Традиционный танец южно индийского штата керала катхакали
В южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики. В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».
Самое удивительное, что все роли исполняют мужчины, их игра передается с помощь мимики и позиций рук. Их лица покрыты толстым слоем грима, который дополняют невероятные костюмы. Актеры передают текст жестами и мимикой, а повествование ведется вокальным сопровождением и музыкой. Возник театр еще в давние века, но окончательно сформировался этот стиль игры лишь в XVII веке.
История возникновения театра Катхакали.
Изначально Катхакали представлял собой ритуальный танец и исполнялся в храмах или под открытым небом. Ритуал поклонения индийским богам, главным покровителем которого был бог Шива, бог индуизма. Сказатели (чакиары) читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей, используя при этом мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая повествование танцем. И в те времена это представление называли Кутияттам (коллективный танец). Пантомимическая танцевальная драма рассказывала о богах и демонах, их любви и ненависти. Зрителями были местные крестьяне, для которых это действие было просветом среди будничных забот.
Даже во времена мусульманских захватов, театр не прекратил своего существования, а подстроился под условия и на главный план вышел танец и искусство грима. Традиционно Катхакали исполнялся под открытым небом, и действие длилось до утра. Современный вид это искусство приобрело лишь в XVII веке, благодаря покровителям того времени — поэту Тхампурануму и махарадже Туруналу.
Учение мастерству Катхакали.
В театре Катхакали роли исполняют только мужчины, для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет сутки напролет. В школы их берут с 10 — 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными. Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.
Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения. Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.
На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.
Танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но сам танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, при этом понимать значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять стиль по-своему.
В школе актеры так же учатся мастерству грима, ведь он является неотъемлемой составляющей этого стиля. Все компоненты, используемые при нанесении грима, имеют натуральную основу. В школе рассказывают, как приготовить основу для грима, из каких компонентов и в каких пропорциях. Нанесение грима – процесс продолжительный, поэтому, некоторые актеры могут даже вздремнуть в это время.
Разнообразный мир героев.
Театр Катхакали исполняет драматический эпос Южной Индии. Всего существует семь типов героев: Пачча – благородные герои; Катти – заносчивые и высокомерные; Краснобородые — злодеи и честолюбцы; Белобородые – царские советники, визири; Чернобородые – охотники и лесные люди; Кари – демоны и великаны женского рода; Минукку – жрецы, мудрецы и брахманы.
Представление напоминает интерпретацию разговора немого человека, который посредством жестикуляции передает сообщение, в то время как другой человек, понимающий язык жестов, переводит их на доступный язык. Задача актера заключается в том, что бы передать глубину своей непосредственной роли и сам сюжет повествования. А для трактовки на словесном языке при постановке имеются два поэта-певца, которые с помощью стихов передают смысл выраженный жестикуляцией.
Традиционно, туристам демонстрируют трехчасовое представление, настоящее действие длится более 10 часов, с вечера и до утра. Для индийской публики показывают не только пьесы на тему эпоса, но и классические произведения, адаптированные под стиль театра Катхакали. Это редкое зрелище и о нем обычному туристу узнать непросто, здесь потребуется помощь местного театрала. Но для любителей индийской пантомимы – такое зрелище запомнилось бы намного ярче.
Перед началом представления один из актеров показывает мимику, которая будет встречаться на протяжении пьесы, при этом поэт объясняет значение каждого жеста. Как бы резюмируя, о чем будет представление.
Значение грима в представлении.
Одну из главных ролей в театре Катхакали играет грим актеров. Это не просто красивая картинка на лице, каждому персонажу, соответствует цветовое решение грима. С нанесения, которого, неофициально, начинается само представление. При чем, используются только натуральные компоненты. Представление занимает от трех часов, не учитывая подготовку и время после пьесы. А если это традиционное храмовое представление, то оно занимает более 10 часов. Кроме того, на сцене стоят лампы с кокосовым маслом, которое постоянно коптит. А еще актеры перед выходом на сцену, закладывают за веко измельченное семечко паслена, не только для того, чтобы глаза стали красными, но и для дезинфекции.
Для грима актеры используют измельченные минералы, растительный и древесный сок, пасту из рисовой муки, а основой для всех этих компонентов служит кокосовое масло. Предварительно, еще до нанесения грима, актеры делают массаж лица с растительным соком кора, только после этого на лицо наносятся первые штрихи.
После всех предварительных приготовлений, актеры ложатся на пол, и черным карандашом на их лицо наносится предварительный рисунок. Особое внимание уделяется глазам, актеры наносят четкие линии, довольно удлиненные. Паста из рисовой муки смешивается с лимонным соком и контуром наносится на лицо, этот прием зрительно расширяет его и подчеркивает овал будущей маски. Для тех персонажей, у которых будет борода, в воде разводят полосы рисовой бумаги, что делает ее более стойкой, и наклеивают бороду. После этого гримеры наносят различные цвета краски, которые соответствуют роли актера. Со стороны может показаться, что актер просто отдыхает, пока над ним трудится гример, но это не так. В действительности, ему необходимо абсолютно расслабится, при этом настроиться на будущую роль.
Цветовое решение грима играет важную роль и имеет символический смысл. У отрицательных героев (демоны, духи) в гриме преобладает черный цвет, а глаза выделяют белой краской. На кончике носа и на лбу прикреплены шишки, напоминающие по форме грибы. К зубам крепятся клыки, которые угрожающе торчат изо рта актера. А над бровями рисуют дуги синего и красного цвета. Все это дополняет сценический костюм, лохматый парик, серебряные когти, головной убор и красная борода.
Для исполнителей женских ролей используют желтый цвет, на него клеят блестки и выразительно красят глаза и брови. У благородных героев (цари, боги) преобладает зеленый грим с белым контуром, у героев с пороками (антигерои) в гриме так же преобладает зеленый цвет, наравне с красными линиями на носу и щеках.
Основа сценического костюма – кольцо с плотно набитыми мешками-валиками. Поверх которых крепят пышную юбку из мешков, непосредственно на которую одевают сам костюм. После этого одеваются всевозможные аксессуары, а в самом конце надеваются громоздкие головные уборы. Все эти детали создают завершенный образ. Перед выходом на сцену у актеров есть возможность недолго отдохнуть, настроиться на нужный лад. И только теперь начинается само представление, аналогам которого нет в мире. Ведь задача одного актера заключается не только в том, чтобы исполнить свою роль, но и при этом показать окружающий мир своего героя, будь то цветы, растущие вокруг или чувства к любимой женщине. Все это не может не восторгать зрителя. Это абсолютный театр, как на уровне актерской игры, так и в общем смысле.
Катхакали – народный театр Индии
В южный индийский штат Керала известен красочным и впечатляющим танцевальным представлением Катхакали. Это традиционный народный театр, вобравший в себя пантомиму, танец, вокальное и инструментальное сопровождение, а так же элементы цирковой акробатики.
В основе представления лежит индийский эпос, повествование поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».
Самое удивительное, что все роли исполняют мужчины, их игра передается с помощь мимики и позиций рук. Их лица покрыты толстым слоем грима, который дополняют невероятные костюмы.
Актеры передают текст жестами и мимикой, а повествование ведется вокальным сопровождением и музыкой. Возник театр еще в давние века, но окончательно сформировался этот стиль игры лишь в XVII веке.
История возникновения театра Катхакали
Изначально Катхакали представлял собой ритуальный танец и исполнялся в храмах или под открытым небом. Ритуал поклонения индийским богам, главным покровителем которого был бог Шива, бог индуизма.
Сказатели (чакиары) читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей, используя при этом мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая повествование танцем. И в те времена это представление называли Кутияттам (коллективный танец).
Пантомимическая танцевальная драма рассказывала о богах и демонах, их любви и ненависти. Зрителями были местные крестьяне, для которых это действие было просветом среди будничных забот.
Даже во времена мусульманских захватов, театр не прекратил своего существования, а подстроился под условия и на главный план вышел танец и искусство грима. Традиционно Катхакали исполнялся под открытым небом, и действие длилось до утра. Современный вид это искусство приобрело лишь в XVII веке, благодаря покровителям того времени — поэту Тхампурануму и махарадже Туруналу.
Учение мастерству Катхакали
В театре Катхакали роли исполняют только мужчины, для того, чтобы стать актером, они учатся не менее 10 лет сутки напролет. В школы их берут с 10 — 12 лет, где они обучаются творчески использовать возможности тела и разума. Каждый день им делают массаж с применением специальных масел, расслабляющих мускулатуру и суставы, чтобы сделать их более эластичными.
Этот массаж довольно болезненный, делают его с помощью ступней, разминают каждый суставчик, мускул и нерв. Ни одна часть тела не остается без внимания, таким образом, ученики начинают чувствовать каждую частичку своего тела. После этого они принимают расслабляющую ванну.
Тренировкам поддается не только тело, но и мимика лица. Пантомиму преподают учителя без слов, они, как бы общаются с учениками, посредством мимики лица. Особо важны тренировки глаз, на эти тренировки тратят немало усилий и времени. Ученики сидят на полу, скрестив ноги, начинают выполнять, кажется, довольно простые упражнения.
Они рисуют зрачками восьмерки, квадраты, водят ими в разные стороны, до тех пор, пока уследить за передвижением станет просто невозможно. Это своеобразная медитация с помощью глаз, ведь занимает немалых усилий и сосредоточенности. При всем этом, двигаться запрещено, необходимо полностью расслабить тело и разум во время тренировки.
На этом тренировки не заканчиваются, далее будущие актеры учатся совладать со своей мимикой. Тренируют движения бровей, подбородка, щек, рта и головы, как по отдельности, так и в композиции. Они должны уметь совладать с каждым мускулом лица, для того, чтобы передать всю глубину образа на сцене.
Танец Катхакали исполняется, в положении полусидя, это неимоверная нагрузка на ноги. Но сам танец должен быть выполнен в непринужденной и легкой форме. Кроме того, необходимо выучить большое количество фигур и движений, при этом понимать значение и настроение каждого. Стоит заметить, что, даже изучив все основы мастерства, каждый актер будет трактовать и исполнять стиль по-своему.
В школе актеры так же учатся мастерству грима, ведь он является неотъемлемой составляющей этого стиля. Все компоненты, используемые при нанесении грима, имеют натуральную основу. В школе рассказывают, как приготовить основу для грима, из каких компонентов и в каких пропорциях. Нанесение грима – процесс продолжительный, поэтому, некоторые актеры могут даже вздремнуть в это время.
Разнообразный мир героев
Театр Катхакали исполняет драматический эпос Южной Индии. Всего существует семь типов героев: Пачча – благородные герои; Катти – заносчивые и высокомерные; Краснобородые — злодеи и честолюбцы; Белобородые – царские советники, визири; Чернобородые – охотники и лесные люди; Кари – демоны и великаны женского рода; Минукку – жрецы, мудрецы и брахманы.
Представление напоминает интерпретацию разговора немого человека, который посредством жестикуляции передает сообщение, в то время как другой человек, понимающий язык жестов, переводит их на доступный язык.
Задача актера заключается в том, что бы передать глубину своей непосредственной роли и сам сюжет повествования. А для трактовки на словесном языке при постановке имеются два поэта-певца, которые с помощью стихов передают смысл выраженный жестикуляцией.
Традиционно, туристам демонстрируют трехчасовое представление, настоящее действие длится более 10 часов, с вечера и до утра. Для индийской публики показывают не только пьесы на тему эпоса, но и классические произведения, адаптированные под стиль театра Катхакали.
Это редкое зрелище и о нем обычному туристу узнать непросто, здесь потребуется помощь местного театрала. Но для любителей индийской пантомимы – такое зрелище запомнилось бы намного ярче.
Перед началом представления один из актеров показывает мимику, которая будет встречаться на протяжении пьесы, при этом поэт объясняет значение каждого жеста. Как бы резюмируя, о чем будет представление.
Значение грима в представлении
Одну из главных ролей в театре Катхакали играет грим актеров. Это не просто красивая картинка на лице, каждому персонажу, соответствует цветовое решение грима. С нанесения, которого, неофициально, начинается само представление. При чем, используются только натуральные компоненты.
Представление занимает от трех часов, не учитывая подготовку и время после пьесы. А если это традиционное храмовое представление, то оно занимает более 10 часов. Кроме того, на сцене стоят лампы с кокосовым маслом, которое постоянно коптит. А еще актеры перед выходом на сцену, закладывают за веко измельченное семечко паслена, не только для того, чтобы глаза стали красными, но и для дезинфекции.
Для грима актеры используют измельченные минералы, растительный и древесный сок, пасту из рисовой муки, а основой для всех этих компонентов служит кокосовое масло. Предварительно, еще до нанесения грима, актеры делают массаж лица с растительным соком кора, только после этого на лицо наносятся первые штрихи.
После всех предварительных приготовлений, актеры ложатся на пол, и черным карандашом на их лицо наносится предварительный рисунок. Особое внимание уделяется глазам, актеры наносят четкие линии, довольно удлиненные. Паста из рисовой муки смешивается с лимонным соком и контуром наносится на лицо, этот прием зрительно расширяет его и подчеркивает овал будущей маски.
Для тех персонажей, у которых будет борода, в воде разводят полосы рисовой бумаги, что делает ее более стойкой, и наклеивают бороду. После этого гримеры наносят различные цвета краски, которые соответствуют роли актера. Со стороны может показаться, что актер просто отдыхает, пока над ним трудится гример, но это не так.
В действительности, ему необходимо абсолютно расслабится, при этом настроиться на будущую роль.
Цветовое решение грима играет важную роль и имеет символический смысл. У отрицательных героев (демоны, духи) в гриме преобладает черный цвет, а глаза выделяют белой краской. На кончике носа и на лбу прикреплены шишки, напоминающие по форме грибы. К зубам крепятся клыки, которые угрожающе торчат изо рта актера.
А над бровями рисуют дуги синего и красного цвета. Все это дополняет сценический костюм, лохматый парик, серебряные когти, головной убор и красная борода.
Для исполнителей женских ролей используют желтый цвет, на него клеят блестки и выразительно красят глаза и брови. У благородных героев (цари, боги) преобладает зеленый грим с белым контуром, у героев с пороками (антигерои) в гриме так же преобладает зеленый цвет, наравне с красными линиями на носу и щеках.
Основа сценического костюма – кольцо с плотно набитыми мешками-валиками. Поверх которых крепят пышную юбку из мешков, непосредственно на которую одевают сам костюм. После этого одеваются всевозможные аксессуары, а в самом конце надеваются громоздкие головные уборы. Все эти детали создают завершенный образ.
Перед выходом на сцену у актеров есть возможность недолго отдохнуть, настроиться на нужный лад. И только теперь начинается само представление, аналогам которого нет в мире. Ведь задача одного актера заключается не только в том, чтобы исполнить свою роль, но и при этом показать окружающий мир своего героя, будь то цветы, растущие вокруг или чувства к любимой женщине.
Все это не может не восторгать зрителя. Это абсолютный театр, как на уровне актерской игры, так и в общем смысле.
Театр Катхакали — традиционное южноиндийское представление
Катхакали присущ южноиндийским штатам — Керала и Карнатака. Именно там до сих пор традиция этого танца и распространена. Я знаю лишь то, что занимаются этим видом искусства только мужчины, даже женские роли исполняют именно они. Мальчики изучают такую «науку» с детства. Еще не каждому дано быть артистом на этом поприще. Кто-то добивается огромных успехов, а кто-то довольствуется малыми театрами. К слову, нам, непросвещенным туристам, вполне хватит и неглубоко погружения, т.к. все равно всего смысла людям, не знакомым с индуизмом, не понять. Да-да, именно религия лежит в основе танца. С помощью танца рассказывается та или иная история из жизни Богов, описанная в ведах, в частности в «Рамаяне» — древнеиндуисских книгах-эпосах (в христианстве, наверное, можно сравнить их с Библией, но сравнение все равно получится весьма грубым).
Из Википедии: «Катхакали — традиционное танцевально-драматическое искусство южноиндийского штата Керала, возникшее в XVII веке. Истоки катхакали — народная драма и танцы, которые исполнялись керальскими крестьянами. Традиционно катхакали исполнялось на открытом месте в лунную ночь и длилось до рассвета.
Катхакали исполняется мужчинами, которых готовят в специальных школах. Обучение начинается с 11-летнего возраста и продолжается 5-6 лет. В состав труппы артистов катхакали обычно входят несколько танцоров, оркестр из четырёх человек и два-три исполнителя речитатива, излагающие изображаемый сюжет. Основная роль в Катхакали отводится пантомиме и языку жестов, поэтому исполнители Катхакали считаются актёрами, а не танцовщиками. К середине ХIХ века Катхакали пришёл в упадок. Ключевую роль в его возрождении сыграл малаяламский поэт Нараяна Менон Валлатхол (1878—1958).»
Итак, одна из историй Кришны.
Саму историю я вам не поведаю, т.к. никогда не интересовалась никакой кришнаитской мифологией. Из представления вынесла мало смысла, больше привлекала именно сама постановка и национальный колорит. Более того, «рассказ» Катхакали совершенно без слов или диалогов, лишь какие-то напевы на местном наречии под барабан. Но так и задумано. На самом деле задача артистов изобразить пантомиму с помощью эмоций и мудр. Но об этом чуть попозже, сначала о подготовке к представлению.
Когда нас привезли в этот театр (в конце я опишу как нас случайно туда занесло ;)), люди еще только начали собираться. Мы с подругой уселись в первом ряду и стали наблюдать за действом. Артист с главной ролью специально все свои приготовления производил на глазах у публики, т.к. это тоже важный своеобразный обряд.
Для начала, конечно, на лицо наложили зеленую краску, т.к. Кришна частенько изображается именно в зеленом виде (меня, кстати, всегда интересовала есть ли хоть какая-то связь с египетским Осирисом? но это отступление :)).
Далее наносится клей, чтобы прицепить, как я поняла, своеобразную «бороду».
Мне постоянно это напоминает ошейник для собак и кошек, которые им нацепляют ветеринары во время болезней =)
Артист производит осмотр красоты макияжа 🙂
Далее помощник удалился готовить одежду, а актер уже сам продолжает накладывать грим.
Обратите внимание на его фигуру. Я бы сказала, что немного толстоват, именно такое телосложение должен иметь настоящий актер Катхакали. У нас в городе когда-то был Балет толстых Евгения Панфилова, так вот там было запрещено «балеринам» худеть, надо было поддерживать необходимый вес. Здесь ситуация такая же: если актер слишком похудеет или пополнеет, то он уже не будет подходить под формат, поэтому они бдят и поддерживают свое тело именно в этой форме.
«Боевой раскрас», конечно, занимателен.
Дальше дело идет за костюмами.
На ноги натягиваются специальные бубенчики, которые во время представления при резких прыжках и вообще эмоциональных топаниях наполняют комнату нервным звяканием.
За одеванием актеров не менее интересно наблюдать.
Ну прям балерун! 🙂
А поверх «пачки» надевается такая вот миленькая юбочка 😉
Ну и верх, естественно, не останется обнаженным — помощник аккуратно поправляет красную шелковую (или атласную?) блузку.
В это время за кадром готовился второй актер. И вот он во всей красе выходит к народу.
Дяденька на втором плане что-то маловнятно на ломанном английском начинает рассказыть зрителям о Катхакали. О его происхождении и смысле. Параллельно с его рассказом актер начинает показывать те или иные эмоции, а мужчина объясняет что именно они обозначают.
Гордость и надменность.
Вроде как строит глазки 🙂
В печали, ну и вообще «ща всплакну» =)
«Кислая мина» недовольства.
На грани истерики
Не помню, что именно означает, но мне напоминает «Брысь!» :)))
«А ты…!». Какой-то коммунистический лозунг 🙂
Далее уже пошли не столько эмоции, сколько мудры — определенные жесты. Обратите внимания на пальцы рук.
Думаю, любому европейцу, да и даже большинству современных индийцев, сакральный смысл этого древнего языка жестов совершенно неизвестен.
Насколько я знаю, мудры используются во многих индийских танцах, не только в Катхакали. Но таких знаков тысячи, с помощью мудр можно рассказать всю историю и выразить любые эмоции, но многим ли дано это сегодня? Вспоминается книга Ефремова о Кхаджурахо и храмовой танцовщице. Была она написана то ли в 19, то ли в нач 20 века. Так вот уже тогда было удивительно, что танцовщица тонко и чутко использовала мудры, передавая с их помощью всю гамму чувств своей души.
Ну думаю данная эмоция ясна всем — «А заааапах» =)
Наконец дело дошло и до самого представления. На сцену вновь вышел Кришна, уже во всем своем великолепии — с законченным макияжем, мелкими, но важным элементами, такими как «погоны», браслеты, бусы и прочее-прочее, с прицепленной шевелюрой и этакой короной на голове.
Второй актер, тот, что с желтым лицом, уселся за инструменты и начал, побрякивая по барабанам и звякая в бубен, что-то канючно напевать.
Кришна вошел в раж.
Эмоции лились через край.
От весьма агрессивных до прям-таки умиротворенных.
Мудры тоже использовались на протяжении всего спектакля.
Нет, он не присел отдохнуть. Просто одна из сцен 🙂
По сценарию явно прописана задумчивость. Не тот ли это момент, когда Кришна на полянке среди своих овечек (или кого он там пас?), раздумывал об этом бренном мире?
Под конец представления была такая движуха, что ни одной внятной фотки не вышло, все слишком смазанно при таком-то свете. Я, к сожалению, не поняла, что именно произошло с беднягой, но танец изображал чуть ли не предсмертные судороги.
А после спектакля все желающие могли пофоткаться с главным героем 🙂
Индийские молодожены.
И еще одна прекрасная индийская пара, были с родителями. Девочка прям сама святая скромность, а мальчик очень хорошенький =)
А теперь немного о том, как же мы попали на Катхакали. Честно признаться, у меня в голове почему-то отложилось, что сходить на данное представление можно только в Кочи. Но столицу Кералы мы преднамеренно проехали на поезде, хотя билет был именно до туда 🙂
Но в Алаппузе мы попали в офис прекрасной местной туристической компании, контакты которой я уже однажды давала. Нет-нет, обычно услугами подобных мы не пользуемся, все сами-сами. Но нам был необходим билет до Коллама на лодки, а они продаются именно в таких вот фирмах. Я уже писала в посте об Алаппузе, что в этом офисе работают замечательные люди, и цены на те же билеты дешевле, чем в остальных местах.
Они нам подробно рассказали еще и о парках Кералы, какие прекрасные виды и места есть в этом замечательном штате. Причем не навязывали экскурсии, а просто делились впечатлениями и советовали в какую сторону можно податься. В конце они оговорились и о Катхакали. Я удивленно переспросила неужели и в Алаппузе показывают его, на что мне дали утвердительный ответ. А потом даже предложили сходить за половину стоимости — всего за 100 рупий. Мы подумали и решили, что это того стоит, потому как неизвестно когда еще увидим нечто подобное.
Единственная загвоздка была в том, что на след день мы уезжали, а сегодня представление начиналось уже через 10-15 минут, мы же даже не знали где оно проходит. И тогда, вуаля, один из дяденек попросил водителя авто (!) довезти нас, хоть было и недалеко, но просто чтоб уж мы не блуждали и не боялись опоздать. Как мажоры, на кондиционированной машине (это простые-то ободранные бекпекеры :)), мы прибыли в клуб, предъявили свои билеты за 100 рупий, на которых была напечатана цена 200, и уселись довольные в зале аж в первом ряду. Вот так-то! Помимо самого представления еще и предыстория была такой позитивной, что Алаппуза вообще нас добила своей добротой и расслабила до невозможности 🙂
А на следующий день мы прибыли к офису этой фирмы и дяденьки нам помогли донести багаж до Jetty, откуда начиналось наше путешествие по заводям Кералы.
Если, кто-то собирается в те края, просто очень рекомендую эту фирму и даю ее контакты:
Akkarakkalam Buildings, Near Canara Bank,
Jetty Road, Alleppey — Kerala.
+91 477 3294466, 3294477
info@massholidays.com, mail@massholidays.com, massholidays@gmail.com
www.massholidays.com
Ну а напоследок еще выкладываю и видео с Катхакали. Не сильно качественное (да еще YouTube несщадно его сжал), но все равно хоть немного дает лучшее понятие что это вообще такое и как происходит действо.
Сейчас посмотрела, освежила свои впечатления, и сделала вывод, что не удивительно, что сюжетной линии я совсем не поняла =)
Традиционный танец южно-индийского штата Керала Катхакали
Как мы уже рассказывали, по всему Кочи развешена куча плакатов о представлениях Катхакали – традиционного южно-индийского танца. Мы любим посещать традиционные шоу, такие, как, например, национальный балет в Лаосе, поэтому и здесь не смогли пройти мимо. Сразу скажу, Катахакали – мероприятие весьма неоднозначное, и мы до сих пор не можем с уверенностью сказать понравилось нам это народное творчество или нет. Это было весьма интересно и несколько больно для ушей ☺. Почему? Все ответы в посте.
Что такое Катхакали
Катхакали – это не совсем танец. Катхакали это скорее представление на стыке театра, танца, военного искусства и повествовательного жанра.
Катхакали исполняется только мужчинами, прошедшими специальную подготовку. Обучение искусству Катхакали начинается в возрасте 10-11 лет и продолжается минимум 5 лет. Мальчики обучаются по нескольким направлениям: непосредственно танец, музыка, пение (если это можно так назвать), мимика, пантомима, история и др.
Исполнители катхакали считаются актерами, а не танцорами, причем если их назвать танцорами – это может быть воспринято как оскорбление, вот такая вот тонкая душевная организация у творческих людей. Катхакали – это своеобразный симбиоз таких направлений индийского искусства, как Кудийаттам, Чакиар Котху, Кришнаттам, Раманаттам и Мукха Абхинайя.
- Кудийаттам – это самое древнее из индийский театральных направлений. Обычно сюжет представлений кудийаттам строился на самых драматических моментах древнеиндийских эпосов, а само представление длилось днями и ночами и носило ритуальный характер;
- Чакиар Котху иллюстрируют сцены из древних пуран и эпических поэм. Исполнителями Чакиар Котху до сих пор могут стать только представители касты чакиаров, и это считается привилегией, которая передается внутри касты по наследству. Чакиар Котху исполняется под аккомпанемент больших медных барабанов намиджаву и цимбал;
- Кришнаттам и Раманаттам – это ритуальные представления, посвященные Крише и Раме. В представлениях особое внимание уделялось мимике и жестикуляции. Так же из Раманаттамы берет свое начало сложный грим катхакали;
- Мукха Абхинайя – еще один вид драматического индийского искусства, которое легло в основу катхакали. Оно так же носило ритуальный характер и было распространено среди керальской светской и воинской знати. Эти представления проходили ночью и включали в себя элементы рукопашного боя, самообороны и должны были проиллюстрировать силу, мощь и физическое совершенство исполнителей.
Под действием времени и обстоятельств Кудийаттам, Чакиар Котху, Кришнаттам, Раманаттам и Мукха Абхинайя частично изжили себя, а из них выросло новое и до сих пор весьма популярное в южной Индии направление Катхакали. Сегодня катхакали обычно пересказывает сюжеты древнеиндийских эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны».
Представление Катхакали
Все представление катхакали можно разбить на несколько частей. Не берусь судить везде ли так, но в Kerala Kathakali Centre в Кочи было именно так.
1 часть. Ахарья абхинайя
Костюмы и грим актеров катхакали называют «Ахарья абхинайя», это очень важная часть катхакали, ведь они должны нам поведать о характере героя и помочь лучше разобраться в сюжете.
Нанесение грима для Катхакали весьма сложный и длительный процесс. По времени он занимает около часа. Это фактически часть представления, так как все действо происходит на сцене перед зрителями. Костюмы и грим актеров зависят от их амплуа. Каждому амплуа (самые яркие это Саттвик и Тамасик) свойственны определенные расцветки. Итак:
Саттвик – благородный отважный герой. Костюм саттвика – это огромная юбка и рубашка, массивный головной убор и множество украшений – браслетов, лент, колокольчиков. Для его грима используются ярко зеленую основу для лица. Так же лицо украшает белая чутти черко, выполненная из размоченной рисовой бумаги, которая слой за слоем наносится на героя и формирует нечто похожее на бороду.
Чутти черко в теории должна подчеркивать аристократическую и изящную внешность саттвика (на сколько актер был в действительности аристократичен и изящен вы можете посмотреть на фотографии ☺, хотя, конечно, же у всех свое представление об аристократической внешности и изяществе), а так же подчеркнуть сложность его грима.
Тамасик – это настоящий злодей Катхакали, иногда его так же называют «тхади», что переводится как «бородатый». Основной цвет их грима черный: у них обычно шикарные усы и черные губы. Обычно тамасиками становятся демоны. Иногда для того чтобы подчеркнуть уродство демона ему добавляют огромные накладные груди и/или попу. Костюм тамасика так же состоит из огромной юбки. Вообще, он очень похож на костюм саттвика, и если бы не грим, отличить их было бы весьма проблематично.
Кроме саттвика и тамасика в катхакали могут участвовать и другие персонажи:
Раджасик – герой, у которого есть как положительные, так и отрицательные качества. Обычно у него нет чутти черко (бороды) и более скромный наряд. Так же часто именно раджасику предстоит демонстрировать вводную часть катхакали, поэтому очень важно чтобы у него была выразительная мимика и соответствующий яркий грим, подчеркивающий рот, брови, глаза. Амплуа раджасика одно из самых сложных в катхакали, так как от его талантов зависит на сколько зрителю будет понятно то, что происходит на сцене.
Король обезьян Хануман – очень важный персонаж, который нельзя не заметить (в представлении, которое мы посещали, его, к сожалению, не было). Его грим и костюм совсем не похожи ни на чьи другие. Белые борода и меховая кофта, красно-черный грим с белым узором и куполообразный головной убор. Это один из самых любимых героев Катакхали, и эта роль достается только самому опытному исполнителю.
Минакку – второстепенные персонажи, которые обычно изображают женщин, жрецов, мудрецов и т.п. Их грим и костюмы обычно весьма незатейливы и просты, чтобы продемонстрировать, что их роль в представлении весьма и весьма незначительна.
После того как все герои загримированы начинается непосредственно представление катхакали.
2 часть. Представление Катхакали
На сцене появляются музыканты, которые будут аккомпанировать актерам на протяжении всего представления. Обычно это четыре музыканта: двое из них играют на барабанах маддалам, мридангам, ченда или эдакка. Два других музыканта могут не появляться на сцене, но они очень важны, так как играют на особых музыкальных инструментах, задающих особый ритм всему представлению. Один из них бьет в массивный металлический гонг ченгала, а второй играет на двух тяжелых тарелках илатталам. Именно из-за них вначале поста я написала про боль в ушах. Звук от ченгала настолько пронзительный, что его в процессе представления очень хочется уменьшить.
Совет: если пойдете на представление катхакали, захватите с собой беруши, они существенно облегчают восприятие и увеличивают уровень комфорта во время представления ☺.
Следом за музыкантами на сцену выходит певец Сопатнам. Иногда его роль совмещена с одним из музыкантов. Он выступает своеобразным рассказчиком, сначала повествует об истории искусства Катхакали, а в процессе представления заполняет паузы между действиями. Сопатнам рассказывает, что актеры Катхакали проходят очень длительную подготовку, а оригинальное, не туристическое, представление длится от 5 часов до нескольких суток. После на сцене появляется Раджасик и с его помощью Сопатнам демонстрирует важные моменты на которые нужно обратить внимание в процессе выступления.
Как я уже говорила, один из самых важных способов передачи мыслей актера – это мимика и жестикуляция. В Катхакали используется очень сложный язык жестов, основанный на книге «Хаста Лакшана Деепика». Хасты – это визуальные изображения песен и стихов. В ней представлены 24 важнейшие хасты, являющиеся основой для огромного количества всевозможных комбинаций. От того на сколько хорошо актер владеет бровями, ртом, щеками, подбородком, шеей вместе и по отдельности зависит яркость его мимики, при помощи которой он должен вести длинные диалоги и монологи.
Основная поза в танце катахакали – это сидя на табуретке с широко разведенными в стороны коленками. Спина при этом должна быть выгнута, чтобы выдерживать немалый вес самого актера, его головного убора и всего костюма. Кстати, забавно, что в представлении используется совсем мало реквизита, и это не бедность театра, это дань традиции. Основной реквизит – это табуретка, которая может быть горой, троном, деревом и любым другим возвышением, которое нужно по мере повествования.
Еще один атрибут – яркая ширма тхерассила, которая скрывает важных героев перед их появлением на публике. Обычно ширма используется для того, чтоб «замаскировать» появление Тамасика или Саттвика, но она все равно не может скрыть их головных уборов. Смотрится это весьма забавно.
И еще один необходимый атрибут представления катхакали – большой светильник с теплым светом. Светильник подсвечивает небольшой участок сцены, и если герою нужно подчеркнуть свою мимику или движения, он перебирается поближе к лампе, чтоб она подсветила его грим и игру мышц на лице. Сейчас иногда светильник заменяется свечами, лампой на стене или и тем и другим.
После того как зрителям рассказали историю катхакали и продемонстрировали важные для понимания основного действа выражения лица, жесты, позы и движения, начинается следующая часть представления – иллюстрация сюжетов древнеиндийских эпосов «Махабхараты» и «Рамаяны».
3 часть. Отрывок из «Махабхараты» – «Убийство Баки»
Во время нашего посещения катхакали в культурном центре катхакали в Кочи нам демонстрировали отрывок из «Махабхараты» – «Убийство Баки». Перед представлением всем раздали либретто (есть и на русском языке), так что проблем с пониманием не возникло. Перескажу немного сюжет.
В представлении задействованы два основных персонажа и один вспомогательный:
- Бхима (саттвик) – один из принцев Пандавов;
- Бака (тамасик) – жестокий демон-убийца, живущий в лесу;
- Брахмин (минакку) – житель деревни, которой угрожает жестокий демон Бака.
Мать Бхима (ее мы не видим, а знаем о ней лишь со слов сопатнама и либретто) уговаривает его убить злого демона Баку. Бхима вдохновляется ее словами и отправляется в деревню к брахмину, чтобы помочь избавиться им от злого демона.
В деревне уже заготовлена телега с дарами для Баки, чтобы задобрить его и избежать смерти. Бхима получает благословление брахмина на убийство Баки, забирает телегу и идет в лес искать Баку.
Увидев Баку Бхима начинает на его глазах поглощать еду из телеги, насмехаться над ним и всячески оскорблять. Бака возмущен таким непочтительным поведением и собирается жестоко расправиться с Бхимой.
Между ними происходит битва и Бхима убивает Баку красной колотушкой (извините, не удержалась ☺).
Happy end. Злодей повержен все счастливы. На этой эпической ноте представление заканчивается, зажигается свет и все расходятся.
На последок расскажу, где можно посмотреть представление катхакали в Кочи – рекомендуем сходить в Kerala Kathakali Centre.
- Kerala Kathakali Centre находится здесь: ;
- Цена билета на Катхакали в Kerala Kathakali Centre в Кочи: 350 INR;
- Представление проходит ежедневно. Само представление начинается в 18:00 и идет до 19:30, но подготовка к спектаклю, которую тоже можно посмотреть, начинается в 17:00.
И наконец-то мы добавили видео к посту о традиционном керальском танце Катхакали: