Путешествие по тукменистану на авто
Путешествие из Москвы в Туркменистан на Hyundai Starex
Наконец, собрался с силами для написания отчета о нашем первом автопутешествии.
Москва — Казахстан — Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Москва.
15.07.2013 г. Время 11:00, я со своим женским коллективом (жена-штурман и две дочки, помощницы штурмана и пилота) выдвигаюсь из дома. Поехали по трассе М5, через Самару в Уральск (Казахстан).
Как назло, пробки были сильные, впрочем, как и дожди. К Рязани подъехали около 15:00, остановились перекусить и двинулись дальше. Перед Пензой в 20:00 решили остановиться в придорожном мотеле «Горизонт».
Номера чистые, еда вкусная, стоимость 2-местного номера с полутора спальными кроватями 2 т.р. Минус только отсутствие кондея и москитных сеток на окнах.
16.07.13 г. Встали пораньше и в 8:00 выезжаем. Перед Самарой снова простояли в пробке часа три, ремонт трассы. Час движение в одну сторону, час в другую. Вырвались из пробки и решили остановиться на обочине, перекусить. Не спеша приготовили обед, поели, отдохнули на травке. Кстати, удивленные взгляды и сигналы (видимо, в поддержку) проезжающих по трассе преследовали нас вплоть до Туркменистана.
Время 21:00. Мы в 70 км от Российско-Казахской границы. Решено остановиться в гостинице, и с утра пересекать границу. Нашли единственную гостиницу на 100 км в округе, содрали 200 у е за единственный четырехместный номер «Люкс». Еда недорогая и вполне съедобная.
17.07.13 г. Выспались, как следует, и в 9:00 в путь. На таможне наши продержали минут сорок, казахи часа полтора. Оформили страховку на 15 дней = 500 рублей, и поехали. Добрались до Уральска разменяли 200$. Заправились на заправке Гелиос. Цена литра дизеля 22 р. с копейками. Водители в Казахстане ездят аккуратно, на улицах чисто, в общественных местах, как и за рулем, курить запрещено. Дальше — хуже, расстояния между населенными пунктами очень большие. Вглубь страны по-русски, особенно молодежь, уже не понимают. Кругом одна степь, так что сходить в «кустики» проблемно.
Но все равно, по-своему красивая страна. В 21:00 проехали Атырау и остановились в мотеле за 1 тыс. руб. Душ, кондей, две полуторки, и невкусная дешевая еда.
18.07.13 Время 8:00 выезжаем из мотеля. До Туркменской границы осталось 950 км. решил поднажать, чтобы к вечеру успеть к границе. До Бейнеу долетел быстро, дальше засада из 300 километрового бездорожья до Шетпе.
В результате в 22:00 ищем гостиницу в Жанаозене.
19.07.13 г. С утра поехал на мойку, отмывали долго. Пока мыли, узнал у местных что авто до 2008 года выпуска в Туркменистан не впускают, советовали оставить машину на стоянке и добираться на такси. Но решил рискнуть. В 10:00 выехали в сторону Туркменистана. Дорога длиной километров 10, перед погранзоной снова ухудшилась. Подъехали к обеду, казахи выпустили через полтора часа, с небольшими придирками. Пересекли нейтральную, попали к туркменам, и началось! 130$ за пересечение, 7$ якобы обменяли на местные, все вещи из машины — на осмотр. Дошло дело до машины, и все! Тормози! Мурыжили часа полтора, пока один из транспортников (за 30$) не стал выписывать доки на транзитный проезд. Передал доки транспортной таможне, снова стой, не оформляют транзит из-за наличия визы. Оставляйте машину на нейтральной, вызывайте такси, и езжайте. Уговаривал, просил, требовал часа два. Вышли с одной из руководящей таможенной рожей, запросил 100$, скинул до 80. Дал добро, на транзит с максимальным сроком выезда через 15 дней. Опять в кассу, страховка 50, бензин около 20, налог на транспорт 12, выезд из Туркменистана через Фараб. Время 17:30. Въехали в Туркменистан. Дорога — гравийка километра два, дальше полная Ж… Колея глубиной полметра, валуны такие же, съезжаешь с дороги — песок глубиной 20-30см. Полный привод не выключал, и так до Бегдаша километров сорок. В 18:20 мы на Бегдашской бетонке, которая тоже разбита. Дальше асфальт с 10 сантиметровыми ямами. Запах моря манит вовсю.
Не доезжая Туркменбаши (Красноводск) километров сто, съехали к морю на полчаса.
Отдохнули, побегали по берегу, и поехали дальше. В Турменбаши добрались часов в одиннадцать. Ищем гостиницу в городе, ничего не нашли. В итоге, припарковавшись у жд вокзала, спали в машине.
20.07.13 г. Утром зашли в привокзальную гостиницу, навели справки, номера освобождаются после 10:00, решили объехать город и заехать на местный рынок купить фруктов. Проезжали мимо гостиничных комплексов, цены узнавать не стали (думали, дорого), а зря!
Вернулись к привокзальной гостинице, взяли два двухместных номера, времен 80-х за 2,5 тыс. рублей. Обустроились, оккупировали единственный душ на этаже, позавтракали, включили тракторы-кондеи (снаружи +43), отдохнули, и вечером прогуляться, навести справки, и т.д. Купил местную симку, позвонил родственникам в Ашхабад, сообщил, что приеду через 3-4 дня. Через 10 минут позвонила сестра, сказала, что отдыхает в новой гостинице, забронировала нам номер, на завтра, на четверых за 60 у е (2000руб). Поужинали в местной кафешке, недорого, но с шашлыком из рыбы обломилось, нет рыбы — всю выловили.
21.07 и 22.07. Море, рынок, кафе, пиво, крем от ожогов, гостиница и т.д.
23.07.13 г. 10:00. Выезжаем в Ашхабад. Дорога километров 150 плохая, но ремонт идет оживленно. Дальше идеальный асфальт, до самой столицы.
24.07 и 31.07. Регистрация в ОВИРе, встречи, застолья, катания, профилактика авто, изменения маршрута,
температура от 40 до 47 градусов.
01.08.13 в 8:00. Выехали в сторону дома, возвращаемся через Куня-Ургенч. Дорога отличная на две трети пути, а одна треть отвратная, ползли не спеша. Каждый гаец по дороге останавливал познакомиться и передать привет московским коллегам. Хотел успеть до закрытия таможни, но приехал в 19:10, естественно, никого. Решили ночевать в машине, приготовили ужин, поели, хотел порыбачить в местной речушке, не успел. Стемнело, залаяли шакалы, все собрали в машину и спать.
02.08.13 г. Часам к восьми стал подтягиваться народ. Разговорился с владельцем местного кафе, он сказал, что работать начнут в 9:30. В этот раз таможню прошли быстро, проехали нейтралку, а вот у узбеков проторчали часа два. По-русски не понимают, погранпост маленький, весь народ снаружи, температура поднимается. Выехав, забыл оформить страховку. 12:00 — все едем! Объезжаем Ходжейли с его многокилометровым кладбищем. Едем по отличной трассе в сторону Кунград. Решили заехать в город, разменять деньги, купить сигарет, заправиться, а оттуда по прямой, старой дороге в Бейнеу. Итого 400 с небольшим километров. Обменник в городе не нашел, купил пачку за 1$, а заправлюсь в Казахстане. Через 30 км старая дорога испортилась окончательно, плюс дальше только направления. Плутали по Гуглу полтора часа по полуметровым колеям и решили разворачиваться обратно.
Вернулись снова в Кунград, нашли менял на рынке, обменял 100$ на 270 тыс сум. Узнал у местных таксистов дорогу и что дизтоплива на заправках не бывает, а только с рук, нашел по пути одного такого, залил 30 литров топлива. И вперёд. Километров за 200 до границы асфальт снова испортился, глубокие ямы, колея 20-30 см. Проехав 50 км, решил ночевать в Узбекистане. Нашли гостиницу 1400 руб за 4-х местный номер. Поели, выпили, и спать.
03.08.13 г. 8:00. Выехали в сторону границы, перед границей пост ГАИ, отдали 1000р за отсутствие страховки, доползли в11:30. Очередь обалденная, прождали час — движения никакого, еще через час стали впускать. В 15:00 проезжаем нейтралку и снова час ждем перед казахскими воротами. Мордастый офицер, увидев российские номера, сходу спросил, что дам за проход, 500 руб. вопрос решили. Подъехал к терминалу осмотра, погранцы тоже просят. Денег нет! В ответ — несите все вещи на досмотр, потом будем шмонать авто. Уговорами, и баночкой меда вопрос решил. 19:00, выехали в сторону Бейнеу, впереди 90 км отвратительной дороги, начало смеркаться. За Бейнеу остановились в гостинице, 1300 рублей за пятиместный. Взяли ужин в номер — фри, курица, шашлык, чипсы, напитки, пиво, за все 400 рублей. Выпили за «здоровье» Узбекских и Казахских таможенников, наелись от пуза. Посмотрели спутниковое ТВ, посидели на лавочке и завалились спать.
04.08.13 г. Выспались, позавтракали и в 10:00 в сторону Уральска. В Атырау въехали часам к четырем, уперлись в кирпич на объездной дороге и никаких указателей. Искали объезд, простояли в пробке. И в 17:00, наконец, выбрались из города. Засветло до Уральска не успели бы, поэтому решили остановиться в гостинице.
05.08.13 г. 8:00, вышли на финишную. Едем не спеша.
Заехали в Уральск, перекусили, купили фруктов, и в 17:00 едем к границе. Перешли в течение часа обе таможни, и летим в Подъем-Михайловку, снять номер, поесть вкусной еды, и выпить за наше первое автопутешествие.
Седьмого августа вернулись в родные пенаты, выгрузили вещи из машины, достали из холодильника пиво, самарские копчености, пожарили мордовские грибы, помыли казахские фрукты, разрезали туркменскую дыню, и устроили вечер воспоминаний.
В заключение про нашего боевого друга — автомобиль, который нас ни разу не подвел, и переваривал топливо любого качества. Надёжная машинка! Хоть и в годах.
Путешествие в особенный авторитаризм. Как можно отдохнуть в Туркменистане
Иван Николаев, написавший для ZIMA правдивую историю посещения Северной Кореи, посетил еще одно тоталитарное государство – Туркменистан. Он рассказывает, чем интересна эта страна с ничтожно маленьким числом приезжающих туда туристов.
Почему именно Туркменистан
Есть одна очевидная причина: смысла ездить, например, по Европе для меня мало, потому что все более-менее одинаковое и похожее друг на друга. Мне интересно оказаться в менее изученных местах, где можно расширить сознание и увидеть действительно другую жизнь. Туркменистан известен тем, что это вторая в мире по закрытости страна после Северной Кореи. Здесь точно так же есть свой легендарный отец-основатель, улицы и общественные места увешаны портретами, так же пресекается коммуникация с внешним миром. Авторитаризм тоже похож, но он все-таки свой, особенный.
Я знаю одну огромную страну, в которой тоже очень любят авторитаризм, и сравнить все его оттенки – необычно и интересно. В Северную Корею я поехал, чтобы быть честным с самим собой – до чего подобная сила власти может дойти. Туркменистан – это оборотная сторона, что-то похожее, но без постоянной конфронтации с внешним миром, без ядерных боеголовок. Туркменистану наплевать на весь мир, а миру на Туркменистан.
Чем эта страна важна для нас
После развала СССР каждая из республик выбрала свою дорогу, в зависимости от культурных предпосылок и ключевых исторических фигур совсем еще недавнего времени перемен. Сложись этот культурно-исторический пазл чуть иначе, и Россия могла бы стать как Туркменистан, Казахстан – как Грузия, Киргизия – как Эстония. И ведь еще и станут, кто знает! За 70 лет палитра 15 красок смешалась, и не осталось ни одной чистой. Да и были ли они, чистые? Создание новых республик на ранних этапах становления СССР могло сложиться как угодно – каждый новый год нашей жизни со всех очевидностью доказывает нам это. Именно за этим и необходимо поехать в Туркменистан. Эта страна – одна из итераций судеб 15 сестер-республик СССР. Их судьба – это наша судьба, их реакции – наши реакции, и глубина их безумия – в какой-то степени, глубина нашего.
Как туда попасть и кто не сможет этого сделать
Есть два варианта посещения Туркменистана. Первый: получить транзитную визу, путешествуя между сопредельными странами – Ираном, Афганистаном, Азербайджаном и Узбекистаном. Этот вариант – самый неудобный. Такая виза предназначена для дальнобойщиков и имеет дикое количество ограничений: ее редко выдают больше чем на 3-4 дня, запрещено останавливаться в гостиницах, задерживаться где-либо более чем на день и хоть как-то отклоняться от маршрута. То есть если вас поймают у кратера Дерваза, хотя вы заявили, что едете из Азербайджана в Афганистан, вас скорее всего депортируют. Получают такие визы обычно люди с сильно ограниченным бюджетом, автостоперы или велотуристы.
Второй вариант – это тур. Он стоит примерно тысячу долларов за неделю отдыха, куда будут включены все основные достопримечательности – Ашхабад, кратер Дерваза, подземное озеро Ков Ата, каньон Янги Кала. Есть возможность купить индивидуальный тур, но вас все равно будет везде сопровождать местный гид. В Ашхабаде постоянное сопровождение не требуется, но в местах, куда приходят туристы, есть информаторы, которые передают органам кто к ним приходил. Один раз я пришел в музей, купил специальный билет для иностранцев (который стоит во много раз дороже, чем для местных) и пошел осматривать экспозицию. Через 45 минут ко мне подошел смотритель музея и строго спросил, из какой страны я приехал. Таким образом органы пытаются вычислить, кто пришел, чтобы точно знать, чем ты был занят в определенное время.
Туркменистан парадоксален: официально это не закрытая страна. При этом приезжают сюда всего 6 тысяч человек в год, это примерно 20 человек в день – каждый приезжий буквально на особом счету. Для сравнения, в Северную Корею приезжает 35 тысяч человек в год.
Это два разных подхода к тотальному контролю: либо пускать больше туристов, но контролировать абсолютно все, либо пускать туристов очень мало, позволять им больше, но при этом обеспечивать слежку за каждым. В Туркменистане туристов настолько мало, что контролировать их несложно и без круглосуточного сопровождения.
В недавнем своем интервью блогер Артемий Лебедев рассказал, что Туркменистан входит в топ-3 самых сложных по получению визы страны. С российским паспортом попасть туда вообще практически невозможно: видимо, боятся инфильтрации – потока либерально настроенных людей, говорящих с местным населением на одном языке. При этом почему-то гражданам Турции и Белоруссии получить визу несложно, хотя это тоже страны, жители которых говорят с туркменами на одном языке. Еще один вариант попасть туда русскоязычному туристу – быть гражданином третьей страны, как, например, я попал с британским паспортом.
Однако на официальном уровне между странами полное взаимопонимание – никакой конфронтации нет. Дополнительной парадоксальности ситуации придает то, что при почти полном исключении низовых контактов с Россией в любом заведении, гостинице или кафе, куда ни зайдешь, включены российские каналы, вещает «Россия 1», в каждом баре играет музыка по «РУ ТВ». На фоне туркменских каналов российское телевидение – это образчик качества и увлекательности. Все дома, особенно за пределами Ашхабада, увешаны спутниковыми тарелками.
Еще в Туркменистан невозможно въехать публичным и как-то связанным с медиа людям. В отличие от КНДР, Туркменистан не устраивает образцово-показательных пресс-туров с фальшивой реальностью, они не хотят показать вам бойких пионеров, счастливую малышню, суровых военных и великих лидеров. КНДР хочет, чтобы туристы думали, что это страна благоденствия, Туркменистан же хочет, чтобы о нем вообще ничего не думали.
«Красивый город Ашхабад…»
Страна начала особенно закрываться после 2000-х. В девяностых по меркам средней Азии в Туркменистане было очень даже нормально. В отличие от узбеков, киргизов и таджиков, которые вдоволь успели пострелять друг в друга, Туркменистан отделился очень мирно, без гражданских войн и перестрелок с соседями. С 2000-х же годов здесь ввели выездные визы и выдавили почти весь иностранный бизнес. Например, гостиница «Акалтын» в Ашхабаде, где я останавливался, оказалась бывшим отелем Sheraton. Это вполне приличный по европейским меркам отель. Но любители треша тоже не расстроятся – одну ночь наша группа провела в советской гостинице с тараканами, отваливающейся плиткой и неработающим душем. Это такая часть “экспириенса”: побывать в месте, где за несколько десятков лет ничего не изменилось, разве что лампочки новые вкрутили. Но советские детали здесь скорее исключение – сейчас Туркменистан больше впитывает азиатский размах.
Ашхабад называет себя самым белым городом в мире. С мая этого года там даже запрещено иметь машину любых цветов кроме белого и серебристого. В городе огромные пространства застроены беломраморными домами с золотыми буквами на фасадах. Там размещены главным образом всевозможные государственные учреждения. Есть небоскребы, в которых, кажется, даже нет перегородок между этажами – они существуют просто для того, чтобы «было красиво». И вокруг ни души!
Начальству нравится размах – и получаются уходящие вдаль белоснежные пустые проспекты, безлюдные площади и покинутые музеи.
Оживленно, в основном, в части города, построенной сразу после землетрясения 1948 года. Там можно встретить множество уютных домов в 3-4 этажа, а еще «сталинки» и «брежневки». Из-за малого количества машин на улицах не шумно, чисто, много деревьев – гулять одно удовольствие.
На дорогах машут метлами женщины, усердно разгоняя пыль. В смысле. Не на тротуаре, а на проезжей части. Понятное дело, что каждая проезжающая машина уничтожает все труды, но, как говорится в одном старом анекдоте про копание ломами ямы, «важно не как лучше, а чтобы вы заняты были». Как любое заправское тоталитарное государство, Туркмения может похвастаться занятостью населения в 99%.
Собственно, в этом и заключаются развлечения Ашхабада – смотреть на начальственный угар и бесконечные памятники и стелы. Еще можно посмотреть мечеть Туркменбаши Рухы, в которой откажется молиться любой уважающий себя мусульманин – вся она украшена цитатами не из Корана, а из Рухнамы. Музея в столице всего четыре, в каждом из них вам расскажут, что туркмены – величайший народ на Земле. Местный русский театр гонит адский идеологический треш, не сравнить с русским театром «Ильхом» в Ташкенте – там даже Кафку ставят! В Туркменистане поставить Кафку значило бы бросить очевидный и неприкрытый вызов властям.
Люди
За девять дней тура ко мне только однажды подошли местные. В соседнем Узбекистане за тот же период времени подошло человек сто – там очень любят общаться. В Туркменистане же люди просто боятся сболтнуть чего-нибудь лишнего, тем более завести какие-то политические разговоры. С другой стороны, местные жители, кажется, не понимают, что шесть тысяч туристов в год – это дико мало, для них это норма. Даже мой туркменский гид удивился, что россиянам въезд запрещен, я же вот приехал (ага, по британскому паспорту). Еще наш австралийский тур-менеджер рассказала про такой хорошо иллюстрирующий ситуацию случай: приехала пара европейских туристов и в один из дней пересеклась со своим другом, который сейчас живет в Туркменистане. Гиду немедленно поступил звонок из органов с вопросами, почему была допущена эта встреча. Если бы дело не шло к концу поездки, то их бы депортировали.
Несмотря на отчужденность местных жителей, у меня сложилось впечатление, что, если КНДР – это такое сталинское время, то Туркменистан – брежневское.
Все мессенджеры (привет, Россия!) и соцсети здесь блочат, но гид на мой вопрос про блокировку пожал плечами: “VPN же есть”.
Наверняка здесь есть люди, которые искренне верят в режим, но полно и тех, кто помнит не только девяностые, но даже СССР. Для них, в отличие от северокорейцев, живущих в закрытой стране 70 лет, очевидно, что их родина, мягко говоря, немного странная. Наш гид-туркмен отпускал циничные шуточки про Туркменбаши, Рухнаму и социальную ситуацию в общем. Именно поэтому в Северной Корее у каждой группы по два гида – следить друг за другом в той же степени, как за приезжими.
Туркменбаши и кратер Дарваза
Одна из целей поездки в город Туркменбаши на западе страны – «национальная туристическая зона» Аваза. Это огромный белоснежный гостиничный комплекс дубайского типа на берегу Каспийского моря протяженностью километров пять. Зачем небогатой стране, которая принимает в год 6 тысяч туристов туристическая зона, рядом с которой даже нет международного аэропорта? Это вы спрашиваете, потому что вы не живете в Туркмении. А там начальство распорядилось – значит, сделаем.
Разумеется, во всем комплексе практически ни души. На стоянке в тысячу машин вы не найдете ни одного авто. Без дела маются очередные непонятно зачем нанятые служащие. Замерли аттракционы в парке развлечений на набережной. В туалетах уныло плавают испражнения – во всех зданиях отключена вода. В местном универсаме полки заставлены товарами, но в один ряд и, например, одной и той же минеральной водой. Приедут, допустим, начальники, увидят изобилие – скажут: молодцы, вы, доблестные работники торговли, так держать, выше поднимать качество обслуживания населения. А потом укатят на совещания и будут делать доклады про то, как важно развивать туризм и как много дорогой президент делает для этого – «ставит на личный контроль», как говорят в другой стране бывшего СССР.
Также в четырех часах езды на внедорожнике от Туркменбаши находится красивый большой каньон: огромное, выветренное тысячелетними ветрами пространство – белое, розовое, серое. Оно раньше было покрыто огромной толщей воды, которая спрессовала кальцит, железо, кусочки раковин в удивительное природное явление, сравнимое по красоте и размаху с Гранд-Каньоном в США.
Но самое красивое природное зрелище вас ожидает у кратера Дарваза. Это как раз то, ради чего стоит стараться поехать в Туркменистан вообще. Однажды во время геологоразведки там обрушился свод полости в почве, и со дна начал выходить природный газ. В надежде, что газа внизу немного и он быстро выгорит, полость решено было поджечь, дабы избежать удушья случайных прохожих. Ну не будет же газ 50 лет гореть, решили там! Ан нет, горит уже 50 лет.
Огромный полыхающий кратер посреди безмолвия пустыни – зрелище феноменальное и ни с чем не сравнимое. С течением вечера сказочно меняются краски пустыни, свистит ветер, и чем глубже ночь, тем ближе хочется подойти к огромному огню, почувствовать единение с такой многообразной планетой – и с самим собой.
Волшебный парадокс этой главной достопримечательности состоит в том, что официально ее не существует. Вы не найдете ее ни на одном туркменском сайте или в местном перечне красот. Официальный Туркменистан кратер не любит: он слишком дерзкий, он совсем лишний в действительности, полной прекрасного президента и бесконечных беломраморных зданий, столь любезных начальству. Из-за отсутствия официального признания от этого места исходит двойной шарм – в какой-нибудь другой стране кратер уже обнесли бы забором, застроили гостиницами и продавали магнитики, или бы подойти к нему можно было только за десять метров и в сопровождении охраны. Здесь же это просто горящая дыра в земле – можно сесть на край и свесить ноги.
Закрытые страны: 5 дней в Туркменистане
Туркменистан считается одной из самых закрытых стран мира, несмотря на то, что всего 30 лет назад он входил в состав СССР и попасть туда не составляло труда. Сейчас же получение туркменской визы – это настоящая рулетка. Результат вообще не зависит от того, сколько стран ты проехал или проехала до этого и сколько тысяч долларов лежит на твоей карте, все решает судьба. Путешественник с 7-летним стажем Евгений Чудаев – один из таких везунчиков. Ему удалось получить транзитную визу на пять дней и хотя бы одним глазком взглянуть на эту закрытую страну. Увиденным он делится с 34travel.
Курс местной валюты: 1 $ – 3,5 маната (официальный)
1 $ – 18 манат (черный)
Целью моего путешествия был не сам Туркменистан, а в целом страны Средней Азии, которые я решил проехать автостопом. Туркменистан был в моем списке, но я до конца не был уверен, что в него попаду, потому что визу получить очень сложно. Однако мне в итоге улыбнулась удача: я попробовал, и у меня получилось.
Я заехал в Туркменистан через Узбекистан (КПП Фарап) автостопом. Чтобы получить транзитку через Туркменистан, мне нужно было иметь пропуск в третью страну, поэтому я заранее сделал иранскую визу в Казани.
Документы на туркменскую визу я подавал в Ташкенте. Стоимость срочной визы составила $ 155, срок рассмотрения – 10 рабочих дней. При этом позднее выяснилось, что я мог сделать и обычную визу за $ 55, срок рассмотрения был бы дольше – 20 рабочих дней. В консульстве мне об этом никто не сказал, и мне вообще показалось, что работники консульства не владеют некоторой информацией. Во время подачи на визу они по каждому поводу звонили по телефону, видимо, обсуждали с руководством, что делать.
В целом для визы у меня потребовали копию иранской визы (сейчас она электронная), 2 фото, расписанный на листке бумаги маршрут, а также заявление, которое выдается на месте.
Официально можно сделать и туристическую визу в Туркменистан, но на деле ее получают единицы. В целом попасть в страну несложно: ежедневно туда отправляются прямые рейсы из Москвы, есть также и с пересадками. Самый дешевый билет туда-обратно обойдется тебе от $ 300. Летают Turkish Airlines, Hahn Air, «Туркменские авиалинии», S7.
Если вдруг ты когда-нибудь поедешь в Туркмению, то сразу забудь о таких благах цивилизации, как Booking, AirBnb и прочие. У меня получалось заселиться в гостиницу прямо на месте. Например, я спрашивал у таксистов, где можно провести ночь, и они подсказывали мне адрес.
«В интернет-кафе мне приходилось покупать трафик через местных, потому что иностранцам просто отказывали в услуге»
При этом в той же столице – Ашхабаде – нет ни одного хостела. До поездки я нашел на TripAdvisor, что самый дешевый отель – это отель МВД в Ашхабаде, но на деле оказалось, что это обычная гостиница. Цены на жилье оказались просто космическими для меня. Например, цена за самый дешевый номер начиналась от $ 20 + $ 2 туристический сбор. И это за ободранный номер с советским ремонтом!
Таких достижений цивилизации, как бесплатный Wi-Fi, в Туркменистане не было вообще. Да и в целом с интернетом дела обстоят очень плохо: по всей стране заблокированы YouTube, Facebook, ВКонтакте, WhatsApp, Одноклассники, но все эти запреты обходились с помощью VPN. В интернет-кафе мне приходилось покупать трафик через местных, потому что иностранцам просто отказывали в услуге.
Кухни стран Средней Азии в принципе схожи. В первую очередь это плов самых разнообразных видов. Традиционно его готовят прямо на улице в больших объемах. Так, мне рассказывали, что небольшое кафе в день может продать порядка 200 кг этого блюда.
Из выпечки – это лаваш и самса из тандыра. А еще в Туркменистане я попробовал самые вкусные лимоны в моей жизни. Обычно я их не ем, а добавляю куда-то. Здесь же я не мог ими наесться и съедал за раз несколько штук. Они были очень сочные и ароматные!
«Небольшое кафе в день может продать 200 кг плова»
Туркменистан по ценам – это другая планета. Существует 2 курса: официальный курс и черный курс маната, которые отличаются друг от друга в несколько раз. Сразу можешь забыть про официальный курс: он крайне невыгоден. При этом лучше всего заезжать в Туркменистан с долларами, поскольку их можно обменять практически везде, например, я менял на рынке. При этом при обмене стоит быть осторожным, потому что официально менять таким образом деньги запрещено и у тебя могут возникнуть проблемы с полицией.
В целом со $ 100 в кармане ты можешь почувствовать себя в этой стране состоятельным человеком. Например, проезд на автобусе в столице Туркменистана Ашхабаде – меньше одного цента! А поезд из Туркменабада (приграничный с Узбекистаном город) в Ашхабад (это 500 км) – почти $ 1. Авиаперелет из Туркменабада в Ашхабад будет стоить немного дороже – $ 5. Плотно пообедать в кафе выльется тебе в $ 1,5. Единственное но – это отели, как я и рассказал раньше.
«Авиаперелет из Туркменабада в Ашхабад будет стоить немного дороже – $ 5»
В странах Средней Азии и Ближнего Востока отношение к путнику совсем иное, чем на Западе. Гостеприимство там льется рекой: путешественника ни за что не оставят голодным и холодным.
После путешествия по Средней Азии я заметил, что самый лучший автостоп и безмерное гостеприимство со мной случились в Таджикистане. Туркмены в этом плане показались мне немного закрытыми. Да, там неплохой автостоп и люди хорошо останавливаются, но в разговоре все равно чувствовалась какая-то закрытость и настороженность.
На русском языке тут говорит только старшее поколение, рожденное в СССР, а люди из сел и молодые ребята практически ничего не понимают по-русски. Из-за этого у меня почти не случилось контакта с местным населением. Всему виной языковой барьер.
За все пять дней в Туркменистане я так и не встретил туристов, но видел парочку людей европейской внешности.
День 1. Переход границы
Мое знакомство с Туркменистаном началось с КПП Фараб. Переход занял порядка полутора часов, поскольку туркменские пограничники начали придираться к моей визе. Им не понравилось, что она транзитная и что я ехал автостопом. Мне не захотели ставить штамп и вернули паспорт, после чего попросили подождать. Потом пограничники снова забрали паспорт, начали куда-то звонить, переговариваться между собой на туркменском. Только после этого мне дали листок, где попросили расписать подробный маршрут, а также в каких гостиницах я планирую останавливаться. При этом, когда они увидели, что я включил в свой маршрут Ашхабад, они начали расспрашивать меня, зачем я туда еду, если есть более короткий путь до границы с Ираном, потом начались вопросы, зачем я вообще приехал в Туркменистан. На этом расспросы закончились – меня отправили в кассу и сказали оплатить регистрацию ($ 14). Затем мне поставили заветный штамп и пожелали хорошей дороги.
Границу мы пересекали вместе с узбеком, который приехал в Туркменистан по делам. Когда было покончено с бюрократическими делами и мы прошли границу, мы вместе поймали такси до Туркменабада. Таксист довез нас до выезда из города, а там мы поймали другое такси, которое возило нас по городу в поисках гостиницы. Мы катались примерно час в поисках самого дешевого ночлега. В итоге нашли место, где за двоих надо было отдать $ 40 плюс по $ 2 с каждого в качестве туристического налога. Там и остановились.
День 2. Туркменабад
С утра мой новый товарищ подвез меня на вокзал, где я сразу же купил себе билет на поезд до Ашхабада. За почти 12-часовой рейс я отдал всего $ 1. Поезд отходил в 16.00, а до этого времени я прогулялся по Туркменабаду. Сначала я сходил на базар, такой очень колоритный среднеазиатский рынок. Я там ничего не покупал, но наделал много фотографий. Одна из женщин подошла ко мне и сказала, что в Туркменистане фотографировать запрещено, потому что у меня могут быть проблемы с полицией, но я ее не послушался и продолжал щелкать. В итоге никаких проблем у меня не было.
После этого я сходил в интернет-кафе и уговорил одного туркмена купить мне на его паспорт доступ к интернету. Он согласился, и у меня оказался заветный код, по которому я смог провести свободное время до поезда в интернете. После этого я уже пошел на вокзал. Кстати, поезда оказались на удивление очень современными и чистыми. В поезде никто, даже проводник, не говорил по-русски, поэтому мне оставалось только спать.
На следующий день рано утром я приехал в столицу Туркменистана – Ашхабад. Я сразу же отправился в хостел, который ранее нашел в интернете, но оказалось, что это обычная гостиница. Я заплатил порядка $ 20 (с учетом $ 2 за туристический сбор) за две ночи, закинул вещи и пошел гулять по городу. Столица показалась мне самым красивым городом в Средней Азии. Все дома выполнены в белом цвете. Кстати, в 2013 году город уже в пятый раз подряд был включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый беломраморный город в мире. Тут я увидел один из самых красивых аэропортов в мире – в виде птицы. На каждом шагу было очень много фонтанов.
«Ашхабад показался мне самым красивым городом в Средней Азии»
Стоит понимать, что Ашхабад – современный город. В 1948 году тут произошло одно из самых разрушительных землетрясений в истории, в результате чего было разрушено почти 98% всех зданий. Именно поэтому в столице нет старого города или исторических зданий, тут все современное и отстроенное заново.
В Ашхабаде я сходил на православное кладбище прямо в центре города, зашел на рынок, обменял доллары на манаты, проехался на автобусе. В городе очень интересные остановки для автобусов – они сделаны в виде павильонов, в которые можно зайти, пока ожидаешь автобус. Внутри тепло зимой и прохладно летом. В целом на улицах было очень мало людей, вечерами же город практически вымирал: не было никого.
Утром я решился съездить автостопом в Дарвазу – популярный газовый кратер в 250 км от Ашхабада. Люди очень охотно останавливались и подбрасывали меня по пути. К сожалению, снова практически никто не говорил хорошо по-русски, только самые базовые слова. Водитель второй из пойманных машин отвез меня на автобусную остановку и посоветовал ждать автобуса, который стоил примерно 16 центов. Я согласился и буквально через несколько минут уже мчал к кратеру.
Автобус довез меня до деревни Дарваза, после чего мне пришлось идти пешком порядка 10 км. Пока я шел, вокруг не было ни души, только паслись бараны и коровы. Возле самого кратера стояла пара юрт, в которых, как я понял, жили пастухи. Когда я уже собирался обратно, ко мне подъехал один из пастухов и предложил подвезти меня до деревни за деньги – я отказался и пришлось идти пешком. Пока я дошел, уже начало темнеть. Машин практически не было, ведь я все-таки находился посреди пустыни, но вскоре остановился один водитель, который и подбросил меня обратно в Ашхабад.
День 5. Депортация
Утром я доехал на поезде до приграничного с Ираном города, после чего до самой границы добирался автостопом.
Моя транзитная виза была открыта по 27 января, когда я и приехал к границе с Ираном на КПП Серахс. На часах уже было 18.00. Оказалось, что КПП работает до 16.00, при этом в консульстве в Ташкенте меня уверяли, что КПП открыт допоздна.
В итоге пограничники отказали мне в выезде и отвезли меня в кафе, чтобы я там переночевал, а утром привезли обратно на границу. Там я провел порядка трех часов, пока писал четыре объяснительные и расписки. Пограничники тем временем составляли протокол, по которому я должен был оплатить штраф и сделать новую транзитную визу на 5 дней прямо на границе. Я отказался оплачивать штраф, и меня депортировали из страны, поставив в паспорт штамп о запрете на въезд в Туркменистан в течении 3-х лет. Мне сделали бесплатно вторую транзитную визу и отпустили дальше в Иран. Так и закончились мои приключения в Туркменистане.
Перед поездкой в Туркменистан установи себе VPN, чтобы была возможность пользоваться привычными сайтами и социальными сетями.
Лучше всего ехать в страну с долларами, их будет легче всего поменять. Ни за что не делай это в банке, лучше – на рынке.
Держи в голове, что туркменские КПП чаще всего работают с 8.00 до 18.00.
tourism.gov.tm – Государственный комитет Туркменистана по туризму.
Путешествие по Туркменистану Ильи Варламова и Артемия Лебедева.
Туркменистан в гиде от Lonely Planet.
Фото — Евгений Чудаев
Как простому смертному попасть в Туркменистан
На прошлой неделе СМИ сообщили о договоренностях, достигнутых во время поездки российского сенатора Вадима Тюльпанова в Ашхабад. Глава туркменского меджлиса Акджа Нурбердыева пообещала намекнуть президенту своей страны Гурбангулы Бердымухаммедову о том, что российские туристы ждут не дождутся упрощения визового режима и готовы приехать на отдых к берегам Каспия.
Мы решили поискать в сети информацию о комфортабельных и недорогих курортах, которые, по словам Тюльпанова, «по уровню сервиса и цен способны заместить для российских туристов Турцию и Египет».
Туркменистан — одна из самых закрытых стран в мире. И самая закрытая среди бывших союзных республик. Формально туристов в стране любят и ждут, о чем свидетельствуют два раздела на сайте посольства страны в Москве «Туризм» и «Аваза» (так называется самый раскрученный курорт Туркмении).
Здесь же, на сайте посольства, можно найти информацию о порядке получения визы. И становится понятно, что дело это не очень дешевое и хлопотное. Виза в Туркмению стоит от 35 до 155 долларов в зависимости от продолжительности и кратности поездок.
Поехать в Туркменистан можно только по приглашению: либо от гражданина, либо от организации, в том числе турфирмы. По словам бывалых туристов, наличие приглашения от местного жителя — еще не гарантия получения визы. Могут и отказать: по информации в сети, отказывают в более чем 90 процентах случаев. Оформить это приглашение тоже будет довольно трудно: его нужно сначала заверить в Государственной службе Туркменистана по регистрации иностранных граждан, а уже потом отправить в посольство в Москву.
К тому же сам регламент, описанный на сайте, от жизненных сценариев значительно отличается. И даже консультация по телефону не застрахует от того, что вас не примут, попросят принести еще парочку документов или откажут в выдаче визы из-за нерабочего времени или выходных. Поэтому начинать оформление советуют минимум за 2-3 месяца до поездки.
Организованному туристу попасть в Туркмению проще. Но бронированием отдыха, по информации в Сети, занимается всего несколько фирм в России и еще парочка — в Туркмении. Самостоятельное бронирование невозможно — в сети мы не нашли ни одного сайта местных отелей. Это как-то диссонировало с прочей информацией, ведь в Туркмении настоящий строительный бум: и в Ашхабаде, и на Каспии за последние годы построили несколько десятков отелей довольно приличного уровня — до 4-5 турецких звезд. Туркмены никак не заинтересованы в их окупаемости? В стране проживает всего 5 млн человек — неужели это основные клиенты отелей?
Ответ на поверхности — Интернета в стране просто нет. Точнее есть, но очень-очень медленный и дорогой. С массовой мобильной связью тоже проблемы. Поэтому на таких крупных площадках, как booking, туркменские отели отсутствуют, а отзывы на TripAdvisor довольно противоречивы.
Что же ждет туристов в Туркмении?
Туркменистан страна древняя, с богатой историей. Туристам показывают древнюю столицу парфянского царства Нису, раскопки древнейшего в Средней Азии города Мерв, остатки легендарной цивилизации Маргуш.
Интересны и природные достопримечательности: огнедышащий кратер Дарваза — врата в ад, плато Динозавров, Чулийское ущелье, геотермальное озеро в карстовой полости Бахарденской пещеры. Любители экзотики отправляются в пустыню, в настоящую юрту— пообедать шашлыком на саксаулах и запить его верблюжьим молоком.
Но более всего поражает путешественников современный Ашхабад и курорты прикаспиского города Туркменбаши (бывшего Красноводска). Туркмения обладает одними из крупнейших в мире запасами газа — это в течение последних полутора десятилетий, когда мировые цены на углеводороды были высокими, позволило стране активно строиться. Масштабы развернувшегося в Туркмении в последние годы строительства поражают воображение. Множество современных, богато украшенных зданий из стекла, мрамора и позолоты. Повсюду фонтаны и зеленые парки. А отели Авазы иногда называют «второй Дубай».
Номера в туркменских отелях шикарны, а вот пляжи, питание и сервис притязательным россиянам не нравятся. Они жалуются в Сети на каменистый берег, скудное меню, несвоевременную уборку в номерах и привычку местных «забывать» сдачу. В общем, все как у нас, только в царских хоромах.
Так может быть, это очень дешево? Отнюдь. Девять дней в Туркмении в прошлом 2015 году стоили минимум 95 тысяч рублей на человека — это при наборе группы из шести туристов. Без визы и перелета.
Одинокому путешественнику придется выложить за отдых около 200 тысяч рублей. И это при прошлогоднем курсе доллара. Американская валюта в Туркменистане в чести — даже туристам советуют везти с собой в страну мелкие купюры для размена. Поэтому отдых в сезоне-2016, скорее всего, значительно подорожает. Пока на сайтах стоит лаконичное «цены по запросу».
Поговаривают, что в стоимость путевки в Туркменистан входит и весьма значительная комиссия туроператора — около 250 долларов. Но что делать, если самостоятельное бронирование, как мы помним, невозможно?
В одном из отзывов рассказывается, что турист из России, чтобы снять номер для своих родителей, должен был лично встретиться и переговорить с директором отеля. При этом на поклон к нему пришлось ходить, как к падишаху — его то не было на месте, то он отказывался постояльца принимать.
Единственная возможность попутешествовать по стране в качестве полулегального туриста — транзитная виза. О ней на сайте посольства нет ни слова, нужно спрашивать специально. Но срок такой визы очень мал — 3-5 дней. А для ее получения необходимо предоставить железное подтверждение транзита — к примеру, визу в Иран.
Судя по тому, что пишут в сети, отдых в Туркмении — весьма экстремальное приключение. Несмотря на доброжелательность местных жителей и весьма светскую обстановку в этом мусульманском государстве, некоторое количество нервных клеток все же придется потерять при оформлении визы или в спорах со стаффом отеля. Это если не считать того, что неуемное любопытство, страсть к фотографированию всего и вся, критиканские споры о политике вполне могут обеспечить вам встречу с местными органами внутренней безопасности. А на этот счет слухи совсем уж мрачные: поговаривают, что живым можно и не вернуться.
Восток — дело тонкое. Похоже, именно в этом ключе стоит рассматривать обещание главы туркменского парламента поговорить с президентом страны о послаблении визового режима. Каких-то значительных изменений в этом вопросе ожидать пока точно не стоит, крымские отельеры и туроператоры могут спать спокойно. Хотя хороший пинок нашему сервису все же не помешал бы: может, тогда местные работники турбизнеса задумались бы о привлекательности своих гостиниц и уровне цен.