3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Места силы байкала

Мой отпуск

Популярные публикации

Последние комментарии

9 мест Байкала, исполняющих желания

Куда ехать за счастьем, богатством и удачей в любви

Байкал — загадочное место, где оживают древние легенды и духи говорят с людьми. Язычники, шаманы, буддисты здесь обращаются к своим богам, учёные отмечают мощное геомагнитное поле, а местные жители рассказывают о настоящих чудесах.

Но Байкал принимает не всех: он требует уважительного отношения к себе, отвечая добром на добро, а плохие намерения людей обращает против них самих. Так что отправляться к байкальским «местам силы» лучше с чистыми помыслами и открытым сердцем.

1. Скала Шаманка (мыс Бурхан)

Скала Шаманка на острове Ольхон / Фото: Flickr (Ontheway Advice)

Эту скалу на острове Ольхон буряты называют «храм под открытым небом». Они верят, что в её пещере живёт дух — хозяин Ольхона. По легенде, когда-то в древности боги отправили с небес на землю тринадцать своих сыновей, чтобы те помогали людям. И самый старший и сильный из них — царь всех шаманов Хан Хутэ-Баабай — поселился в пещере мыса Бурхан. Это место всегда считалось святым, энергетически мощным. Здесь проводились ритуалы для очищения родовой кармы и снятия проклятий, совершались жертвоприношения. Раньше никто, кроме шамана, не мог приближаться к скале. А проезжающие мимо обматывали копыта своих коней войлоком и кожей, чтобы их стук не потревожил покой хозяина Ольхона.

Забираться на скалу и залезать в пещеру не рекомендуется и сегодня. Считается, что дух-покровитель острова может за это покарать. Женщинам и детям вообще полагается обходить скалу стороной и, желательно, на большом расстоянии. По одной из версий это связано с тем, что женщины и дети особенно восприимчивы к воздействиям энергии. Вблизи Шаманки сейчас установлены ритуальные столбы — сэргэ, около которых можно попросить духов об исполнении своих желаний. Для этого надо привязать к ним хадак (специальный шарф) или простую ленту, положить рядом медную монету в знак благодарности богам и обойти столбы три раза.


Вид на скалу Шаманку с мыса Богатырь / Фото: Wikimedia Commons (Rost.galis)

Рядом с Шаманкой находится скалистый мыс Богатырь, своей формой действительно напоминающий шлем какого-то сказочного рыцаря. Считается, что он защищает Шаманку и Ольхон. Его ещё называют мыс Огненный — говорят, что время от времени над ним появляется столп пламени, возникающий из ниоткуда, и эта огненная стена охраняет остров от людей с нечистыми помыслами.

Есть и ещё одна легенда, связанная с мысом: когда-то давно всех местных мужчин поразила неизвестная болезнь, здоровым остался только один богатырь. И другие жители попросили его заступиться за них перед богами. Богатырь согласился, но чтобы спасти людей, ему пришлось пожертвовать собой. В том месте, где он погиб, появилась скала, похожая на головной убор воина. На мысе Богатырь шаманы раньше проводили ритуалы, связанные с заклинанием стихий: огня, ветра и воды. И вплоть до начала XX века было принято приносить на мыс новорождённых мальчиков. Считалось, что попав в это место, они обретали особую физическую и духовную силу и получали долголетие.

3. Мыс Хобой

Мыс Хобой / Фото: Flickr (Sergio Tittarini)

В северной части острова Ольхон находится ещё одно священное место — это мыс Хобой. Название в переводе с бурятского означает «клык»: скала, которой заканчивается мыс, по очертаниям похожа на большой зуб. По легенде, это клык дракона, который тот оборонил, пролетая над Байкалом. Некоторые учёные предполагают, что легенда основывается на реальном падении с неба некоего космического тела — возможно, небольшого метеорита. Этим они объясняют и сильное геомагнитное поле, которое наблюдается в районе мыса Хобой. Многие эзотерические школы проводят здесь медитации. И люди, побывавшие тут, уверяют, что все мысли и пожелания в этом месте обретают особую силу.

Жители Ольхона верят, что здесь можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, который появляется из вод Байкала. Считается, что увидеть его — к большой удаче. Неподалеку от Хобоя находится ещё одно магическое место — скала со сквозным отверстием, которую называют «Зеркало желаний». Считается, что оно наделено волшебными свойствами. Если войти в него, загадав желание, то оно непременно сбудется.

4. Мыс Любви (Шунтэ-Левый)


Мыс Шунтэ-Левый / Фото: Wikimapia (quetzalcoatl)

Это место также находится на Ольхоне, и его название говорит само за себя: мыс приносит удачу в любви. По очертаниям он напоминает согнутые в коленях ноги женщины. Скала разделена на две части — мужскую (левую) и женскую (правую). Считается, что здесь можно попросить духов о том, чтобы найти свою вторую половинку, и о зачатии ребенка. При этом те, кто хотят родить мальчика, должны загадывать желание на левой скале, а девочку — на правой. Раньше супружеские пары, у которых не получалось зачать ребенка, должны были переночевать прямо на мысе. Правда, есть ещё одно поверье: желания, загаданные на мысе Любви, сбываются только через три года.

5. Танцующая богиня Янжима


Баргузинская долина / Фото: selorodnoe.ru (Л. Будунова)

Ешё одно место, где обычно просят о зачатии ребенка, находится в Баргузинской долине. Это скала, на которой не так давно проявился лик буддийской богини Янжимы (индийское имя — Сарасвати) — богини мудрости, искусства и плодородия. Чтобы увидеть её, нужно несколько раз обойти вокруг скалы по часовой стрелке. Богиню все видят по-разному: одни — танцующей, другие — играющей на гитаре; некоторые видят её верхом на корове или лошади. По традиции, с собой на скалу приносят куклу, которую потом надо положить дома в супружескую постель, а через три дня отдать в многодетную семью. Но самое главное, конечно, — это увидеть богиню Янжиму, потому что она является не всем. Но если вы её увидели — значит, желание точно исполнится.


Камень Бухэ-Шулун / Фото: iStockphoto (MychkoAlezander)

Другая святыня Баргузинской долины — камень Бухэ-Шулун или бык-камень. Считается, что это дух хозяина долины. По легенде, когда в давние времена буряты на зиму перегоняли скот в читинские земли, один бык никак не хотел уходить из Баргузинской долины. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался тут навсегда. С тех пор местные жители поклоняются камню, считая его своим оберегом. Как хозяину места ему принято приносить угощение — молоко, чай, конфеты. Ему также можно рассказать о своих проблемах (в том числе семейных) и попросить о помощи в их решении.


Скала Табан-Хурган / Фото: nat-geo.ru

По старинной традиции, люди, испытывающие финансовые затруднения, едут к скале Табан-Хурган (в переводе с бурятского это означает «пять пальцев»). Она расположена примерно в 120 километрах от Улан-Удэ около села Галтай. Камни, выступающие из земли, напоминают кисть руки, обращённую в небо. Это место с древних времён считалось священным у местных жителей.

Каменная рука символизирует связь между землёй и небом и просит у богов счастья, благополучия и удачи для людей. До революции тут устраивались молебны, на которые собирались десятки тысяч человек. Считается, что эти камни обладают чудесными свойствами, и с их помощью можно привлечь удачу и богатство. Кстати, по одной из легенд, эти пять пальцев на самом деле — правая кисть Чингисхана (а левая находится в Монголии). Таким образом великий хан якобы отметил своё присутствие на Земле.

8. Престол Чингисхана


Престол Чингисхана / Фото: Flickr (Vladimir)

Есть в Бурятии ещё одно место, связанное с Чингисханом. Оно находится недалеко от посёлка Аршан, у подножия Саянских гор. Это огромный камень, который называют столом или престолом Чингисхана. У шаманов он считается священным. По преданию, Чингисхан проводил здесь свои тайные обряды, обращённые к духам гор, которые помогли ему победить соперников в борьбе за власть. Раньше дорогу сюда знали только посвящённые, да и сегодня найти её непросто. Кроме того, считается, что если у человека дурные помыслы, то камень не пустит его к себе.

9. Иволгинский дацан


Дворец Хамбо-ламы Итигэлова / Фото: iStockphoto (klug-photo)

Иволгинский дацан под Улан-Удэ не относится к природным объектам, но все, побывавшие здесь, уверяют, что место это — магическое. Самая большая концентрация энергии ощущается в храме, где находится тело ламы Итигэлова, которое считается нетленным.

Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии, в юности стал послушником в дацане. После двадцати лет обучения он начал активно заниматься религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири. Когда ему исполнилось 75 лет, он созвал своих учеников и дал им последние наставления: проведать его через 30 лет и затем через 75. После этого он сел в позу лотоса, стал медитировать и, согласно буддийскому учению, впал в нирвану.

Его похоронили в кедровой бочке. В 1957 году послушники, согласно завещанию, пришли проведать Итигэлова и обнаружили, что тело его осталось нетленным. В 2002 году его эксгумировали — тело по-прежнему не изменилось. Учёные, исследовавшие образцы его волос и кожи, подтвердили, что ткани не омертвели. По их словам, этот человек находится в состоянии, неизвестном науке.

Сейчас Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в храме Иволгинского дацана. Несколько раз в году, во время больших буддийских праздников, к нему пускают всех желающих. И те, кому довелось тут побывать, уверяют, что энергетическое поле около ламы настолько сильное и плотное, что оно как будто обволакивает, а во всём дацане ощущается присутствие мощной потусторонней силы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«Места силы» на Байкале: где они находятся

Озеро Байкал удивительно не только тем, что здесь вольно дышится, нет похмелья, быстро проходит усталость и даже больные люди начинаются чувствовать себя лучше. На Байкале сосредоточены особые святые места трех религий – православия, шаманизма и буддизма.

Святыни шаманистов

«Места силы» шаманистов находятся, в основном, на западном берегу озера, в Иркутской области. Главной святыней здесь считают остров Ольхон, который олицетворяет сакральную прародину бурят и обладает удивительной природой, уникальным климатом и является средоточием многих священных мест.

Главным «местом силы» Ольхона является скала Шаманка – одна из девяти святынь Азии. В скале есть сквозная пещера, в которой шаманы приносили Байкалу жертвы; считалось, что здесь обитает дух — хранитель Байкала. Здесь, на скале, буряты давали клятвы и приносили обеты. Раньше местное население испытывало к скале особый мистический страх, а женщины обходили ее стороной, боясь потревожить духов.

Сейчас на площадке рядом со скалой шаманистами установлены сэргэ – столбы-коновязи, проходят обряды-камлания. Буряты верят, что по время великих праздников духи-нойны спускаются на конях с небес и привязывают их к сэргэ.

Мыс Хобой находится на северном окончании острова. Это красивое, но дикое и пустынное место, сюда для медитации собираются не только шаманисты, но и буддисты, последователи Рериха, адепты других верований. Несмотря на то, что здесь сложно найти воду – кругом скалы, они проводят в раздумьях ночи в палатках, надеясь получить откровения.

Еще одно «место силы» на острове – мыс Любви (Шунтэ), находится справа от Хобоя и напоминает раздвинутые женские ноги. Считается, что бесплодные бурятские пары ходили сюда просить детей: они занимались любовью на мысе, надеясь, что духи помогут им зачать.

Мыс Рытый считается еще одним священным местом шаманистов. Он находится на коренном берегу Байкала севернее Ольхона. Буряты верят, что здесь живут самые кровожадные духи Байкала. Женщинам на мыс ступать запрещено, мужчины могли доходить только до определенной границы, а шаманы уходили несколько дальше, но на сам мыс не заходили, чтобы не гневать духов. Геологи указывают, что в этом месте есть сильная геомагнитная аномалия. Здесь очень хорошая видимость – в солнечный день линия горизонта видна на расстояние в 150 км, и прекрасно заметно огонь с другого берега Байкала. На мысе Рытом есть стена, выложенная древними кочевниками, и туры, сложенные из камней, которыми, возможно, отмечались древние могилы.

Еще одна святыня шаманистов находится в Тункинской долине недалеко от курорта Аршан – здесь у подножия снежных Саян находится «Престол Чингисхана», на котором Повелитель Вселенной якобы совершал обряды, обращенные к духам гор. Считается, что вдоль Иркута шла «тропа» хана, по которому его войско двигалось на запад.

Буддистские святыни

На восточном берегу Байкала находятся места силы буддистов. Это скала с ликом богини Янжимы, которая находится в долине реки Баргузин. Сюда верующие приносят подношения, когда хотят, чтобы богиня исполнила их желания. Подножье скалы превращено в огромную кумирню, все деревья повязаны ленточками-подношениями.

Недалеко от скалы, в долине Баргузина находится другая святыня – это Бык-камень, который местные почитают, как тотем, и приносят ему жертвы, задабривая духа, обитающего в нем. Те буддисты и шаманисты, у которых нет денег, посещают еще одно «место силы» – скалу Табан-Харган, которая напоминает руку с отрубленными пальцами. Скала расположена в 120 км от столицы Бурятии, возле поселка Галтай. Эта «рука» символизирует у бурят связь с небесами и якобы помогает обрести богатство и процветание.

Православные святыни Байкала

Удивительно, но несмотря на обилие языческих святилищ, в самом центре шаманизма – недалеко от скалы Шаманки в поселке Хужир на острове Ольхон стоит православный храм во имя иконы Богородицы Державной. Даже до революции на острове были только часовни. Историю храма связывают с благочестивой вдовой Евгенией, которая продала в Иркутске квартиру, переехала на Ольхон и на оставшиеся деньги решила построить храм.

Его возводили шесть лет всем миром на месте старой котельной. Не раз местные женщины наблюдали добрые знаки: то на небе после чтения акафиста появлялся крест из облаков, то после молебна о дожде, который не могли вызвать даже самые «сильные» шаманы, начинал идти ливень. Строительство храма было окончено в 2006 году.

Одной из святынь ольхонского прихода является привезенный с Афона крест-мощевик с частичками мощей прп. Саввы Освященнго, мучеников Филумена и Харлампия, вмц. Марины, равноапостольной святой Марии Магдалины, Святой Параскевы и Вифлеемских младенцев.

Православные паломники совершают поездки в село Анга, которое располагается в живописной долине на западном берегу Байкала. Анга славна тем, что здесь родился известный русский святой Иннокентий Вениаминов – митрополит Московский и Коломенский. Он был первым епископом Аляски, Якутии, Камчатки и Приамурья, сподвижник генерал-губернатора Николая Муравьева и одним из основателей города Благовещенска.

Посольский монастырь словно бы охраняет Байкал с бурятской стороны. Он стоит на холме прямо на берегу Байкала, словно бы сдерживая своим белыми стенами суровые байкальские ветра.

Монастырь основан на месте гибели русских послов в Монголию, которая случилась в конце XVII века. Тобольский боярин Ярофей Заболоцкий и его люди были убиты разбойниками-мунгалами.

Спасо-Преображенский монастырь долгое время был местом особого миссионерского служения, распространяя веру в Христа среди бурят и эвенков, и опорным пунктом для экспедиций по изучению озера.

Сейчас обитель возрождается. Ее главной святыней считается ковчег с мощами апостола Иакова, Георгия-Победоносца, святых Дионисия, Иоанна Крестителя, Великого Василия, Косьмы и Дамиана, св. Дарьи. Есть в монастыре и иконы с частичками мощей Иоанна Злотоустного, Дмитрия Ростовского, Николая-Чудотворца и местного святого Варлаама Чикойского.

Места силы Байкала

Места силы Байкала (священные места шаманистов, «Обо») – это отдельный повод для путешествия по Сибири, знакомства с местной культурой и обычаями. В данной истории я расскажу об особенностях тех мест силы Байкала, которые мне лично удалось посетить в рамках фототура по Байкалу, и постараюсь познакомить Вас с любопытным местным колоритом.

Места силы Байкала. Обо, ритуалы

Прилетев в Иркутск и находясь в неведении относительно здешних культурных парадигм и традиций, поначалу будто бы и не замечаешь ничего необычного, кроме удивляющей «провинциальности» самого города при довольно громком его названии. Близлежащие окрестности тоже, казалось бы, не вызывают особых, необычных впечатлений. Однако это обманчивое восприятие кардинально меняется впоследствии, по мере знакомства с царящим в этих местах духом шаманизма, и тянется за воспоминаниями отчетливым шлейфом. Без этого шлейфа, на мой взгляд, понимание по крайней мере «иркутской» части Сибири будет неполным.

У нас было не так много времени, чтобы «осмотреться», но достаточно, чтобы увидеть все самое основное. Главными индикаторами присутствия на священной земле лично для меня стали «Обо» – священные места, где поклоняются местным духам, хозяевам местности. Духами могут быть как предки — умершие шаманы, так и, конечно же, божества. Всего их насчитывается аж 55 добрых и 44 злых. Радует, что добро в этом «споре» побеждает, но это не отменяет необходимости совершения ритуалов, обрядов, подношений и иных действий, призванных задобрить богов.

Обо «Баяндай»

Сразу после завтрака, зарядившись энергией, именно этим мы и занялись! Первой нашей остановкой по пути из Иркутска на Байкал было Обо «Баяндай», расположенное близ одноименного села. Данное место силы находится прямо у дороги, что очень удобно, т.к. любой путник может остановиться «побурханить», а затем продолжить свой путь.

Именно здесь мы и познакомились с главным ритуалом, совершаемым с целью снискать расположение богов – бурханием. Представляет он из себя довольно занятный процесс обрызгивания пространства водкой (или другим алкоголем, если её нет, желательно покрепче). Смачивая безымянный палец правой руки в рюмке с водкой, обрызгиваем её сначала Небу, затем Земле (вверх и вниз), потом за оба плеча (налево и направо), и, напоследок, перед собой и назад (позади себя). Главное — делать это с нужным настроем и не забывать смачивать палец каждый раз. Иначе как без старания задобрить богов? Впрочем, слишком усердствовать тоже необязательно, и если в вашей рюмке после всех манипуляций останется алкоголь, можно его выпить. По возможности, нужно оставить подношение — это может быть монетка, или сигаретка, или какая-нибудь сладость. На всех «обо» есть столбы, деревья, или что-то ещё, куда можно привязать ленточку и загадать желание.

Обо «Баяндай»

Замечу, что по дороге и в окрестностях встречается много разных «обо» – сразу понимаешь, что они играют большую роль в жизни людей. И хотя в большинстве своем все они похожи друг на друга, их уникальность передается с тем местом, где они находятся.

Гора «Ехе Ёрд»

Я ощутил этот контраст сразу по приезду на следующее в нашем маршруте «обо», которым стала гора Ехе Ёрд. По сути она представляет из себя холм правильной куполообразной формы (что удивляет – естественного происхождения). Этот холм находится в небольшой ровной долине, окруженной с трех сторон горами. Одно только расположение воодушевляет, заряжает энергией! Что уж говорить о необычности самого холма, как будто заботливо сложенного людьми из подручных элементов, но на самом деле созданным природой.

Те «обо», где присутствуют подобные насыпи (размер совершенно неважен), принято обходить 3 раза по часовой стрелке — это ещё один из обрядов, который совершают при загадывании желания. Признаюсь честно, обойти «Ехе Ёрд» довольно непросто, поэтому меня хватило только на один круг. Но были в нашей команде и отважные бойцы, преодолевшие ветер, ненастье и немалое расстояние трех кругов! Что мне понравилось во всех этих обрядах, так это необходимость совершать какое-либо действие, вкладывать определенный труд. И только тогда, возможно, если тебе удалось склонить духов на свою сторону, твое пожелание сбудется.

Ольхон и окрестности

Переместившись на остров Ольхон, каждый день мы имели счастье лицезреть главную святыню Байкала — Скалу Шаманка, или мыс Бурхан, что находится близ поселка Хужир. Мы ходили туда и по льду Байкала, и через посёлок (говорят, так короче). Тем, кто живет не в самом Хужире, а рядом с ним, несмотря на близость Шаманки, все-таки нужно закладывать минут 15-20, чтобы до неё дойти.

Поскольку это одно из самых известных мест Байкала (а среди сакральных, наверняка, самое известное), я не стану вдаваться в подробности. Несмотря на такую популярность, ни в коем случае не стоит обделять Шаманку вниманием! Напротив, я бы сказал, что это место достойно того, чтобы уделить ему достаточно времени (не раз и не два — при случае, конечно).

Расположение Шаманки открывает шикарный вид на окрестности. Можно проводить там часы, наблюдая рассветы и закаты Байкала… Они, без сомнения, не оставят в вас и тени спокойствия, принудив восхищаться их великолепием и даже, возможно, позабыть об инстинкте самосохранения, пытаясь ухватить хороший кадр. К тому же, нечасто выпадает шанс побыть наедине с собой, побурханить, завязать ленточку в таком месте силы. Поэтому, когда вы окажетесь на Шаманке – действуйте, забудьте о времени хоть на минуту, наслаждайтесь!

Остров «Огой»

Напоследок хочу отметить наше общее «открытие» фототура. Одним из самых впечатляющих (не только среди сакральных) мест оказался о. Огой. Вот уж чего мы не ожидали, уезжая на юг к Малому морю с его ровным, спокойным льдом, так это встретить столько интересного (и захватывающего, как по мне), с обилием возможностей для исследования на одном «клочке» земли.

На острове располагается буддийская Ступа Просветления, возведенная в самой высокой его точке, а также множество деревьев с ленточками, заботливо привязанных их владельцами. Но больше всего там человеческих «сооружений» – небольших нагромождений камней, сложенных людьми во имя исполнения своих сокровенных желаний. Я тоже сложил свое небольшое желание, но фотографировать не стал, так как оно вышло не слишком уж примечательным. Тем не менее, притащив огромный булыжник весом 10-15 кг., я решил, что данный «подвиг» вполне заслуживает своего небольшого места на острове.

Больше всего мне понравилось то, с какой аккуратностью выполнены все эти постройки. На мой взгляд, это значит, что люди вложили не только свой физический труд, но и изрядную долю собственных духовных сил, чтобы оставить здесь персональный след. А когда качество еще и обрастает количеством, то место не может не перенять всего заряда позитивной энергии, которое в него вложено. Поэтому остров как бы невольно передаёт этот положительный заряд любому, кто ступит на его берега. К слову, Ступа Просветления сама по себе является таким катализатором энергии и очищающей силы, поэтому с 2005 года, когда её построили (да, она появилась тут совсем недавно), поток людей на остров Огой с каждым сезоном только возрастает. Впрочем, как и на Байкал в целом.

Ольхон — место шаманской силы (мистика)

Фото Александра Гармаева

Кровавая чаша выбрала хозяина ольхонской земли

Легенды и мифы на Байкале до сих пор остаются для местного населения своеобразной формой познания мира. Поэтому наиболее близкая к природе религия — шаманизм — почитается здесь особо. Ну а главным храмом и местом сакральной силы священного озера стал остров Ольхон

Сакральный остров

Ольхон является географическим центром этнической территории проживания бурят. Остров изобилует множеством сакральных объектов общенародного значения. И два из них — гора Жима (Ижимей) на мысе Ижимей и мыс Бурхан, где находится священная скала Шаманка.

Мыс Бурхан двумя высокими каменными гребнями вдается в воды Бaйкaла. Вместе с другим скалистым мысом острова — Богатырь — эта территория является местом шаманской силы.

По легенде, за миллион лет вода в Байкале устоялась, но сильные ветра заставляли закипать озеро, как в котле. Дойдя до самого дна, волны поднимали оттуда камни и песок и гнали их к берегу. Но до суши было далеко, и камни цеплялись за подводную скалу. Так происходило долгое время. И намыли байкальские воды широкую и длинную гору из камней и песка. Так и появился самый большой на Байкале остров Ольхон.

— Старожилы рассказывали, что остров иногда опускается, а иногда поднимается, потому что стоит на скале. И ее стержнем, по одной из версий, является скала Шаманка.

Это место давно уже стало визитной карточкой Байкала и красуется на всевозможных изображениях. Сегодня здесь установлены информационные щиты, и если человек приехал без гида, то может ознакомиться с правилами поведения на нашем острове, — рассказывает местный экскурсовод Наталья Михайлова.

Вообще у самого острова есть хозяин — хан Хутэ Баабай. Считается, что он, когда пришел с синего неба, стал защитником живущих на острове людей. И тремя его замками стали само небо, скала Шаманка и подземный вход, расположенный под скалой.

Уважайте традиции

Так как основной религией на острове стал шаманизм, вся природа и есть храм. И в древности, и сейчас люди здесь проводят множество обрядов, и только шаманы могли сюда подниматься. Поэтому место вокруг скалы Шаманка наполнено сильной энергетикой. Сама скала по-своему уникальна, и самое крупное поселение острова — село Хужир — находится возле святого места не случайно.

Раньше любой путник, если он даже сильно опаздывал, должен был остановиться и почтить ее. Человек просил хорошей погоды, своей защиты и делал обязательное подношение. Однако и сегодня не каждому человеку сюда разрешен вход. Особенно это касается девушек, которые станут будущими матерями. Для того чтобы на них и будущих потомков не повлияли духи, существует данный запрет.

Однако данное правило соблюдают не все. И если местные усвоили все тонкости, то туристы порой становятся нарушителями. Доходило и до того, что люди оставляли записи на скале, тем самым оскверняя святое место.

— Бывает, что и сейчас находятся нарушители, которые забираются на скалу. Природа сама негодует: даже если человек забирается на скалу в штиль, в одно мгновение начинается резкий порыв ветра. Местные власти огородили эту территорию, много раз устраивали уборку. В этом году специально высадили деревья, и в будущем возле сакрального места должна расположиться аллея, — рассказывает Наталья.

Бойтесь своих мыслей

Сама гора Шаманка уникальна. Рядом с ней имеется сквозная пещера глубиной в 12 м и высотой в 6 м. Туда может войти только шаман для проведения обряда. Мыс Бурхан в народе известен прежде всего как место пребывания хозяина острова — Ойхони эжэна хана Хутэ баабая. По кудинской версии, Бохо Тэли, соперник Бохо Муя, стал Гужир тэнгэри, женился на дочери западного неба Тэмэ ногон и имел от нее трех сыновей — Эрлэн хана, Гэгэн бурхана (Далай-ламу) и хана Хутэ баабая.

Третий сын стал хозяином острова и живет в большом дворце в озере Бaйкaл. В его подчинении множество более мелких духов (ноеной суглан). Хан Хутэ баабай женат на дочери восточного неба Саг Саган тэнгэри по имени Саг Сагай Саган и имеет 13 сыновей — ноенов. В их честь рядом со скалой Шаманка установлены сэргэ — столбы для коновязи, куда приезжающие повязывают хадак. При этом у каждого сэргэ есть своя обязанность. Одно отвечает за любовь, другое — за плодородие и т.д.

— Если гость загадывает желание, то надо быть аккуратным в своих помыслах. Бойтесь своих мыслей, ибо они реализуются. Каждые первые выходные августа здесь проходит большой тайлган шаманов со всего мира по очищению острова, и любой желающий может пройти обряд очищения. Если шаман настоящий, то он сам к вам подойдет и скажет, какая у вас проблема, и денег брать не будет.

Лишь только если вы захотите вознаградить его. Ведь раньше люди отдавали шаману продукты, молочную пищу, — рассказывает гид.

Битва титанов

По еще одной легенде, на Ольхоне давно жил и правил злой дух Гэгэг. Он был очень жестоким и ради развлечения убивал людей. Гэгэг нагонял ветра, переворачивал лодки. И у одной девушки по его вине погиб муж. Она забралась на святую гору

Жима и обратилась к небу с просьбой о защите людей. Ее слова и услышал небесный хан Хутэ баабай. Он очень удивился, что на острове живут люди, и вызвал Гэгэга на поединок. Они бились несколько дней, но силы были равны. И тогда два божества решили, что сама природа должна определить победителя. Они поставили две чаши с землей Ольхона, и чья чаша станет кровавой, тот и будет изгнан с острова. Когда наступила ночь и хан Хутэ баабай спал, Гэгэг увидел, что его чаша стала кровавой. И тогда он поменял чаши. Однако природа сама устала от злого духа и поменяла чаши обратно. Когда утром обнаружили, что чаша Гэгэга стала кровавой, он и был изгнан с Ольхона.

Рождаются мифы об Ольхоне и в наши дни. Сегодня многие считают это место базой внеземной цивилизации. Люди часто видят возле скалы подводное свечение, огромных водолазов, круги и многое другое. Поэтому на Ольхон приезжает множество телевизионных съемочных групп со всего мира.

Справка infpol.ru: Скала Шаманка (мыс Бурхан) — мыс островидного типа в средней части острова Ольхон, знаменитый образ озера Байкал. Одно из самых почитаемых среди верующих мест Азии — со времён неолита вплоть до наших дней. Имеет статус государственного природного и исторического памятника. Шаманка соединена с берегом низким и узким перешейком. В ближней к берегу части скалы находится сквозная Шаманская пещера.

Название мыса Бурхан появилось в конце XVII века, после проникновения в Прибайкалье тибетского буддизма. На Шаманке и неподалеку было сделано много археологических находок, говорящих о древней и богатой истории этого места. Около Шаманской пещеры сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Около входа в пещеру были обнаружены изображения буддийских божеств.

Читать еще:  Рассказы о мальте
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector