8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятник ярославу мудрому на карте

Памятник Ярославу Мудрому

Как известно, именно Ярослав Мудрый, путешествуя по Волге в первой половине 11 века, выбрал место для основания нового города-крепости, названного в его честь Ярославлем (История Ярославля кратко). Он преодолел сопротивление местных язычников и построил Ярославский кремль. А легендарная битва князя с Медведицей нашла свое продолжение в ярославском Гербе. Создание достойного памятника основателю Ярославля было актуальной и давно назревшей задачей.

Ярослав Мудрый – основатель Ярославля

Известнейший великий князь киевских, ростовских и новгородских земель, один из сыновей Владимира Святославовича (род Рюриковичей), основоположник русского права, мудрый правитель и искусный дипломат, один из инициаторов храмового строительства на Руси, стал и основателем первого поволжского православного города – Ярославля.

Великий князь Ярослав Мудрый

В детстве Ярославу достался ростовский престол, откуда и началось его великое княжение. Будучи Ростовским князем, путешествуя по Волге со своей дружиной, он облюбовал место слияния Волги и Которосли для создания укрепленной крепости для защиты ростовских земель. Легенд по этому поводу имеется несколько. В них фигурируют местные язычники — грабители проплывающих судов, ну и, конечно же, Медведь, с которым сразился великий князь.

Памятный камень, установленный в месте основания города

Что — правда, что — нет, сейчас сказать трудно, но то, что название города напрямую связано с именем этого легендарного князя не вызывает сомнений. Со времени основания города и создания на Стрелке Рубленого Ярославского кремля прошло 1000 лет. Много воды утекло с тех пор, много эпох и режимов сменило друг друга, но увековечить память об основателе города удалось только в начале 90-х годов 20 столетия.

История создания памятника

Надо отметить, что желание установить в Ярославле памятник его основателю возникал неоднократно. Монумент Ярославу Мудрому уже устанавливали в городе в первые годы 19 столетия, но тот, по мнению императора Николая Первого, не соответствовал должным образом своему назначению ни по внешним характеристикам, ни по своему овражному местонахождению и потому вскоре был демонтирован. Новый памятник великому князю планировали соорудить в начале 20 века, но собранные средства ушли, как говориться, не по назначению, а на юбилейные мероприятия дома Романовых.

В 90-е годы 20 века вопрос о возведении монумента был, наконец, поставлен ребром. Вернее, даже два вопроса – где устанавливать памятник, и каким должен быть княжеский образ.

По первому вопросу существовало три возможных варианта – мыс Стрелки, Медведицкий овраг и Богоявленская площадь. Все три места имели мощную аргументацию. На Стрелке был заложен Ярославский Кремль, в Медведицком овраге происходила легендарная схватка князя с Медведем.

Схватка Ярослав Мудрого с дикой Медведицей (рисунок)

Но, в результате множественных дискуссий наиболее удачным местом была выбрана Богоявленская площадь, на которую выходит Московский проспект, являющийся сегодня составной частью трассы М 8, идущей из Москвы.

Сегодня, по прошествии почти двух десятилетий, это место, находящееся в центре плотного и шумного транспортного кольца уже не кажется таким уж удачным, но, тем не менее, это теперь признанный символ города, который хотят увидеть многочисленные туристы.

Памятник Ярославу — современный символ города (фото)

В давние времена Московский проспект назывался Московской дорогой. Именно в конце этой дороги и лицом к ней было решено установить Памятник Ярославу Мудрому. Он как бы встречает всех приезжающих с московского направления гостей города, символично подчеркивая тесные ярославско-московские отношения.

Памятник, созданный творческим коллективом авторов в составе скульптора О.Комова и архитекторов А.Бобович и Н.Комова, открывается в октябре 1993 года. Это торжественное мероприятие посетили и московские почетные гости – Президент России Б.Ельцин и Патриарх Всея Руси Алексий Второй.

Памятник на фоне праздничных стягов к 1000-летию Ярославля

Сегодня к Памятнику Ярослава Мудрого обязательно подъезжают свадебные кортежи. Это стало своеобразной символикой данных мероприятий, так же как и фотосессии в саду Губернаторского дворца.

Скульптурный образ Ярослава Мудрого

Образ князя задумывался как олицетворение создателя и защитника Ярославля, и это отразилось в основных сопутствующих княжеских атрибутах. В правой руке Ярослав крепко сжимает меч, предназначенный для защиты созданного им города, макет которого он держит в левой руке. Меч князя, опираемый о землю, говорит о настрое князя на мирное сосуществование с соседями, но в то же время и о возможном его применении в случае вражеского нападения.

Мужественный образ легендарного князя

Созданный авторами образ соотносится с древними скульптурными изображениями традиционного защитника русских городов Николы Можайского.

Скульптура защитника русских земель Николы Можайского

Внешность Ярослава создана на основе иконописных канонов Древнерусского государства, сложившихся уже после смерти князя. Ухоженная борода говорит о благообразии, покое и умиротворении. Спокойный и уверенный взгляд обращен в будущее. Фигура облечена в старинные княжеские одеяния, спадающие крупными складками. Весь его внешний вид говорит о незыблемости и твердости духа, о вере в завтрашний день Ярославля и его жителей.

Что видит князь в будущем города Ярославля?

Скульптурная фигура Ярослава установлена на высоком пьедестале, который украшен сценическими барельефами, повествующими о важнейших моментах жизнеописания князя. Здесь можно увидеть и сцену битвы князя с Медведицей, и Герб Ярославля с тем же косолапым персонажем, и рабочие будни князя с книгой в руках и т.д.

В 1997 году изображение памятника Ярославу Мудрому, наряду с другими городскими достопримечательностями (Часовней Казанской богоматери и Спасо-Преображенским монастырем) появилось на тысячерублевой купюре, начавшей активное обращение с 21 столетия.

Изображение Памятника Ярославу Мудрому на тысячной купюре

Поэтому многие туристы любят приезжать сюда, следуя по маршруту исторических мест, изображенных на данной банкноте.

ЯРСТАРОСТИ: Как ярославцы ставили памятник основателю города – Великому князю Ярославу Мудрому

5 марта Русская Православная Церковь отмечает день памяти Святого князя Ярослава Мудрого.

О жизни князя ЯРНОВОСТИ недавно писали . Впрочем, и светские власти тоже увековечили память основателя нашего города. Вот уже четыре года региональным законом «О праздниках и памятных датах» день 5 марта установлен как День памяти князя Ярослава Мудрого – памятная дата Ярославской области. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «данная памятная дата позволяет подчеркнуть значение Св. князя Ярослава Мудрого в истории Ростовской и Ярославской земли и содействует изучению древнейшего прошлого Ярославского края».

Ярослав являлся наместником киевского князя Владимира Святого в Ростове с 988 по 1010 год. При нем Ростов стал опорным пунктом христианизации северо-восточных земель. Ростовская епархия учреждена первой епархией на землях, входящих в состав современной России, через три года после принятия христианства Владимиром – в 991 году. Около 1010 года Ярослав основал на месте слияния рек Которосли и Волги город Ярославль. После смерти отца Ярослав Мудрый стал киевским князем и правил до 1954 года. При его власти Русь играла важную роль в европейской политике. С ним желали породниться многие королевские дома Европы.

Монумент в честь основателя города с тысячелетней историей пытались поставить в Ярославле более 200 лет. И только в конце 20 века попытка увенчалась успехом. Сегодня наш материал посвящен самому знаменитому в стране (а, может, и в мире) ярославскому памятнику – памятнику Ярославу Мудрому, известному среди горожан как «мужик с тортом».

Российскую тысячерублевую купюру держали в руках все жители России, а также многие иностранцы. На лицевой ее стороне как раз и изображен памятник Великому князю Ярославу, который основал Ярославль. Скорее всего, именно благодаря этому памятник быстро стал одним из ярославских символов и занял важное место среди достопримечательностей Ярославля.

Для точности надо сказать, что монумент представляет собой памятник не только Ярославу Мудрому. Он посвящен памяти основания города Ярославля Великим князем. Об этом говорят и предметы в руках Ярослава, и барельефы, которыми украшен пьедестал памятника.

Вообще идея увековечить память основателя Ярославля витала много десятилетий. Первый памятник ему у нас появился лет 200 назад. Ярославский историк, профессор Виктория Марасанова пишет, что в начале 19 века в городе существовал памятник Ярославу – «каменный, пирамидальный, стоящий в овраге». Скорее всего, речь идет о Медвежьем овраге – месте, где, по преданию, Ярослав победил медведицу. Вряд ли памятник отличался какими-либо достоинствами, поскольку в 1830-х годах по указанию императора Николая I его снесли, «как несоответствующий своему назначению».

В начале 20 века идея поставить в Ярославле памятник Ярославу Мудрому почти обрела воплощение. Россия готовилась праздновать 300-летие дома Романовых. В 1910 году началась подготовка и в Ярославле (подробнее об этом читайте ЯРСТАРОСТИ).

В октябре 1910 года губернатор граф Дмитрий Татищев собрал ярославские власти, чтобы обсудить подготовку к юбилею. Губернатор предложил изыскать средства для увековечивания этого события. Среди различных предложений, прозвучавших на собрании, в очередной раз возникла идея установки памятника Ярославу Мудрому. С этим предложением выступили даниловский уездный предводитель дворянства, член Государственного совета Российской империи от дворянских обществ Яков Ушаков и ярославский городской голова Петр Щапов. Собрание идею не поддержало, что, в общем-то, неудивительно, поскольку Ярослав Мудрый имел крайне мало отношения к дому Романовых.

Читать еще:  Особенности отдыха в корчуле

Однако Ярославская городская дума не отказалась от идеи памятника Ярославу. В 1912 году депутаты даже выделили на его создание тысячу рублей. Но торжества по случаю 300-летия дома Романовых в Ярославле требовали все больших средств, и эти деньги были потрачены тоже на юбилей.

Памятник великому князю Ярославу Мудрому и основанию Ярославля появился лишь в новой России, в 1993 году.

Когда решение об установке памятника уже было принято, городские власти долго не могли выбрать конкретное место, где он будет стоять. Рассматривался вариант на Стрелке (для читателей не из Ярославля поясню, что так называется место впадения реки Которосль в Волгу), ведь именно здесь был основан город. Второй вариант – Медвежий (Медведицкий) овраг – возник по известным причинам. В конце концов, в этом своеобразном конкурсе выиграла Богоявленская площадь. Кстати, и на самой площади рассматривалось три места для памятника – площадка у входа в Спасо-Преображенский монастырь, площадка у здания Центробанка, где сейчас остановка транспорта, и место, где сейчас памятник и установлен. Было решено, что находясь здесь, Ярослав будет лицом встречать всех гостей города, въезжающих со стороны Москвы в центр Ярославля.

Основным автором памятника стал Олег Комов. Олег Константинович родился в 1932 году в Москве. Являлся членом Союза Художников СССР, лауреатом государственной Премии РСФСР имени Репина, государственной премии СССР (совместно с супругой), народным художником СССР. Олег Комов – автор многих памятников русским писателям, ученым, знаменитым историческим личностям. Среди его «героев» — Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Петр Чайковский, Александр Блок, Андрей Рублев, Индира Ганди. Исследователи отмечают в его работах соразмерность зрителю, удачное вхождение в контекст архитектурной среды и использование характерных исторических деталей.

Памятник Ярославу Мудрому стал одной из последних работ мастера. Работу над эскизом скульптор начал еще в 1980-х годах. Ему помогали его жена, Нина Комова, которая была архитектором, и Аркадий Бобович, в те годы главный архитектор Ярославля.

Архитектор Аркадий Бобович рассказывал, что памятник мог быть и другим: всерьез обсуждались эскизы, на которых изображена легендарная победа князя над медведицей. Впрочем, полностью от этого варианта не отказались, поскольку на барельефе, украшающем пьедестал памятника слева, как раз и изображена сцена сражения со зверем.

На барельефе справа Ярослав Мудрый изображен работающим с документами, может быть, с «Русской Правдой» или с письмами от европейских королей. На барельефе с лицевой стороны изображен герб Ярославля, а на тыльной стороне постамента написано: «Город Ярославль основан в XI веке Великим князем Ярославом Мудрым».

Ярослав, созданный Олегом Комовым, в одной руке держит меч, а в другой – макет будущего города. Опущенное к земле острие меча свидетельствует о миролюбивой политике князя, а макет отражает его стремление к устроению своей земли. Перед нами князь-строитель, князь-защитник.

Воссозданию облика Ярослава Мудрого много лет посвятил историк-антрополог Михаил Герасимов (ЯРСТАРОСТИ писали об этом). На сделанный им скульптурный портрет князя и опирался автор ярославского памятника Олег Комов. Кстати сказать, в юности художник принимал участие в реконструкциях Герасимова, но позже решил полностью посвятить себя скульптуре. Олег Константинович изобразил основателя нашего города не в старости, а зрелым мужчиной в расцвете сил.

Скульптура Комова в полной мере соответствует иконописному канону изображения Ярослава, который появился уже после его смерти: это длинные волнистые волосы и окладистая борода. Ранее Ярослав изображался в варяжском стиле – с короткой стрижкой и чубом, без бороды.

Памятник в Ярославле был открыт 23 октября 1993 года. На открытии присутствовали первый президент России Борис Ельцин, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, автор монумента Олег Комов, областные и городские власти.

Для первого президента России открытие памятника Ярославу Мудрому, который много сделал для создания единого Русского государства, было глубоко символично. Несмотря на то, что в это время двоевластие в стране было прекращено, кризисные процессы в обществе продолжались. Юрий Поляков писал тогда: «Двоевластия больше нет, но поляризация в обществе осталась. Поэтому сейчас нужна не сильная рука, а мудрая голова!».

«Сегодня особый, светлый день в истории России. Мы отдаем дань глубокого уважения выдающемуся устроителю земли Русской, великому князю Ярославу Мудрому», – сказал на открытии памятника Борис Ельцин. В своей речи президент особенно отметил роль великого князя в преодолении смут и междоусобиц на Руси. Кстати, Ельцин назвал Русь времен Ярослава «единым славянским организмом», где благополучно соседствовали братские народы – русский, украинский и белорусский.

Визит первого президента России в Ярославль прошел без происшествий, а памятник быстро стал самым известным ярославским монументом. Свою роль сыграло время его появления – 1993 год, незадолго до выхода новых российских купюр. На самую крупную на тот момент, тысячерублевую, и было помещено изображение памятника Ярославу Мудрому.

Кстати сказать, это изображение могло пропасть с денег. Как рассказал Аркадий Бобович, «Нина Николаевна Комова – тоже соавтор и вдова скульптора Олега Комова – обратилась в судебные органы из-за того, что изображение памятника на купюру нанесено без согласия автора и её, как наследницы». Это произошло в 2002 году. Впрочем, после затяжного разбирательства суд отказался удовлетворить иск вдовы скульптора к российскому Центробанку. Так что по сей день любой счастливый обладатель тысячерублевой бумажки может лицезреть памятник Ярославу Мудрому.

Ярославцам и гостям нашего города для этого не обязательно иметь деньги. Чтобы увидеть памятник великому князю, достаточно прийти на площадь Богоявления. Надо добавить, что в нашем городе есть еще одна скульптура Ярослава Мудрого – на Стрелке в составе памятника 1000-летию Ярославля, открытого в 2010 году.

А вот самый старейший в России памятник Ярославу Мудрому находится в Великом Новгороде в составе монумента тысячелетию Руси. Этот памятник был открыт в 1862 году. В 2012 году бронзовый бюст Ярослава был установлен в главном корпусе Новгородского университета, носящего имя князя.

На территории бывших владений Ярослава Мудрого стоит еще несколько памятников в его честь. В 1983 году памятник Ярославу был открыт в Белой Церкви. Князь изображен с грамотой об основании крепости Юрьев, на месте которой возник город Белая Церковь.

В Киеве в 1997 году открыт памятник Ярославу Мудрому, держащему в руках макет Софийского собора. Он выполнен по эскизу композиции Ивана Кавалеридзе «Ярослав Мудрый с макетом Софии Киевской», созданной в 1949 году. Кстати, стоит отметить, что киевляне предсказуемо называют между собой памятник «мужиком с тортом».

Еще один памятник великому князю открыт в 1999 году в Харькове. Здесь Ярослав изображен сидящим с раскрытой книгой в руках. Памятник установлен около Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого.

Но для ярославцев самым «правильным» памятником основателю нашего города является памятник Ярославу Мудрому на Богоявленской площади Ярославля. И сегодня у любителей истории есть повод подойти к нему и отдать дань уважения человеку, основавшему Ярославль.

Памятник Ярославу Мудрому. Ярославль — город, основанный великим князем

В память основания города Ярославля был воздвигнут монумент Ярославу Мудрому, который стоит на центральной площади Богоявления. Городские власти уже давно хотели установить памятник и выбирали для него подходящее место. Сначала планировалось в районе Стрелки (там, где был впервые заложен город), потом хотели в Медведицком овраге, где Ярослав встретился с опасной медведицей, но вскоре остановились на Богоявленской площади, куда сегодня любят заехать свадебные кортежи с молодоженами.

История Руси: памятник Ярославу Мудрому

Эта внушительных размеров скульптура обращена своим лицом к московскому направлению, как бы встречая гостей, прибывающих из столицы, что символизировало на то время тесную связь со столицей. Рассказывая про памятник Ярославу Мудрому (Ярославль), сразу хочется напомнить об истории знаменитого русского города и его основателя, в честь которого он назван. Этот город стоит на берегу могучей Волги и реки Которосль. Население его составляет 600 тысяч человек. Место, на котором стоит город, некогда называли «медвежьим углом». Когда-то очень давно хозяевами этих земель были языческие финно-угорские племена, которые почитали медведя как святое животное, ведающее медом. И вот в 1010 году за данью в эти края пришел Ярослав Мудрый, восседавший на Ростовском престоле, но язычники не хотели платить и даже натравили на князя медведицу, которую он потом же собственноручно и зарубил. С тех пор местные племена покорились ему.

Открытие

Памятник открыли 23 октября 1993 года. На этом событии присутствовал Борис Ельцин. Создателями стали известный скульптор Олег Комов, которому помогала его жена Нина Комова, и главный архитектор Бобович Аркадий. Памятник Ярославу Мудрому (Ярославль) стал последней работой талантливого скульптора Комова. Он тоже приехал на открытие памятника, но ровно через год скоропостижно скончался.

Оказывается, еще в самом начале XIX века уже был памятник Ярославу Мудрому (Ярославль), только каменный и пирамидальный, который был поставлен в овраге. Но русский царь Николай I приказал разобрать его из-за несоответствия его значению. В начале XX века планировалось создать новый памятник, собирались средства на это дело, но потом эти деньги ушли на празднование юбилея дома Романовых.

Читать еще:  Европа в ноябре стоит ли ехать

Памятник Ярославу Мудрому: описание

Теперь в полный рост возвышается мужественная фигура великого князя в нарядном одеянии настоящего правителя и собирателя русских земель, созидателя и строителя. Описание памятника Ярославу Мудрому в Ярославле можно начать с того, что правая рука его опирается на могучий кованый меч, который в любую минуту может быть использован по назначению, если будет нужда в защите города от врага. Опущенный меч указывает на то, что князь вел миролюбивую политику. В другой руке у него находится макет города, который он задумал отстроить.

На мощном пьедестале, на котором стоит князь, выступают барельефы, на одном из них герб города Ярославля (сюжет битвы с медведицей из легенды), на другом Ярослав склонился над рукописью, в его руках текст закона, книга из его библиотеки или какой-нибудь договор с европейским монархом. Здесь допустим любой вариант, ведь при этом правителе был создана первая крупная библиотека и свод законов, который носил название «Русская Правда». Своих дочерей, как умный дипломат, Ярослав Мудрый выдавал замуж за европейских королей, это способствовало укреплению отношений между другими странами.

Вообще, изображение на памятнике создано согласно древнему иконописному канону, который появился уже намного позже времени жития Ярослава в Русском государстве, в тогдашнем представлении его изображали с ухоженной и окладистой бородой, в покое и умиротворении, в представлении благообразия как у самого Христа.

По пришедшему от варягов еще более древнему канону он изображался с короткими волосами, иногда наголо побритый с короткой бородкой, лицом скандинавского типа с длинными усами и чубом – символом знатности.

Интересная информация

Сегодня памятник Ярославу Мудрому, отстроенный в Ярославле, знаком всем россиянам, так как он украшает и 1000-рублевую купюру.

И тут не все было так просто. Сначала памятник хотели установить на входе в заповедник, затем – на площадке рядом с банком. Потом все же решили, что нынешний вариант для официального монумента будет самым подходящим.

Лицо князя Олег Комов создавал по реконструкции, созданной по черепу Ярослава Мудрого известным скульптором и антропологом Михаилом Герасимовым.

Есть информация, что когда строители занимались установкой фундамента, они обнаружили под ним то ли древний подземный ход, то ли водопровод, который тянется из музея-заповедника к Главпочтамту. Но достоверность этого факта никто не подтверждает, однако и не опровергает.

В 2002 году Нина Ивановна – вдова Олега Комова – начала судебный процесс с Центробанком о нарушении авторских прав, после того как памятник появился на тысячерублевой купюре. Однако суд не удовлетворил этот иск.

Города с памятниками Ярославу Мудрому

Разговор про памятник Ярославу Мудрому (Ярославль) можно закончить тем, что это не единственный памятник в России. Его так же можно увидеть в сборном памятнике в Великом Новгороде в честь 1000-летия Руси. Там он держит в руках рукопись – старейший свод законов «Русской Правды». Монумент был открыт в 1862 году. В 2012 году бронзовый бюст Ярослава был установлен у главного корпуса государственного университета Новгорода, названного тоже в честь него.

В столице Украины Киеве тоже есть памятник Ярославу, который сидит и смотрит в сторону Софийского собора. В руках у него находится макет Софии Киевской. Открытие мемориала состоялось в 1997 году.

Город Харьков тоже может похвастаться памятником, посвященным автору закона Киевской Руси, который находится рядом со стенами Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого. Здесь он тоже сидит с раскрытой книгой. Этот памятник был торжественно представлен горожанам в 1999 году.

В Киевской области в городе Белая Церковь тоже есть памятник этому славному правителю, который основал там крепость, названную Юрьевом, ставшую предшественницей Белой Церкви. Сегодня монумент располагается у стен краеведческого музея города Белой Церкви на древней Замковой горе. Бронзовая статуя в одной руке держит грамоту об основании города Юрьев 1032 года. Памятник открыли в 1983 году.

Памятник Ярославу Мудрому мог стоять совсем не там, где теперь

Однако его автор – скульптор Олег Комов настоял на своём решении.

16 июля исполнилось 80 лет со дня рождения автора памятника Ярославу Мудрому на Богоявленской площади – выдающегося российского скульптора Олега Комова. В октябре 1993-го он приезжал в Ярославль на торжественное открытие монумента. Год спустя Олег Константинович Комов ушёл из жизни. За прошедшие годы памятник князю-основателю стал настоящим символом Ярославля. Его не минует ни один гость, въезжающий в центр города с московского направления. Появление тысячерублёвых купюр с изображением монумента принесло ему всероссийскую известность. Работа над памятником и подготовка к его установке заняли не один год. Всё это время со скульптором Олегом Комовым сотрудничал Аркадий Бобович, тогда главный архитектор Ярославля. Наш разговор с ним начался с воспоминаний о работе с мастером.

Беседовал Александр БЕЛЯКОВ.

– Аркадий Романович, каким вам запомнился автор памятника Ярославу Мудрому?

– С Комовым было очень интересно работать. Человек известный, знаменитый, много уже к тому времени поставивший памятников. Мне нравилось, что он не почивал на лаврах: «Я вот так вижу, и всё, никаких других вариантов не может быть!» Олег Константинович вдумчиво подходил к месту установки памятника. Было много вариантов. Мы выбирали, обсуждали, спорили. И в этих спорах он всегда очень аргументированно защищал свою позицию. Для разных мест установки он готовил разные варианты памятника.

– А для какого места предназначался тот, на котором Ярослав Мудрый изображён в поединке с медведем?

– Предполагалось установить его там, где произошла битва. По легенде, это место находится возле Ильинско-Тихоновской церкви на Волжской набережной, недалеко от Арсенальной башни. Но потом решили, что монумент должен быть более строгим, официальным. Ведь это памятник основателю города – не охотнику, не победителю, не воину. Второй вариант отпал, но он очень интересно проработан. Красивая композиция.

– Кроме этих двух были у Комова ещё какие-то варианты памятника?

– У него было несколько подвариантов, связанных уже с местом на Богоявленской площади. Там менялись лишь детали. Поза князя оставалась неизменной, но, например, возник меч, остриём обращённый к земле. Это говорит о том, что перед нами не агрессор, а защитник. На руке у князя – макет оборонительного сооружения. Это, кстати, в традициях русской исторической деревянной скульптуры. Были такие изображения. Допустим, Никола Можайский с градом и с мечом. Там Никола – воин, поэтому меч у него поднят. А в другой руке – град, чем-то похожий на тот, что изобразил Комов. В общем, вся композиция была продумана.

– То есть всё исполнено символического значения, ничего случайного нет.

– Да. Кстати, если помните, на гербе КГБ меч опущен вниз. Тоже символ защиты.

– Памятник Ярославу Мудрому был торжественно открыт 23 октября 1993 года в присутствии первого Президента России Бориса Ельцина. Когда началась работа над проектом и как она проходила? Как возникла идея поставить монумент на Богоявленской площади?

– Работа началась где-то в 87 – 88-м годах. Всё шло через Министерство культуры, через постановления правительства. В то время иначе не разрешали устанавливать монументы. В 1989 году эскиз памятника был уже готов и утверждён Минкультом. Я это помню, потому что у меня сохранилось письмо Росмонументскульптуры. Эта организация от имени государства выполняла функцию заказчика. Сейчас её уже нет.

На самой площади было как минимум три места, где предлагалось разместить памятник. Лично я, например, предлагал установить его напротив входа в Спасский монастырь, прямо перед аркой. Но это был бы другой памятник – более камерный, без постамента. Но, в конце концов, я согласился с Олегом Константиновичем, который настоял на том, чтобы памятник был установлен прямо в створе Московского проспекта.

– А каким был третий вариант размещения монумента?

– Предлагалось поставить его в скверике напротив стены банка. Там сейчас остановочный комплекс, а раньше просто росли деревья. Не очень благоустроенное, но достаточно привлекательное пространство. Но и там памятник был бы более камерным.

– Всё это время – от начала работ до открытия памятника – вы занимали пост главного архитектора Ярославля. Какова была ваша роль в проекте?

– Я занимался организацией пространства. Вариантами размещения, благоустройства, подходов к монументу. Надо было определить высоту памятника относительно зданий, размеры фигуры и так далее. Всё это я и делал. Вместе с Олегом Константиновичем, конечно. Он бывал здесь. И я часто приезжал к нему – и в мастерскую, и в московскую квартиру.

– Удалось ли в итоге всё сделать так, как планировал Комов? Или какие-то идеи оказались нереализуемы?

– На утверждённом эскизе постамент был цилиндрическим. Потом оказалось, что очень трудно придать камню требуемую форму. Сейчас, по-моему, всё это делается легко, но в тот момент были сложности. Поэтому постамент решили сделать прямоугольным. Зато на нём появились барельефы. А на цилиндрическом были бы только письмена.

Читать еще:  Какие преимущества отдыха в танзании

– Монумент Ярославу Мудрому создан согласно иконописному канону, появившемуся гораздо позже его кончины. Есть более древний, варяжский канон. В соответствии с ним князя изображают с короткими волосами, короткой бородой и длинными усами. Такой вариант не рассматривался?

– Олег Константинович, как он мне говорил, сразу обратился к изображению лица, реконструированному академиком Герасимовым по черепу князя. Он брал за основу «антропологический канон».

– Олег Комов создал целую галерею монументов деятелям русской истории и культуры. Среди его героев – Суворов, Андрей Рублёв, Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Пушкин. Какое место, на ваш взгляд, занимает в его творчестве памятник Ярославу Мудрому?

– Мне кажется, он к любому проекту относился очень ответственно. Всегда прорабатывал массу вариантов. Не делил на заказные и те, что для души. Впрочем, в советское время и не было памятников для души. На это годится какая-то камерная скульптура.

– Он ведь с неё начинал. И, наверное, позже продолжал заниматься?

– Продолжал. У него в мастерской я видел массу очень интересных работ.

– Похоже, он досконально изучал эпоху.

– Включая одежду того времени. Поскольку скульптура круговая, выяснял, как выглядел княжеский плащ, какие на нём могли быть узоры. Ходил по музеям, сделал массу зарисовок.

– В 2002-м году вдова скульптора и его соавтор Нина Комова подала в суд на Центробанк. Причиной иска стало изображение памятника Ярославу Мудрому на тысячерублёвой купюре. Комова сочла, что Центробанк нарушил закон об авторских правах, поскольку не получил у наследников Олега Комова согласия на использование изображения его произведения. Она требовала прекратить выпуск тысячерублёвок, изъять из обращения уже имеющиеся банкноты и выплатить ей денежную компенсацию в размере пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (22,5 миллиона рублей). Однако российская Фемида её не поддержала. Что вы думаете об этой истории?

– Я считаю, что Нина Ивановна имела полное право подать этот иск. Авторское право в нашем государстве до сих пор не уважают, не защищают. В законе «Об авторских и смежных правах», действовавшем на тот момент, прописано, что право на изображение надо получить у автора, что это право даётся с учётом какого-то возмещения. Его размер должно было установить правительство – кстати, до сих пор не установило. Сейчас всё это записано в Гражданском кодексе. К сожалению, про автор­ское право у нас вспоминают только в случаях с контрафактными дисками.

– В постсоветское время в Ярославле было установлено не так уж много памятников. После работы Олега Комова вспоминается в первую очередь монумент в честь тысячелетия Ярославля. Насколько удачно, по-вашему, оказался воплощён в жизнь проект скульптора Михаила Точеного?

– Установке обоих памятников предшествовало широкое общественное обсуждение. И это, на мой взгляд, было сделано совершенно правильно. В конкурсе на лучший проект памятника тысячелетию участвовали много авторов. Но результатом я недоволен. Считаю, что расположен он неудачно. Это памятник, который не должен стоять на оси. Его композиция требует кругового обхода, он должен стоять на площади, а не в конце Стрелки. Кроме того, монумент слишком удалён от верхней части набережной, откуда открывается самый удобный обзор. И самое, на мой взгляд, неприятное то, что он оказался на фоне ансамбля в Коровниках. Столб закрывает церковь, рассекая перспективу по вертикали. Об этом я говорил, когда проводился конкурс. Настаивал на том, что надо либо менять место, либо ставить там принципиально иной памятник – не вертикальный, а горизонтальный. И варианты такие были. Но, к сожалению, прошёл этот.

– А как проходило общественное обсуждение проектов памятника Ярославу Мудрому?

– Очень бурно. Комов сам приезжал в Ярославль со своими эскизами. Активное обсуждение шло в прессе, «Северный край» много писал по этому поводу. До сих пор многие считают, что памятник установлен неправильно, посреди площади, что к нему трудно подойти. Но это связано с желанием сделать монумент представительским. Я не думаю, что вариант абсолютно идеальный – такого, наверное, и не могло бы быть. Но для задачи, которая была поставлена, это было самое правильное решение.

– Ярославль избежал волны демонтажа памятников, прокатившейся по столице в начале 90-х. Все монументы Ленину в городе уцелели, кроме разве что одного – у ДК ЯЭРЗ, которого недавно заменили паровозом. Надо ли, на ваш взгляд, расчищать город­ской ландшафт от Ильичей?

– Установить памятник, а потом его убрать или перенести – по-моему, это совершенно тупиковый путь. Уничтожать – всё равно, что сносить памятники архитектуры. Делать этого нельзя.

– Выходит, что в Москве погорячились?

– Конечно. Это чисто политическое действие, которое исторически никак не оправдано. Это наша память, какая бы она ни была – позитивная или негативная.

– Памятника какому историческому персонажу, на ваш взгляд, не хватает в Ярославле?

– Перед тысячелетием была своего рода эйфория: «Надо побольше монументов установить!» Прошёл конкурс на памятник адмиралу Ушакову. Предлагались интересные решения, но потом обо всём благополучно забыли. Была идея установить памятник первому ярославскому губернатору Мельгунову. Я считаю, он достоин подобной чести. Но и тут дальше разговоров дело не пошло. Потом вдруг у одного из наших достаточно известных предпринимателей возникла идея установить памятник Екатерине Второй. Уже и скульптура была, и место определено.

– Не логичней ли было бы поставить ей монумент в Рыбинске. Ведь ему императрица даровала герб и статус города.

– Допустим, в Ярославле тоже остался след от её эпохи. Генеральный план города утверждался Екатериной. Так повелось, что все генпланы в империи утверждали лично самодержцы. Но, мне кажется, было бы разумней увековечить память Петра Первого. Его роль в истории города имеет очень большое значение. Особенно в связи со строительством Большой мануфактуры. Фактически при Петре Ярославль вошёл в индустриальную эпоху. Затрапезнов, который основал мануфактуру, – тоже очень интересная личность. В будущем году исполнится пятьдесят лет полёту Валентины Владимировны Терешковой. Памятники при жизни у нас сейчас не ставят, но это всё-таки эпохальное событие.

– По имперской традиции, продолженной в совет­ское время, мы смотрим на памятники снизу вверх. Высокий постамент – обязательный атрибут городского монументального искусства. Однако с недавних пор ситуация стала меняться. Собинов у филармонии, будочник на проспекте Ленина, дама на скамейке возле кафе на Трефолева. Как вам подобная тенденция?

– На выдающегося человека и надо смотреть снизу вверх. А вот появление обычных городских скульптур, не связанных с историческими именами, я приветствую. Кстати, там, где сейчас появился будочник, раньше находилась Романовская застава. Кроме неё в Ярославле было ещё три: Тверицкая – за Волгой, Углич­ская – недалеко от ресторана «Углич», Московская – напротив Московского вокзала. Мы хотели установить какие-то скульптуры на всех четырёх. Например, в районе Тверицкой заставы – ямщика с повозкой.

– В городах Западной Европы давно никого не удивляют абстрактные скульптуры. В Мадриде есть целый музей подобных работ, расположенный под открытым небом. Можете ли вы представить себе монументальную абстракцию в одном из ярославских парков?

– Да, и считаю, что это вполне достойный вариант. Что-нибудь типа мобилей, которые можно увидеть в париж­ском деловом районе Дефанс или, скажем, возле Центра Помпиду. Может быть, в центре Ярославля абстрактные скульп­туры выглядели бы некоторым вызовом, хотя я считаю, что современность может существовать и в историческом окружении. Ну, а уж в новых районах, которые у нас вообще лишены своего лица, какого-либо своеобразия, – в них-то почему бы нет?

Перед политехническим институтом мы в своё время собирались установить скульп­турное изображение ленты Мёбиуса. И эту идею, к сожалению, не удалось реализовать.

– Прошло почти два десятилетия с момента установки памятника Ярославу Мудрому. Изменилось ли за это время ваше отношение к монументу? Хотели бы вы что-то изменить задним числом?

– Моё отношение к памятнику не изменилось. Из всех возможных вариантов место выбрано самое правильное. Единственное, чего мне хотелось бы – убрать троллейбусные опоры и провода, заслоняющие вид на каменного князя. Ну, наверное, это произойдёт, когда изменятся виды транспорта. Троллейбусы на аккумуляторах, говорят, уже появляются.

гость | 19.07.2012 в 15:21 | ответить 0

Макет на левой руке ставит Ярослава Мудрова в один ряд с императором Августином.Постамент конечно должен быть круглым.В те времена была круговая система подчинения земель князю.Квадратные постаменты появились после монголо-татарского ига, система Сергия Радонежского.При Ярославе Мудром центр Ярославля был на линии Данилов монастырь (Москва)-Ростовский Кремль.То есть где-то в районе Радиозавода или мясокомбината.

гость | 19.07.2012 в 16:05 | ответить 0

Именно макет города и портит памятник. Не зря его сразу назвали в народе — «мужик с тортом»

Гость | 20.07.2012 в 22:23 | ответить 0

У истории нет сослагательного наклонения!

Впишите в поле ниже свой адрес электронной почты, чтобы получать сообщение о добавлении новых комментариев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector