Есть немало интересного и в интерьере церкви. Особое внимание здесь привлекает серебряный престол с золотой отделкой, привезенный из Валаама, а также легендарная икона Пресвятой Богородицы Козельщанской. Последняя была украдена в 2010 году, однако после найдена и возвращена на место.

Как добраться

Успенский собор находится в районе Katajanokka (Катаянокка) — эта историческая часть города представляет собой остров (в прошлом — полуостров), отделенный от остальной части города каналом.

Добраться до него можно следующим транспортом:

  • Трамваями № 4, 4Р, 5 до остановок Tove Jansson park;
  • На пароме 19Е, а после на трамвае или пешком.

Адрес: Kanavakatu 1, 00160 Helsinki.

Собор открыт в летнее время:

  • По будням, кроме понедельников — с 10:00 до 19:00;
  • В субботу и воскресенье — с 12:00 до 15:00.

В холодное время года часы работы сокращаются.

Актуальную информацию можно найти на сайте.

Успенский собор на карте

На что обратить внимание

Несложно заметить, что Успенский собор в Финляндии очень похож на некоторые российские храмы. Неудивительно, ведь он выполнен в византийском стиле. В его внешнем облике повторяются характерные аркатурные пояса — кирпичные арочные колоннады, которые придают фасаду такой затейливый вид.

Но отправимся внутрь. У входа задержитесь взглядом на чугунной табличке, где есть краткое описание истории храма на русском языке. Что же касается интерьера, он поражает величием сводов и богатой орнаментальной росписью, которой здесь покрыто все: стены, высокие арки, потолки. По карнизам арок золотом выведены известные библейские цитаты.

Первое время после открытия в церкви было мало икон, и она постепенно наполнялась благодаря пожертвованиям. На некоторых иконах можно прочитать имена дарителей — например, от «служителей 15-го флотского экипажа».

В целом на экскурсию по Успенскому собору даже равнодушные к религии туристы тратят не менее часа. Однако, кроме него, на острове есть еще несколько достопримечательностей — например, здание бывшей таможни, где сегодня находится ресторан, а также здание МИДа. Прогулявшись по острову с картой, их несложно найти. Самой же интересной с точки зрения архитектуры является западная часть острова, где причудливые здания в стиле ар-нуво или модерн дополнят впечатление от экскурсии.

Читать еще:  Туры и отдых маврикии от coral travel

Визитная карточка

Адрес

Kanavakatu 1, 00160 Хельсинки, Финляндия

Официальный сайт Успенского собора
Время работы

В летнее время: по будням, кроме понедельников — с 10:00 до 19:00; по выходным — с 12:00 до 15:00. В холодное время года часы работы сокращаются.

Успенский собор

Еще во времена Ивана Калиты в Кремле был построен самый первый собор с посвящением Успению. Стоит отметить, что он был построен на том месте, где до этого была деревянная церковь, 12 века.

За век существования собор сильно износился и тогда уже в 1470 годах во время правления Ивана III, было принято решение построить новый собор и вместе с этим обновить все прилегающие к нему постройки. Изначально собор начали возводить зодчие, но конструкция была обречена на падение из-за того что связующий раствор был очень плохого качества. Иван III был женат на принцессе Византии Софьи Палеолог, именно она и посоветовала царю пригласить для такой работы специалиста из-за рубежа. Таким образом для этой работы был приглашен архитектор из Италии по фамилии Фиорованти, который был настолько известен и мудр, что его прозвали Аристотелем.

У себя на родине этого архитектора называли гением, и все из-за его удивительных проектов. Это был первый в мире архитектор, который сумел переместить здание колокольни храма, у себя в родной Болонье. Этот архитектор владел мастерством отлива пушек и колоколов, чеканки монет, а в Венгрии он даже был удостоен рыцарского звания, за то что возвел для них фортификационные сооружения. Поэтому ни у кого не вызывает удивления тот факт, что этот архитектор получал жалованье в размере 10 рублей в месяц, и это при условии, что в то время за пару рублей, можно было с легкостью приобрести себе деревню, вместе с крестьянами.

Собор получился особенным благодаря тому, что сам Феорованти не имел ни малейшего представления о конструкции древнерусских храмов, а именно крестово-купольной системе. Несмотря на то, что по своим внешним параметрам он полностью похож на типичный русский храм, например на Владимирский Успенский собор, в принципе, что и было необходимо от архитектора, но при этом в конструктивном плане, он был выстроен совершенно неожиданно. Различие можно сразу заметить, только войдя вовнутрь. Нигде по территории России, больше нет такого большого церковного пространства. Особенное внимание занимают своды, которые невероятно высокие, чего в тот момент не умели делать на Руси. Собор венчают 5 куполов, которые олицетворяются 4 апостолов-евангелистов и собственно самого Иисуса Христа. Если заходить в собор с южной стороны, то над входом можно заметить икону Владимирской Божией Матери.

Любой прихожанин, покидающий собор, видит сцены страшного суда, очень символично, что это последнее, что видит прихожанин выходящий из него. Все кресты ориентированы относительно одной оси, это сделано для того чтобы солнце могло освещать их как утром, так и вечером.

В этом Успенском Соборе, крестили и возводили в духовный сан многих известных православных, седи которых был знаменитый уже на тот момент писатель Лев Толстой. Иван III в стенах храма порвал ханскую грамоту, тем самым раз и навсегда покончив с ордынским игом. Первое венчание на царство в этом соборе произошло в 1498 году. Очень примечательно, что слово «царь» напрямую связано с императором древнего Рима по имени Цезарь. Из-за того, что Москва считает себя третьим Римом, а Цезарь был покровителем первого Рима, то можно заметить связующую нить.

Стоит отметить, что венчание в храме отличалось особенно пышной церемонией. Главным элементом этого процесса являлась шапка Мономаха, которая подносилась царям, в знак власти и мудрости, аж до того, пока на престол не сел Петр I. Последними кто имел честь венчаться на царство, были Петр и Иван Алексеевичи в 1682г. и Петр Великий в 1721г. Относительно самой шапки Мономаха существует красивая легенда. Говорят о том, что она была подарена Владимиру Мономаху в 12 веке императорами Византии, как приемнику империи. Именно отсюда и идет ее название. Но, это всего лишь легенда, ведь на самом деле шапку привез сам Иван Калита из Золотой Орды, скорее всего в качестве трофея, а в завещаниях она значилась как «шапка золотая». На данный момент она находится под охраной Оружейной палаты, где любой посетитель может без труда заметить на ее золотых поверхностях, типичные восточные орнаменты. При этом не должны вводить в заблуждение ни соболь, ни крест, ведь они были добавлены уже позже, в целях поддержания легенды. Стоит отметить, что эта шапка представляет собой огромную ценность не только благодаря драгоценным камням, жемчугу и золоту. Еще в 1812 году, когда французские войска грабили Москву, местный дьяк под риском смерти сохранил ее.

Первая в истории императорская коронация 7 мая 1724 года, была особенно торжественной в Успенском соборе. Во время коронации применялась специальная атрибутика в качестве: щита, короны, печати, скипетра, знамени, державы, меча, императорской цепи и мантии. Большинство из этих предметов были изготовлены специально для церемонии и были с того времени использованы без изменения для коронации всех императоров России.

Безусловно Отечественная война показала, как варварски вели себя французы в Кремле, что говорить, если в Успенском соборе была сделана конюшня. Естественно перед этим все что можно было оторвать или снять, было снято. В частности ученые провели подсчеты и было выяснено, что из России на тот момент было вывезено 280 килограмм золота и 5 тонн серебра.

Естественно в советское время все Кремлевские храмы были под запретом и службы в них не проводились, но уже начиная с 1990 года, православные церкви были возвращены народу. На данный момент, практически все они представляют собой уникальную памятку культуры и являются музеями, а в крупные православные праздники тут проходят торжественные богослужения. Стоит отметить, что перед каждым началом службы, собор заново освещают. На данный момент в музее Успенского собора, любой посетитель без проблем имеет возможность увидеть трон Мономахов 1551 года, который полностью создан из дерева, для первого русского царя Ивана IV. Помимо этого, среди многочисленных фресок есть очень интересные экземпляры, например та, которая канонизирует строительство непосредственно самого собора. В 1653 году был создан иконостас, который содержит в себе 69 икон, где наглядно проиллюстрированна вся история человечества относительно Библии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector