Правила посадки на рейс 2020 электронный посадочный талон
Директор летал на самолете в командировку. Командировка была на территории России. У директора имеются маршрут-квитанция электронного авиабилета и электронный посадочный талон (в телефоне). Какими документами можно подтвердить стоимость перелета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии посадочного талона в бумажном виде рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
С 25 февраля 2019 года в указанные правила были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления электронных посадочных талонов. Авиакомпании будут оформлять их в виде штрихкода, а пассажир может по своему выбору:
1) распечатать такой талон самостоятельно и предъявить при досмотре;
2) получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
3) использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, предъявив для сканирования при досмотре штрихкод на экране своего смартфона или планшета.
Если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).
По мнению финансовых органов, может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе могут и не предоставляться. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).
Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 03-03-06/1/35214).
Если получить штамп о досмотре нельзя, то, по мнению финансового ведомства, организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32039, от 09.10.2017 N 03-03-06/1/65743). Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@.
Судебная практика ранее подтверждала необходимость посадочного талона или справки, выданной авиаперевозчиком.
В случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт перелета подотчетного лица по указанному в электронном билете маршруту. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. С учетом того, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы по совершению авиаперелета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Следовательно, посадочный талон является документом, который подтверждает фактическое оказание услуги авиаперевозчиком. Заменить талон в случае его потери может справка, выданная авиаперевозчиком. При этом сама по себе маршрут-квитанция электронного билета при отсутствии посадочного талона не может являться надлежащим доказательством подтверждения авиаперелета и фактического оказания услуг (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-4936/18 по делу N А78-10808/2016, Восьмого ААС от 21.08.2019 N 08АП-8995/19).
Учитывая, что информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра, рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.
Вместе с тем конкретный порядок предоставления документов, подтверждающих факт приобретения авиабилетов и факт перелета, следует закрепить в учетной политике организации.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также знакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Подтверждение расходов подотчетных лиц при приобретении электронных билетов (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
— Вопрос: Правда ли, что сейчас посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра? Если да, то как командированному работнику подтвердить прохождение досмотра, ведь штамп о досмотре на посадочном талоне является обязательным условием для признания в целях налогообложения прибыли расходов на перелет? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 7, июль 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
18 октября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Новые правила посадки в самолет с электронным билетом
Похоже, Россия в ближайшее время сможет полностью отказаться от бумажных авиабилетов. Приказ Минтранса РФ № 7 от 14 января 2019 года вступил в силу, упростив правила посадки на самолет с электронным билетом и существенно облегчив жизнь авиапутешественникам. Решения давно ждали пассажиры, к нему готовились авиапредприятия и перевозчики, ведь такая система работает в Европе уже давно.
Что изменилось
Приказ внес изменения в общие правила воздушных перевозок в части, касающейся использования электронных билетов. Теперь – с 24 февраля – аэропорты обязаны пропускать пассажиров в стерильную зону по посадочным талонам, представленным в электронном виде, без требовавшейся ранее распечатки.
Пункт 84 правил в новой редакции устанавливает: при онлайн-регистрации на рейс на сайте перевозчика посадочный талон оформляется в электронном виде и направляется на номер мобильного телефона, указанный пассажиром при бронирования.
При этом право пассажира распечатать или получить бумажный талон непосредственно в аэропорту сохраняется. Также отмечается, что услуга доступна при наличии в аэропорту системы учета предполетного досмотра: в нее входят электронная база данных и сканирующие устройства. Информировать пассажира о такой возможности обязаны авиапредприятия и авиакомпании, в том числе через собственные сайты.
Эксперты оценивают новую систему положительно, отмечая, что от бумажных билетов требовалось избавиться давно и персональной информации в электроном билете для идентификации пассажира более чем достаточно. Упростится порядок регистрации, контроль потока, ускорится процедура посадки в самолет.
С другой стороны, пока не отработан алгоритм сдачи багажа по новой схеме: в автоматическом режиме без присутствия сотрудника аэропорта.
Готовы ли аэропорты
Пресс-службы аэропортов Шереметьево и Домодедово уже объявили о полной технической готовности к новым требованиям. Все выходы на посадку оборудованы турникетами, автоматически считывающими 2D-штрихкод и QR-код с любого носителя, но дата практического запуска сервиса пока не определена.
Представитель Внуково сообщил, что аэропорт планирует приступить к использованию электронных посадочных талонов в текущем году. По информации из Уфы, возможность посадки по электронному талону реализуется с конца прошлого года, причем услугой уже воспользовались примерно 1200 человек. Сочи тоже готов к запуску сервиса.
В большинстве других аэропортов страны соответствующие системы пока на стадии разработки:
- В калининградском Храброво рассказали, что работают над возможностью введения услуги.
- В питерском Пулково пока изучается перспектива, однако сервис еще не доступен.
- Пресс-службы аэропортов Волгограда и Симферополя также заявили о неготовности.
Тем не менее в Минтрансе уверены, что соответствующие системы заработают во всех основных воздушных гаванях в течение нескольких ближайших месяцев.
Вопросы о насущном от авиапутешественников
Раз уж в российских аэропортах изменились правила посадки на самолет, пассажиров не могут не интересовать связанные с событием вопросы. Мы подготовили ответы на самые актуальные.
- Может ли это нововведение каким-то образом сказаться на цене?
Как заявили в Utair и «Аэрофлоте», абсолютно нет. Стоимость обслуживания останется прежней. Более того, некоторые эксперты полагают, что нововведение оптимизирует затраты авиакомпаний и аэропортов за счет снижения количества проверяющих посадочные талоны сотрудников.
- Можно ли использовать электронный посадочный талон для отчета о командировке?
К сожалению, пока это невозможно. Работодателю по-прежнему требуется талон в распечатанном виде, поскольку требования к отчету о командировочных расходах, определенные в письме Минфина РФ № 03-07-11/63996 от 07.09.18 , остались неизменными.
Инструкции ГФС не позволяют считать электронные билеты на перевозку пассажиров и багажа, а также грузов авиационным, автомобильным, морским и речным транспортом расчетными документами, поскольку их формы пока законодательно не установлены.
Заключение
Ну что же, пассажиров можно поздравить, ведь самое трудное ─ начать. Учитывая, что через московский авиаузел проходит примерно половина всех авиапутешественников, приятные нововведения в ближайшее время коснутся большинства летающих россиян.
Если процесс пойдет обещанными темпами, об очередях к стойкам регистрации вскоре можно будет забыть. Практически после бронирования и оплаты билетов пассажир будет отправляться занимать место в салоне самолета.
Посадочный талон на самолёт: Видео
Посадочный талон и регистрация на рейс: новые правила
Особый документ — посадочный талон и регистрация на рейс на самолет в аэропортах России снова претерпевают изменения: с 24 февраля начали применять новые правила, согласно которым пассажиры могут использовать не бумажный, а электронный посадочный талон, если они вылетают из российского аэропорта.
Что такое электронный посадочный талон и как его использовать, разъяснил приказ Министерства транспорта России (рег. №53767 от 13.02. 2019), который был опубликован на днях.
Обязанность сообщить пассажирам информацию об использовании электронного посадочного талона возложена на авиакомпанию, информация должна содержаться в аэропорту вылета и/ или на сайте авиаперевозчика.
Регистрация на рейс: как оформить электронный посадочный талон
Процедура оформления и получения начинается, как только пассажир начнет бронировать авиабилет.
По новым правилам авиаперевозчик вместе с бронированием билета для пассажира оформляет ему электронный посадочный талон в виде обычного( привычного для всех, кто хоть-когда-нибудь заглядывал за покупками в супермаркет), штрих-кода и отправляет на любой электронный носитель (мобильный телефон, планшет), который укажет пассажир при бронировании билета.
Согласно п. 1.3 Приказа Минтранса:
При регистрации пассажира в электронной форме пассажиру по его выбору перевозчиком предоставляется право:
- распечатать посадочный талон самостоятельно
- получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта
- использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде
При прохождении предполетного досмотра служба авиационной безопасности осуществляет проверку посадочных талонов. Такая проверка:
«может быть проведена путем их сканирования с экрана электронного носителя, предъявляемого пассажиром».
Очевидно, что теперь пассажир может использовать на посадке не только: электронный посадочный талон, но и обычный бумажный посадочный талон, и распечатанный электронный посадочный талон в виде штрих-кода — это право пассажира по его выбору.
Так называемый «мобильный посадочный», или электронный посадочный талон может применяться лишь в случае, если аэропорт имеет техническую возможность обрабатывать такой вид документа, а авиакомпания, которая реализует билеты на тот или иной рейс, поддерживает электронную технологию посадочного талона.
Что такое техническая возможность обработки электронного посадочного талона? Это наличие двух функций:
- В аэропорту работает информационная система, которая включает электронную базу данных досмотра.
- Есть устройство, сканирующее штрих-код, который содержится в посадочном талоне.
Как известно, процедура использования посадочных талонов прописана в правилах проведения предполетного досмотра. До принятия новых правил, разрешающих использование электронного образца талона при прохождении предполетного досмотра пассажиру ставили штамп в бумажный посадочный талон. Теперь, если у пассажира нет бумажной версии этого документа, а есть лишь электронный посадочный талон на любом электронном носителе ( на смартфоне, планшете ), служба авиационной безопасности (САБ) должна сделать отметку в электронной базе данных, которая фактически заменяет штамп на бумажном документе.
В случае, если пассажир по какой-то причине после регистрации и прохождения предполетного досмотра покидает стерильную(чистую) зону аэропорта, отметку в электронной базе сотрудники САБ должны снять.
Электронный посадочный талон: преимущества
1. Упрощение процедуры регистрации на рейс — теперь не надо беспокоиться о наличии или отсутствии бумажного посадочного талона ( некоторые лоукостеры за его распечатку требуют приличную доплату, например, авиакомпания «Победа» — 25 евро, Ryanair — 45 евро). Кстати о «Победе»: с 18 февраля текущего года авиакомпания ввела новые правила провоза багажа и ручной клади. Лоукостер Ryanaair тоже не заставил долго ждать: увеличил тарифы за перевозку ручной клади и багажа.
2. Упрощение предполетных формальностей — быстро проходит сама процедура регистрации и посадка на самолет.
3. Экономия денежных средств пассажира — не надо доплачивать при утере бумажного варианта посадочного талона.
4. Экономия нервов пассажира — не надо лихорадочно искать, где распечатать посадочный талон, если он вдруг где-нибудь потерялся или пассажир его просто-напросто забыл взять с собой в аэропорт.
Недостатки
1. Необходимость постоянного слежения за зарядом батареи мобильного телефона — аппарат должен иметь достаточно энергии до самого момента вылета самолета ( возможность проверки осадочного талона сохраняется до этого времени). Если ваш телефон не совсем надежен ( «зависает», самопроизвольно перезагружается), лучше подстрахуйтесь, распечатав посадочный талон заблаговременно.
2. Для пассажиров, которые летят в командировку, бумажный посадочный талон все равно нужен — по окончанию командировки они должны отчитаться о потраченных средствах и сдать подтверждающие документы( в том числе и посадочный талон).
Где распечатать посадочный талон, если это очень нужно
Бумажные посадочные талоны можно распечатать как самому( дома, в отеле, офисе и пр.), так и в киосках саморегистрации, а в некоторых аэропортах РФ — в специальных автоматах распечатки бумажных посадочных талонов. Если же вы не использовали один из перечисленных сервисов, можете получить бумажный посадочный талон на стойке регистрации ( но будьте внимательны — в некоторых случаях эта услуга платная и к тому же — дорогостоящая).
Как обещает приказ Минтранса, опция самостоятельной печати бумажного посадочного талона или получения его в аэропорту будет сохранена.
Какие аэропорты готовы регистрировать пассажиров с электронным посадочным талоном
Нововведение, которое вступит с силу с 24 февраля текущего года, наверняка не сразу начнет применяться в аэропортах России по одной простой причине: многие аэропорты попросту не готовы к такой процедуре — нет необходимого оборудования, не обучен персонал, не отлажена процедура взаимодействия с пограничной службой, если речь идет применение электронных посадочных талонов на международных авиарейсах.
По состоянию на сегодня пограничная служба, как правило, так же использует во время проверки бумажный посадочный, фиксируя окончание процедуры досмотра штампом на этом документе пассажира.
1. Шереметьево
Этот аэропорт 27 марта сообщил, что будет готов работать по электронным посадочным талонам, начиная с 4 апреля — уже оборудованы все терминалы, но пассажиры смогут использовать и обычные бумажные виды этого документа. Из Шереметьево, как известно, летает авиакомпания «Аэрофлот».
Подробно об электронном посадочном талоне в » Шереметьево».
2. Домодедово
Как сообщили представители аэропорта «Домодедово», этот авиахаб Москвы уже готов принимать пассажиров с новым электронным посадочным талоном. Все выходы на посадку имеют автоматизированные турникеты (eGate), стерильная зона аэропорта открыта для тех, кто имеет электронный посадочный талон. Однако на посадке в самолет все равно придется предъявить бумажный посадочный талон. При этом самому распечатывать бумажный вариант не нужно — его выдадут пассажиру, если он предъявит QR-код( штрих код посадочного талона), который предоставила авиакомпания при бронировании билета.
Из Домодедово стартуют многие авиарейсы, в том числе и авиакомпании «Уральские авиалинии», которая недавно ввела в действие новые тарифы на новых направлениях в Европу: в Прагу, Рим, Бордо, Монпелье, Ниццу (Лазурный берег Франции).
3. Внуково
Сотрудники аэропорта «Внуково» сообщили о том, что с введением в действие приказа Минтранса №53767 от 14 января 2019 года соответствующие службы аэропорта уже начали работу над введением такой системы пропуска, однако она пока еще не работает, поэтому пассажирам надо иметь при себе обычный бумажный посадочный.
Из Внуково стартуют прямые и стыковочные рейсы бюджетной «Победы» — в списке авиакомпании уже более 140 направлений, в том числе новые, по летнему расписанию — практически все крупные города России, очень много курортов — Варна (Болгария), Алания и Анталья (Турция), Баден Баден (Германия), Ларнака (Кипр), городов, куда туристы любят летать на экскурсии — Брюгге, Берлин, Вена, Лондон, Рим, Стамбул, Мюнхен, Лейпциг, Зальцбург, Милан, Флоренция и др.
Кроме новых правил, касающихся использования электронного посадочного талона, пассажиров в скором времени ожидает еще одна приятная новость: планируется отмена процедуры повторного контроля безопасности, если пассажир осуществляет пересадку на другой рейс. Соответствующий законопроект уже разрабатывается.
Полезная подсказка :
Печатать или нет: разбираем посадочные талоны
Раньше в российских аэропортах бумажный посадочный был обязательным условием, но с 24 февраля Минтранс разрешил посадку по электронному талону. Разрешить оказалось мало: большинство аэропортов пока не готовы принимать пассажиров без распечатки.
Разбираемся, какое значение имеет этот документ, когда его нужно печатать и как правильно использовать.
Лера Железова
Почему билета мало
Чтобы попасть в поезд, автобус или на метро, достаточно билета. Самолет — исключение: билет разрешает пройти регистрацию и получить посадочный талон. А вот уже талон дает право сесть на борт.
— рейсы самолетов переносят чаще, чем рейсы других видов транспорта. Электронный билет не учитывает изменений (правда, посадочный тоже не всегда за ними успевает).
— талон подтверждает, что вы прошли регистрацию, а значит точно полетите, и ваш багаж/ручная кладь соответствуют правилам авиакомпании.
— если есть пересадки, по одному билету может быть несколько посадочных талонов. Потому что у разных авиакомпаний и аэропортов разные требования к предполетным досмотрам.
Что произошло с талонами 24 февраля
Раньше для посадки на любой рейс в России нужен был бумажный посадочный. С 24 февраля 2019 года вступил в силу приказ Министерства транспорта РФ о том, что теперь в нашей стране можно пройти на посадку с электронным посадочным талоном. Нужно просто показать его на экране телефона, планшета или ноутбука.
Бумажные талоны не отменяются: их как и раньше можно распечатать лично, на стойке регистрации или в регистрационных автоматах в аэропорту.
Разумеется, есть «но»: электронный посадочный принимают только в тех аэропортах, которые уже оборудованы специальной техникой. Пока что таких немного.
Фото: Rido / Shutterstock
Где в России работают электронные талоны
Чтобы принимать электронные посадочные, нужно укомплектовать аэропорт специальным считывающим оборудованием. Сейчас оно есть в Домодедово, в одном из терминалов Шереметьево, в аэропорте Уфы, в Казани. Во Внуково оборудование есть, но оно не готово к работе. В Пулково нет даже оборудования.
Но мы всё равно радуемся: новые правила должны подтолкнуть аэропорты к изменениям, а значит, электронные посадочные будут потихоньку распространяться. Во имя деревьев и отсутствия лишнего мусора.
А мы пока напомним, зачем нужны талоны, как понять, нужно ли их печатать, и как ими пользоваться.
Из чего состоит посадочный талон
На нем есть вся информация о вашем перелете. Самое важное — номер выхода на посадку, время начала посадки и место.
Name of Passenger — Имя и фамилия пассажира
From… To… — Город и аэропорт отправления и прибытия
Flight № — Номер рейса с кодом авиакомпании
Class — Класс обслуживания
Date — Дата отправления
Time — Время вылета
Gate — Номер выхода на посадку
Boarding time — Время начала посадки
Seat — Ряд и номер вашего места в самолете
Еще иногда указывают терминал и специфические штуки авиакомпаний (например, напоминание о запрете курения).
Фото: RUBEN M RAMOS / Shutterstock
Когда доставать посадочный
Чтобы пройти в зону досмотра
В зону досмотра и паспортного контроля пропускают только с паспортом и посадочным талоном.
Чтобы пройти на посадку
Иногда вместе с ним просят еще раз показать паспорт.
Чтобы пожаловаться
Если авиакомпания потеряет ваш багаж, к претензии нужно будет приложить посадочный талон.
Чтобы отчитаться
Например, подтвердить расходы на командировку.
Чтобы купить что-то в Duty Free
Раньше мне это казалось странным: все «дьютики» находятся после паспортного контроля и зоны досмотра, зачем там что-то проверять? Оказалось, магазины в зоне беспошлинной торговли обязаны вести учет перемещения товаров. Они фиксируют, куда отправляется человек, который купил вот эту гигантскую шоколадку или духи от Шанель.