0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь св димитрия hagios demetrios

Базилика Святого Димитрия

История Храма

На северо-востоке от амфитеатра древней Агоры города Салоники (Фессалоники), на руинах городских бань римской эпохи, там, где в 303 году был заключён в темницу и замучен офицер римской армии — блаженный Димитрий, стоит храм, посвящённый памяти Святого великомученика Димитрия Мироточивого — покровителя города Салоники.

Согласно текстам «Мученичества св. Димитрия», Святой Димитрий был здесь же тайно захоронен.

В связи с тем, что «было засвидетельствовано много случаев исцеления в этом месте», христиане после 313 года построили здесь небольшой молитвенный дом. В середине V века епарх Иллирии Леонтий, в благодарность за исцеление от болезни с помощью Святого Димитрия, «выстроил досточтенный храм мученика» — трехнефную базилику. Тогда же был сооружён и киворий, считавшийся усыпальницей Святого.

Примерно в 620 году базилика Леонтия сгорела. Сразу же после этого епископ города Салоники совместно с епархом Леонтием и при содействии горожан и чужестранцев восстановили храм в его первоначальном виде, сохранив оставшиеся элементы от предыдущего строения. Так была построена великолепная пятискатная базилика с поперечным нефом, нартексом и ярусной комнатой.

Гробница Святого Димитрия в настоящее время находится в северо-западном углу храма. Предполагается, что она стоит здесь ещё с раннехристианских времён.

В 1423 году Салоники заняли венецианцы. От эпохи венецианского господства в храме осталась гробница салоникского вельможи Луки Спандуни, которая находится в северо-западной части центрального нефа, и относится к 1481 году, представляя собой типичный образец итальянского Возрождения.

В 1493 году, во время османского владычества, храм Святого Димитрия был превращён в мечеть, названную Касымие Джами; мозаики и фрески были скрыты под штукатуркой. Почитание Святого Димитрия было ограничено северо-западной частью храма (сегодня это придел Святого Димитрия), куда из кивория был перенесён саркофаг Святого.

В 1907 г. стены храма были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства.

В 1912 году, после освобождения Салоник от турецкого господства, церковь была передана православному христианству, где по сей день свершается церковное богослужение.

Интерьер храма
Храм Святого Димитрия был отделан мрамором, мозаикой и фресками, но пожар 1917 года лишил его первоначального блеска. В настоящие дни в нартексе (притворе), в центральном нефе и на некоторых сводах колоннады локально сохранилась мраморная облицовка и разноцветная мраморная мозаика V и VII веков. Колонны и капители храма относятся как к первоначальной базилике V века, так и к древним городским постройкам. Мраморный иконостас, престол епископа с престолом алтаря, а также амвон представлены в своём первозданном виде.

В катастрофическом пожаре 6 августа 1917 года, опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик. Целиком сохранились южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта (поперечного нефа) и апсиды, а также большинство колонн и капителей и частично мраморная облицовка.

Современный вид храма является результатом восстановительных работ, с использованием древних фрагментов, которые были начаты в 30-х годах под руководством архитектора А. Захоса (1872-1939 гг.) и завершены в 1948 году. Сохранены все неповреждённые пожаром части и артефакты, относящиеся к этапам строительства V и VII века; остальные восстановлены в их первоначальном виде.

На западной стене центрального нефа и двух столбах алтаря сохранены одиннадцать мозаичных композиций мемориального характера. Они датируются V, VII и IX веком.

К середине V века относятся композиции, принадлежащие еще старой базилике епарха Леонтия. Это «Подношение детей Святому Димитрию» и «Святой Димитрий с ангелом». К этому же периоду относятся мозаики северной колоннады, посвящённые Святому Димитрию и Панагии, которые были разрушены пожаром 1917 года. Сохранена только часть молящегося Святого Димитрия и павлин, выставленные в городском музее Византийской культуры.

Седьмому веку принадлежат мозаичные полотна на юго-западном столбе, изображающие Святого Димитрия с ктиторами, Святого Димитрия с одним священнослужителем, а также композиция с изображением Святого Сергия.

Композиции северо-западного столба представляют Святого Георгия с двумя детьми и молящегося Святого Димитрия, в то время как сюжет с Панагией вместе со Святым Феодором на том же столбе датируется IX веком.

Композиция с изображением Святого Димитрия с четырьмя клириками на западной стороне центрального нефа принадлежит VII веку. Мозаичные композиции с сюжетами мученичества и чудотворства Святого Димитрия украшали южный проход храма, так называемым, «ксилон» (то сделанным из дерева).

В связи с полным уничтожением настенной росписи, украшавшей храм, до наших дней дошли только несколько сюжетов. Самый важный из них представлен в так называемой исторической фреске на южной стене, которая восходит к началу VIII века и изображает, как видно, триумфальный въезд Юстиниана II в Салоники в 688 году.

Крипта
Под поперечным нефом храма находится крипта, то есть восточная часть римской бани, где в византийский период била ключом святая вода и святое миро св. Димитрия.

В наши дни крипта является музеем и хранит в себе археологические коллекции. Центром особого почтения Святого Димитрия было центральное полукруглое пространство крипты с пятью конхами и тройной цистерной, где, согласно преданию, «текущее целебное миро реки питало», то есть цистерны, в которые, в эпоху правления Палеологов, стекало чудодейственное миро Святого.

Вход для верующих был прямо с улицы, с восточной стороны храма. При преобразовании церкви в мечеть, использование крипты было упразднено, а православным был сохранён доступ для поклонения Святому Димитрию в северо-западной части храма.

Крипта была закопана, чтобы снова увидеть свет после пожара 1917 года.

Придел Святого Евфимия

К югу от алтаря базилики Святого Димитрия в средневизантийский период была пристроена церковь Св. Евфимия. Речь идёт о маленькой трёхскатной базилике с приподнятым центральным нефом и архаичными чертами, которые позволяют отнести возведение церкви к концу IX — началу X века.

Читать еще:  Отзывы об отдыхе в анапе

В 1303 году, как гласит ктиторская надпись на северном нефе, расположенная между двумя рядами настенной росписи, церковь была украшена фресками за счёт протостратора Михаила Главы Тарханьотиса и его супруги Марии. Художник заполнил настенную поверхность двумя непрерывными рядами росписи в миниатюрной форме, где святые представлены во весь рост. Здесь представлены также и сцены из двунадесятых праздников, жизни и чудесах Иисуса. Сцены из жизни Святого Эфвимия украшают северную стену, в то время как житийные циклы занимают поверхность алтаря.

Несмотря на сильные повреждения, настенная роспись донесла до нас дыхание Возрождения эпохи Палеологов. Объёмность образов, выразительные и динамичные телесные пропорции, техника написания портретов, напряжение и тревога, выраженные в глазах — всё говорит о том, что это работа кисти талантливого живописца такого уровня, как салоникский художник Мануил Панселинос (XIV век).

Святой Димитрий — небесный покровитель города Салоники

26 октября город Салоники отмечает день памяти своего небесного покровителя — День Святого великомученика Димитрия Мироточивого.

Из истории

Римское господство в Греции было установлено еще во II в. до н. э. В III в. уже нашей эры структура правления Римской империи была реформирована. В это время император Диоклетиан разделил Римскую Империю на четыре части: на две половины и каждую из них снова пополам, в результате чего образовалась Италия (Италия, северо-запад Балкан, Африка), Галлия (Галлия, то есть Франция, Испания, Британия и Мавритания), Восток (Азия, Египет, Фракия с Константинополем) и Иллирия (Македония и Греция). Соответственно теперь было два императора (вернее, августов): восточный и западный, каждый их которых назначал себе соправителя — цезаря. Такая система управления получила наименование тетрархии (четверовластия).

Таким образом, Диоклетиан управлял восточной половиной империи, а Максимиан — западной. В помощники августам были выбраны цезари Галерий, которому была отдана власть над Иллирией, и Констанций Хлор (отец Константина Великого).

Святой Димитрий

В это время, ориентировочно в 280-284 годах, в семье римского проконсула города Салоники (Фессалоники) родился мальчик, которого родители назвали Димитрием, крестив его скрыто в домашней церкви, поскольку новая вера уже начала преследоваться со стороны язычников.

Родители воспитали Димитрия в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца правивший в то время Галерий вызвал юношу к себе и, увидев перед собой умного, образованного и отважного молодого человека, назначил его правителем всей Солунской области, поручив, однако, «очистить город от нечестивых христиан».

Димитрий же, возвратившись в родной город, напротив начал открыто исповедовать и прославлять Иисуса Христа, поучая заповедям Христовым и обращая язычников к святой вере. При этом юноша знал о неизбежности царского гнева. Еще до прибытия императора в город, Димитрий начал молиться и поститься, готовясь к мученическому венцу, поручив своему верному слуге Луппу, такому же юному как он, раздать все свое имущество бедным.

Когда император, прибыв в Салоники, вызвал к себе молодого военачальника, тот бестрепетно выступил пред ним и исповедал себя христианином. Царь заключил Димитрия в темницу, а сам тем временем устроил игры, забавляясь зрелищами. При этом Галерий приказал построить высокие подмостки и с удовольствием смотрел на то, как его любимый борец Лий низвергает с высоты подмостков своих противников — христиан прямо на копья стоящих внизу воинов, предавая их мучительной смерти. В это время среди зрителей находился друг Димитрия Нестор. Видя, что Лий на глазах у всех губит христиан, которых насильно заставляли вступать с ним в бой, юноша решил сразиться с ним, но прежде он отправился в темницу, где был заточен Димитрий, чтобы испросить у него благословления.

Получив благословение Димитрия, Нестор вступил в бой с Лием и одолел его. Гибель Лия сильно опечалила императора, который приказал предать смертной казни блаженного Нестора, а, узнав, что Нестор вступил в единоборство с Лием с благословения Димитрия, император повелел пронзить копьями и святого великомученика.

Лишь только забрезжилось утро 26 октября 305 года, в темницу к Димитрию вошли воины. Застав святого мужа стоящим на молитве, они устремились на него и пронзили его копьями…

Согласно житию св. Димитрия, тело казнённого Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его, и останки были погребены салоникскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь, скорее небольшой молитвенный дом. В середине V века епарх Иллирии Леонтий, в благодарность за исцеление от болезни с помощью Святого Димитрия, «выстроил досточтенный храм мученика» — трехнефную базилику.

Алтарная часть уже первой церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, так что при строительстве базилики были обретены мощи Святого Димитрия.

История мощей

В течение многих веков существования храма Святого Димитрия святые мощи защитника города Салоники претерпели много испытаний. В самом начале они были перенесены на место, где сегодня находится шестиугольная основа кивория в храме Святого Димитрия, где после прекращения гонений на христиан был основан небольшой храм для верующих (молитвенный дом), чтобы они могли почтить память Великомученика.

После построения епархом Иллирии Леонтием в благодарность за своё чудесное исцеление на месте маленькой церквушки нового величественного храма, слава о чуде, происшедшем с Леонтием, и о других чудесах, связанных с именем Святого Димитрия, распространились по всему христианскому миру.

По преданию, император Юстиниан пожелал приобрести часть священных мощей Великомученика для собора Святой Софии в Константинополе, но архиепископу Салоник во сне явился сам Святой Димитрий, не разрешивший разделение своих мощей.

Читать еще:  Что посмотреть в кондао в 2020

По мнению исследователей, мощи Святого хранились в храме и при нашествии сарацин в 904 году, и при нашествии норманнов в 1185 году, однако, при захвате города латинскими крестоносцами (1204-1223 гг.) они всё же были разделены и перенесены в аббатство Сан Лоренцо inCampo, но по какой-то причине не получили должного внимания и были преданы забвению.

20 июня 1520 года, во время реставрационных работ, в стене Священного алтаря аббатства была найдена деревянная рака красного цвета, в которой находились мощи и свинцовая табличка на латинском языке: «Здесь покоится тело Святого Димитрия».

В 1968 году, после опознания, было официально признано, что это мощи Святого Димитрия Мироточивого. В 1978 году известный византинист Мария Феохари, после длительного научного исследования, подтвердила, что святые останки в Сан Лоренцо действительно принадлежат Святому покровителю города Салоники. Эта новость произвела глубокое впечатление на Церковь и всех верующих, особенно, на жителей города Салоники. Тогда митрополит Салоник Пантелеймон лично посетил аббатство Сан Лоренцо, чтобы принять священные мощи Святого Димитрия и 23 октября 1978 года в Салоники прибыло достопочтенное чело Святого, а два года спустя, 10 апреля 1980 года, были привезены и остальные мощи Святого Димитрия на его родину — в город, который он так любил и не щадя своей жизни защищал от врага. На свитке (в более поздних изображениях Святого Димитрия) писали молитву, с которой Святой обращался к Богу о спасении родного города Салоники: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».

С тех пор и по сегодняшний день мощи Святого Димитрия хранятся в одноимённом храме города Салоники в серебряном саркофаге, охраняя любимый город Святого от бед и напастей.

Саркофаг с мощами Святого Димитрия размещён в недавно построенном мраморном Кивории, являясь не только местом поклонения, но и источником благословления, прежде всего, для самих жителей города Салоники, а также для всех многочисленных паломников, стекающихся сюда со всех концов мира.

Церковь св димитрия hagios demetrios

Не дай крутым фото
пропасть в телефоне зря:
расскажи о своих путешествиях миру!

Базилика Святого Димитрия

Посещение Базилики Святого Димитрия в Салониках

Желание посетить Грецию у меня появилось уже после посещения нескольких европейских стран. Грецию и ее архитектурные древние шедевры я помнила еще со школьной скамьи. Конечно, столица страны — Афины привлекала меня в первую очередь, но после поиска подходящей путевки, я решила все-таки поехать в Салоники. Морское побережье, где я проводила свой отпуск, было чудесное, и я провела несколько дней на море, практически не выходя из отеля. Уже хорошенько отдохнув, я взяла экскурсию в отеле в Метеоры, монастыри, расположенные на отвесных скалах. Мне очень понравилась экскурсия и особенно, меня поразило, что в Греции православие и соответственно, православные монастыри, о чем я не особо задумывалась.

Визит в Базилику Святого Димитрия

Так я решила самостоятельно поехать в Салоники и посмотреть интересные места города. Базилика Святого Димитрия построенная в пятом веке и относящаяся к всемирному наследию раннехристианской и византийской архитектуры, привлекла меня в первую очередь.

Когда я вышла на площадь перед базиликой и увидела ее первый раз, я была удивлена. Внешний вид базилики, совсем не соответствовал моему представлению о православных храмах.

Уже позже я прочла, что именно раннехристианские церкви, которых осталось не так много, строили именно таким образом. Очень интересный и познавательный опыт. Я довольно долго гуляла вокруг базилики, все-таки такое древнее здание было мне чрезвычайно интересно.

Базилика построена на месте гибели Святого Мученика Дмитрия, раньше здесь располагались римские термы. Конечно, с пятого века в Базилике произошло множество перемен, в пятнадцатом веке, во время турецкого владычества, здесь была мечеть. Но с 1912 года возобновились православные богослужения.

Внутренние интерьеры и подвал Базилики

Я вошла внутрь базилики, совсем не ожидая того, что увижу внутри. Все-таки православные храмы Греции и России совсем разные и в этом я здесь убедилась почти сразу. Мне показалась, что внутри, храм больше похож на католический, чем на православный.

Алтарь и иконы Святого Дмитрия, древние фрески все в базилике мне очень понравилось. Мощи Святого Дмитрия, находятся в подвальной части базилики в крипте. Спустившись туда, я сразу почувствовала, что именно здесь находятся экспонаты, принадлежащие пятому веку.

Атмосфера подвала производила совсем иное впечатление, нежели внешний осмотр базилики. Я подумала, что совсем мало знакома с историей Греции и нужно обязательно прочесть про нее больше. Греки очень религиозные.

В храме было очень много посетителей, и в основном местные жители, а не туристы. Было видно, что люди посещают храм очень часто, и это не дежурное посещение. Это религиозность греков была для меня открытием, потому что в других странах Европы, все было совсем по-другому. Может быть потому, что Греция православная, она так сильно отличалась от других европейских стран.

  • Неожиданный внешний вид Базилики Святого Дмитрия;
  • Внутренние интерьеры, фрески и иконы;
  • Подвал Базилики;
  • Атмосфера посещения совсем не туристическая.

Что не понравилось:

  • На момент посещения я совсем ничего не знала об истории Базилики и не обратила внимание на интересные экспонаты о которых прочитала позднее.
  • Очень советую посетить Базилику Святого Димитрия в Салониках, на мой взгляд это главный храм города, посещение которого не оставит никого равнодушным.
Читать еще:  Популярные вопросы туристов о екатиренбурге

Базилика Святого Димитрия была первым и самым древним храмом, который я посетила в Салониках и она произвела на меня сильное впечатление и осталась в памяти.

Базилика Святого Димитрия — Hagios Demetrios

Церковь Святого Димитрия , или Hagios Димитрия ( греческий : Άγιος Δημήτριος ), является главным святилищем , посвященный Дмитриевский , покровителя Салоник (в Центральной Македонии , Греции ), начиная со времени , когда он был вторым по величине городом Византия . Она является частью сайта Palaeochristian и византийских памятников Салоник , включенных в список объектов Всемирного наследия по ЮНЕСКО с 1988 года.

содержание

история

Первая церковь на месте была построена в начале 4 века нашей эры, заменяя римские бани . Столетие спустя, префект по имени Леонтий заменил маленькую молельню с большим, трехнефной базиликой . Неоднократно внутренности пожаров, церковь в конечном счете , была реконструирована в пять-aisled базилики в 629-634. Это сохранившаяся форма церкви много , как сегодня. Самое главное святилище в городе, это, вероятно , больше , чем местного собора. Историческое место последнего в настоящее время неизвестно.

Церковь была необычная святыня называется сень , в гексагональную , крытую структуру на одной стороне нефа. Он был сделан из или покрыт серебром. Структура имела двери и внутри был диван или кровать. Необычно то , что она не имела физическую мощь святого. Сень , кажется, была символической могилой. Он был восстановлен по крайней мере один раз.

Базилик славится шесть сохранившегося мозаичного панно, датируемого период между последней реконструкцией и инаугурацией иконоборчества в 730. Этих мозаики изображают святой Димитрий с официальными лицами , ответственными за восстановление церкви ( так называемые основатель, ктитор s ) и с детьми. Надпись ниже одного из изображений прославляет небо за спасение людей Солунского от языческого славянского налете в 615 .

Салоники стали частью Османской империи в 1430 году около 60 лет спустя, во время правления Баязида II , церковь была превращена в мечеть, известная как Kasımiye Camii после местного османского мэра, Cezeri Kasım Паши. Другие великолепные мозаики, записанные как охватывающее интерьер церкви, были потеряны либо в течение четырех столетий , когда он функционировал как мечеть (1493-1912) или в Большом Салоники огнь 1917 , который уничтожил большую часть города. Он также уничтожил крышу и верхние стены церкви. Черно-белых фотографии и хорошие акварельные версии дают представление о ранневизантийском мастерстве потерянного во время пожара.

После большого пожара в 1917 году, потребовались десятилетия , чтобы восстановить церковь. Надгробия от еврейского кладбища города — разрушенные греческим и нацистских властей Германии — были использованы в качестве строительных материалов в этих усилиях по восстановлению в 1940 — х годах. Археологические раскопки , проведенные в 1930 — х и 1940 — х годов показали интересные артефакты , которые могут быть замечены в музее , расположенном внутри церкви склепе . Раскопки также обнаружили развалины римской бани , где Св Димитрий сказал, что был проведен в плен и казнен. Было также обнаружено , Римский хорошо. Ученые полагают , что это, где солдаты сбросили тело Димитрия после его исполнения. После реставрации, церковь была в 1949 году повторно посвящен .

Галерея

St Деметрии с детьми: один из немногих мозаик , которые избежали уничтожения от иконоборцев

Мозаика св Деметрия между епархом и епископом (7)

Столицы в ступице

Arch и причалы от церкви Святого Димитрия, с рельефными Найк и зооморфные и растительные мотивы, в Музее византийской культуры (пятые-6)

Столицы в ступице

столицы нефа и лопатки столиц

Крипте (катакомбы)

Под церковью Санкт-Димитрия является местом, где St Димитрия, покровителя города Салоники, такие как христиане раннеримского, были убиты.

Поскольку уровень земли постепенно повышался на протяжении веков, эта область приобрела форму склепа. По обе традиции и археологических находок, это была старая банька, в которой Деметрий был заключен и в конечном счете замучен в 303 году. В 5 — м века, когда была построена первая церковь Св Димитрия, место его мученичества было включено в церковь и фонтан был превращен в источник святой воды. В последующих годах, фонтан приобрел бассейны, из которых верующих мог собирать Мирон , сладкую пахнущей нефть , добываемые мощами святого. Склеп заполнена землей в период правления Османской и не был заново открыт до тех пор , после пожара 1917 года был восстановлен археологической службы и был преобразован в выставочной площади в 1988 году.

Он отображает коллекцию скульптур, столицы, закрывающие плиты и сосуды из церкви St Димитрия. Более конкретно, в комнате я есть скульптуры из оригинальной церкви пятого века и причалы с рельефными украшениями и капители с четырьмя листьями аканта. В комнате II, в часовне святого, надпись, документирующая историю церкви, вместе с фигурными скульптурами Среднего византийского периода. Комната III отображает фотографии, планы и копию реставрационных работ сделаны на церкви после пожара 1917 года.

В соседней комнате, комната IV, есть скульптуры из убранства церкви, которая была построена после пожара в 7-м веке, и амвон от первоначальной церкви 5-го века находится в комнате V. Номера VI и VII, наконец, дисплей скульптура из убранства церкви на Ближнем византийский период (10 век) и скульптуры и керамику из 13-го 15-го века. Более конкретно, они включают остатки первоначального балдахина, который был построен для размещения первого значка святого, а позже его саркофага. Сень была шестиугольной и сделано из дерева и серебра. Есть также арка и фрагменты арки из византийского балдахина над алтарем, который последний украшенные крестами в медальонах и кресты, опирающийся на шарах. Надпись указывает на то, что донор балдахина был Феодор, епископ Солунский в 13-м веке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector