5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лучшие места для индустриального туризма в россии

Индустриальный туризм в России: лучшие места

У кого-то понятие «туризм» ассоциируется с песочком и морем, кто-то сразу думает об осмотре достопримечательностей… Но есть особенный подвид туризма — индустриальный. Любители данного вида отдыха интересуются исследованием различных промышленных, военных объектов, а также заброшенных зданий. Они находят в этом особую эстетику. Если вы также решили увлечься таким направлением отдыха, узнайте все про индустриальный туризм в России — лучшие места для поездки в 2019 году вас привлекут.

Индустриальный туризм: краткая справка

История развития

Данный вид отдыха стал развиваться сравнительно недавно — в 60-е годы прошлого столетия. Вообще, еще в 19 веке некоторые заводы пару раз пускали туристов к себе на экскурсию, но в то время люди еще не заинтересовались ими. А вот полвека назад в Великобритании был создан специальный комитет, члены которого добивались сохранения промышленных объектов в качестве культурного наследия.

На исходе тысячелетий, в 80-х годах, европейцы потянулись к старым заводам, шахтам и фабрикам, видя в них «памятники индустриальной эпохи». Ну, а уже после 2000 года такой вид отдыха стал очень популярным. Распространился интернет, а в нем и информация об объектах, которая привлекла множество людей, уставших от привычных пляжей.

В России индустриальный туризм начал зарождаться еще в 18 столетии. Школьников вывозили на рудники и мануфактуры с экскурсиями. Продолжилась такая практика и в СССР. Кроме того, после выхода фильма «Сталкер» молодежь и взрослые заинтересовались посещением заброшенных зданий и запретных зон, и позже название фильма превратилось в синоним для обозначения таких любителей. Ну, а с началом нового тысячелетия все лишь возросло аналогично западному направлению. В 2007 году вышла компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., и молодежь еще больше заинтересовалась объектами индустриального туризма.

Сейчас индустриальный туризм пусть и является менее популярным, чем традиционный, но все-таки интересует миллионы людей по всему миру.

Данный тип отдыха можно подразделить на несколько видов:

  1. Сталкерство. Это именно сформировавшееся после выхода одноименного фильма посещение заброшенных, старых, не использующихся объектов. Сталкеров привлекают и жилые здания, и целые города (города-призраки), и заводы. Они не только с удовольствием их осматривают, но и фотографируют — подобно тому, как традиционные туристы снимают достопримечательности.
  2. Диггерство. Диггеры — это те, кто увлечен «подземным миром». Нет, речь здесь идет не о какой-нибудь эзотерике — всего лишь о различных бункерах или станций-призраков метрополитена.
  3. Руфинг. От английского слова «roof», в переводе — «крыша». Руферы любят посещать крыши городских зданий и смотреть на открывающиеся виды. Есть те, кто предпочитает просто созерцать, те, кто получает удовольствие и от экстремального процесса «залезания» по каким-либо лестницам или трубам, наконец, кто-то даже проводит или посещает всяческие культурные мероприятия на крышах.
  4. Пассивный туризм. Не всем нравится проникать в запретные места, такие туристы сродни первым среди индустриальных — они предпочитают ходить на экскурсии на различные действующие производства.
  5. Урбанизм. Туристы-урбанисты получают эстетическое наслаждение от осмотра городских красот. Кто-то «коллекционирует» здания в определенном архитектурном стиле, другим нравятся заброшенные районы.
  6. Постпаломничество. Является разновидностью сталкерства и означает посещение заброшенных культовых сооружений.

Сколько стоит?

Надо сказать, что в России подобных предложений от туроператоров пока что не очень много. Запад все-таки больше увлекся таким видом отдыха. Однако, есть специальные туристические агентства, которые специализируются именно на этом. Отдыхающим предлагаются экскурсии на комбинаты, фабрики, киностудии и даже атомные станции.

В последнюю пятилетку направление стало более перспективным, многие эксперты утверждают, что в России оно может быть развито достаточно хорошо, ведь еще с советской эпохи в стране сохранилось большое количество заброшенных объектов.

Стоимость предложения зависит от платы хозяевам объекта, гидам, расходам на дорогу. К примеру, в Севастополе пятичасовой тур на джипе по заброшенным объектам будет стоить в районе 6 тысяч рублей для группы из 4 человек. Посещение фабрики, где делают Белевскую пастилу, будет стоить в районе 2 тысяч рублей — в эту сумму уже включен проезд туда-обратно из Москвы, услуги гида, чаепитие. А вот, к примеру, попасть на Московскую пивоваренную компанию и увидеть процесс изготовления пенного напитка можно бесплатно — производство само организует такие посещения по выходным дням.

Если же человек хочет организовать поездку самостоятельно, то стоимость ее будет напрямую зависеть от расходов на транспорт, проживание и стоимости билета на объект. Понятное дело, что посещение некоторых мест будет вообще бесплатным, ведь заброшенные объекты на то и заброшены.

Безопасность

Кстати, о заброшенных объектах — здесь многое стоит уяснить для того, чтоб приятный отдых не был ничем омрачен. Если индустриальный турист посещает действующий объект или заказывает тур, то, конечно же, это будет включать в себя определенные разрешения и гарантии, а также инструктаж по технике безопасности.

А вот что касается других вариантов, здесь надо действовать самому. Дело в том, что некоторые старые здания могут быть местом, где проживают лица без определенного места жительства, а также маргиналы. Поэтому, прежде чем стать сталкером, лучше всего познакомиться с опытными поклонниками этого направления, узнать все об интересных объектах, возможно, посетить их вместе со знатоками. Кроме того, ходить по заброшенным зданиям или районам стоит в определенной, закрытой одежде — ведь там могут быть осколки, строительный мусор и прочие небезопасные при прямом контакте вещи.

Есть объекты, которые даже охраняются и не предназначены для проникновения туда сторонних лиц. Это наиболее экстремальное направление промышленного туризма, поскольку может быть даже связано с нарушением закона. Кого-то привлекает именно такая недостижимость, но здесь каждый действует на свой страх и риск.

Что касается диггерства и руфинга, надо идти на подобное лишь в полной уверенности в своей физической подготовке, а также при наличии снаряжения. Ведь забраться на крышу достаточно трудно — если речь идет о проникновении через пожарные лестницы, а не о походе на «открытую крышу». Что касается подземных объектов, к примеру, станций-призраков метрополитена, там могут подстерегать опасности в виде обрушения конструкций. Новичкам лучше приобщаться к такому виду туризма в опытной компании. Кроме того, диггерство как таковое также часто связано с нарушением закона, поскольку служебные зоны являются запретными для посторонних.

Как бы то ни было, как правило, промышленный турист — достаточно рисковый человек. Можно призвать только к тому, чтоб тщательно спланировать все тонкости посещения объекта.

Места и объекты в России

Перечислять все объекты внимания промышленных туристов можно долго, но о некоторых популярных точках стоит рассказать.

Сталкерство

На сайтах поклонников данного вида туризма есть статьи о множестве интересных мест. Среди них — такие разные, как:

  1. Заброшенная учебная база ВМФ на острове Русский. Ранее это место было крупнейшим для обучения советских моряков, в настоящее время — популярно среди сталкеров. Кроме самой базы, можно осмотреть остатки «интерьеров» и снаряжения военных.
  2. Усадьба Ольгово в Дмитровском районе Московской области. Построена на рубеже 18-19 столетий, в СССР была домом отдыха и пионерским лагерем. В настоящее время можно осмотреть главный дом и флигеля, здание школы, подсобные помещения, а также приусадебный парк.
  3. Кольская сверхглубокая скважина в Мурманской области. Бурение самого глубокого отверстия в земле, сделанного руками человека, началось в 70-х годах. Однако, в 90-х проект был заброшен. К тому времени отверстие достигло 12 тысяч метров.
  4. Отель «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Строительство было заморожено в 1995 году, гостиницу пытались построить к тому времени 7 лет. В настоящее время является охраняемым объектом, однако, особо смелые сталкеры проникают внутрь.
  5. Замок Кенигсберг в Калининградской области. Был построен еще в 13 столетии, пережил славные времена как резиденция главы Тевтонского ордена. К сожалению, во времена Второй мировой войны сооружение пострадало. Советские власти пытались построить здесь Дом советов. Сейчас ведутся обсуждения относительно восстановления постройки, но пока что место представляет собой развалины, привлекающие сталкеров.

Диггерство

Популярны среди представителей данного направления заброшенные или строящиеся станции метро. Наиболее развито данное направление, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге. Однако, в связи с тем, что проникновение на такие объекты является незаконным, экстремальщики тщательно скрывают подробности своих «туристических» вылазок.

Другие места, которые любят посещать диггеры — это заброшенные бункеры. К примеру, один из таких был найден в Челябинске, «туристы» нашли в нем все, что нужно в случае ядерной войны. Находят такие места и прямо в центре Москвы — так был обнаружен бункер КГБ.

Читать еще:  Как поехать на гоа самостоятельно

Руфинг

Излюбленный город руферов в России — Санкт-Петербург. Опять же, данное увлечение отнюдь не приветствуется властями, правда, иногда и сами жильцы дома не против проникновения на крышу со вполне спокойной целью осмотреть панораму. Есть даже специальные сообщества, которые организуют для желающих экскурсии на открытые крыши. Как говорят их руководители, они имеют договоренность с жильцами и обеспечивают безопасность экскурсантов.

Видео о крышах и дворах Северной столицы:

В Москве, по словам руферов, проникнуть на крыши трудней — из-за того, что непросто пройти в сам подъезд. Однако, порой они находят такие варианты: дом на шоссе Энтузиастов, крыша Чайного дома на Мясницкой, БЦ «Оружейный» — это лишь несколько популярных мест.

Пассивный туризм

Это — наиболее простой вид промышленного туризма, поскольку все вполне законно, безопасно и легко. Так, для экскурсантов открыты:

  • Пивоваренный завод «Балтика» в Тульской области;
  • Липецкое станкостроительное предприятие;
  • «Хохломская роспись» в Нижегородской области;
  • Гидроэлектростанция КамГЭС в Пермском крае;
  • «Студия художественного стекла» в Сочи и другие объекты.

Весьма популярной компанией, предлагающей экскурсии, является «Промтур». Действующая АЭС, Звездный городок, Кондитерский концерн «Бабаевский», Москва-Сити башня Федерация, Мосфильм — это далеко не полный список захватывающих объектов.

Компания «Петротур» в Санкт-Петербурге предлагает экскурсии на Императорский фарфоровый завод, Пивоваренный завод «Балтика», фабрику гобеленов «Узор», дамбу, в витражную мастерскую и другие места.

Урбанизм

Что касается данного направления, здесь все просто. Если вы являетесь поклонником определенного стиля в архитектуре, стоит просто поискать, где есть много объектов или целые районы такой застройки. В России есть множество зданий в стиле сталинского ампира, конструктивизма, а также промышленные постройки 19 столетия.

Постпаломничество

Среди интересных объектов в России — такие, как:

  1. Заброшенный храм Казанской иконы Божьей Матери в Московской области. Построен в конце 18 столетия напротив усадьбы Чернышева. В советское время музея здесь не организовали, а потому и усадьба, и храм пришли в упадок. В настоящее время туда весьма легко проникнуть.
  2. Тихвинская церковь в Глухово. Была построена в 18 веке, в 19 столетии — отреставрирована. Советская власть разрушила колокольню, а в церкви установила мельницу, вскоре храм был заброшен.
  3. Церковь Рождества Христова в Илкодино. Построена в 19 столетии в стилях ампир и классицизм. В годы советской власти храм закрыли.
  4. Анненкирхе (Санкт-Петербург). Лютеранская церковь, в отличие от многих объектов внимания промышленных туристов, весьма доступна для посещения, кроме того, в ней проводятся культурные мероприятия — идет сбор средств на реставрацию.
  5. Новоторжский Борисоглебский монастырь. Был заложен в 18 столетии. Монументальный храм, а также прилегающие постройки, являют собой достаточно неплохо сохранившийся комплекс.

Перечислять интересные места России в рамках индустриального туризма можно достаточно долго. Конечно, в определенных его ветвях «точки» не афишируются вследствие противоречий с законом, зато на другие объекты можно попасть легально и легко — были бы деньги на экскурсию. Если вам интересно попробовать посетить такие места, отыщите сообщества увлеченных этим людей в ваших широтах или крупных городах — и вы обязательно найдете то, что привлечет именно вас.

5 направлений промышленного туризма в России

В последние годы индустрия путешествий в России активно развивается. Одним из подтверждений этого и важным стимулом для отрасли стал 21-й чемпионат мира по футболу, который привлек в нашу страну свыше 5 млн туристов со всей планеты. К 2025 году, согласно официальным планам, доля туризма в национальном ВВП вырастет с 3,47 до 5%. На фоне падения курса рубля и развития предложения на внутреннем рынке все больше россиян путешествует по России. Появляются новые форматы отдыха, среди которых — социально ответственный, экологический и промышленный туризм.

Фабрика мороженого «Чистая линия», Долгопрудный
Фото: 1inter.ru

За последнее десятилетие из увлечения ограниченного круга людей индустриальный туризм вырос до самостоятельного направления, достигнув такого уровня популярности, что на него обратило внимание государство. 16 мая глава Ростуризма Олег Сафонов заявил, что власти планируют начать развитие данной сферы с этого года. Согласно исследованию специалистов из Оренбургского государственного университета, на сегодняшний день в России лидером по числу регионов, где регулярно проводятся промышленные экскурсии, стал Приволжский федеральный округ.

Самая обширная категория индустриальных туристов — молодежь, прежде всего школьники и студенты. Нередко посещение заводов и фабрик помогает им определиться с будущей карьерой. Но, разумеется, на промышленные объекты ездят люди всех возрастов — обычные потребители, у которых наибольшим спросом пользуются предприятия пищепрома и автопрома. А также журналисты и блогеры, чьи публикации формируют имидж компании.

Как закалялась сталь

Выксунский металлургический завод (ВМЗ), Выкса, Нижегородская область
Фото: apn-nn.com

Объединенная металлургическая компания (ОМК) решила удовлетворить любопытство промышленных туристов и разработала для предприятия сразу три экскурсионных маршрута: «Рождение труб большого диаметра», «Удивительные превращения стали» и «Мир горячих колес». Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб «русского» размера, из которых строят магистральные газопроводы «Северный поток», «Сила Сибири» и многие другие. Кроме того, здесь можно наблюдать за тем, как в колесопрокатном цехе из горячего металла делают колеса для железнодорожных составов и поездов метро.

На заводе позаботились и о том, чтобы экскурсии были доступны для гостей с ограничениями по слуху: предлагаются туры с сопровождением на русском языке жестов.

Еще одна достопримечательность ВМЗ — роспись «Выкса 10 000». Это мурал — монументальная роспись на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000». Живопись, созданная стрит-артистом Мишей Most в рамках фестиваля городского искусства «Арт-Овраг», занимает площадь 10 800 квадратных метров. Работа попала в книги рекордов Европы и России. Над созданием мурала Миша Most работал 45 дней, затратив более 5 тонн грунта и краски. Он изобразил 6 сюжетов из жизни предприятия — от исследования к созиданию, от идеи к результату.

Здесь также проводят экскурсии по самой Выксе: в городе можно увидеть более 90 арт-объектов.

Дорога в детство

Фабрика мороженого «Чистая линия», Долгопрудный, Московская область
Фото: tver.chlclub.ru

В течение полутора часов гости предприятия могут увидеть все этапы производства мороженого: как осуществляются доставка и смешивание ингредиентов, фризерование, созревание, формовка, как наполняются вафельные стаканчики, как эскимо покрывается глазурью, как продукция упаковывается для продажи. Есть возможность пройти мастер-класс по украшению мороженого. По будням на фабрике проводятся платные групповые экскурсии для школьников и взрослых. А по субботам могут приехать индивидуальные посетители. Экскурсии адаптированы для людей с особенностями здоровья.

Начальный курс сомелье

Винзавод «Абрау-Дюрсо», село Абрау-Дюрсо, Краснодарский край
Фото: wikipedia.org

Завод, основанный у живописного южного озера Абрау в 1870 году, регулярно принимает у себя туристов и профессионалов отрасли. Здесь в 2017 году проходил VII Всероссийский саммит виноделов.

Открывается «винная экскурсия» кинопоказом о заводе и его истории, после чего гостей ведут в винные погреба, параллельно объясняя им тонкости сложного приготовления шампанских вин — от посадки виноградников до розлива готового напитка. Тоннели созданы еще в XIX веке князем Львом Голицыным. Ходы тянутся на 5,5 километра под землей. На заводе можно сфотографироваться на фоне сотен бутылок, увидеть процесс изготовления шампанского в современных цехах, пройти краткий курс сомелье, посетить дегустационный зал и фирменный магазин. Правда, детей на время экскурсии придется отправить в игровую комнату, так как на мероприятие вход разрешен только взрослым.

Стать корабелом

«Северная верфь», Санкт-Петербург
Фото: sdelanounas.ru

Судостроительный завод совместно с центром профориентации «Про Мир» проводит профориентационные экскурсии для школьников и позволяет им посетить даже закрытые зоны верфи. В течение шести часов гостей знакомят с историей и традициями российского судостроения, а также экономикой отрасли. Школьники узнают, как развивалась Путиловская верфь, впоследствии переименованная в Северную, а главное — видят, как строятся современные военные корабли.

В фондах музея «Северной верфи», который посещают экскурсанты, содержится более 3 тыс. экспонатов, 200 из которых считаются памятниками культуры: это редкие архивные документы и фотографии, награды и личные вещи сотрудников, модели построенных заводом кораблей и судов.

Увидеть энергию воды

Волховская ГЭС, Ленобласть
Фото: tgc1.ru

Старейшей действующей гидроэлектростанции России — более 90 лет: в рамках плана ГОЭЛРО она была построена первой. Сегодня это не только важный объект региональной инфраструктуры, но и туристическая достопримечательность. Путешественники нередко фотографируют историческое здание на реке Волхов. Но далеко не все знают о возможности изучить объект изнутри и узнать, как энергия движения воды преобразуется в электричество.

ГЭС принимает у себя школьников и студентов в рамках образовательных программ, журналистов, а также экскурсионные группы. Они осматривают дом-музей Генриха Графтио, строителя первых советских гидроэлектростанций, и производственные цеха. Гостям подробно рассказывают о способах минимизации негативного воздействия на биоценоз реки.

Читать еще:  Как искать работу в великобритании

Путевка в цех

Туристы — они же покупатели

И все же, как выяснилось на прошедшем в Ярославле IX Международном туристическом форуме Visit Russia, сегодня не все представители бизнеса даже четко понимают, что же это такое — промышленный туризм.

— Я занимаюсь этим направлением пять лет и все годы сталкиваюсь с непониманием со стороны руководителей предприятий. Когда приходишь к ним и начинаешь говорить о промышленном туризме, они часто спрашивают: «А что это?», — признается директор Балтийской ассоциации промышленного туризма из Калининграда Наталья Казакова.

По ее словам, в Стратегии развития туризма в России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 20 сентября 2019-го, появилась формулировка, гласящая, что промышленный туризм — это «посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему».

— То есть это не только экскурсии на действующие предприятия, но и осмотр объектов индустриального наследия. Хорошо, что в стратегии это уже закреплено, — считает представительница самого западного региона России.

Для того чтобы индустриальный туризм в стране действительно пошел в гору, промышленники должны знать ответ не только на вопрос: «Что это?», но и — «Зачем это?». Целью может быть, например, продвижение бренда, привлечение новых работников, получение прибыли. Для кого-то туризм способен стать подчас даже чем-то вроде пресловутой соломинки, которая может удержать на плаву в трудные времена. Как для уникального рыбоводческого предприятия в Тульской области по выращиванию осетров, куда экскурсантов позвали в кризисный период.

— У них были большие проблемы с выходом на рынок, с реализацией продукции, и в какой-то момент они обратились к нам, — рассказала председатель комитета по развитию туризма Тульской области Лариса Соломатина. — Сейчас это достаточно успешный кейс. То есть их рынок сбыта — это туристические автобусы: гости покупают у них свежую и копченую осетрину, черную икру. Прямо на предприятии — после того, как прошли и посмотрели, как этих осетров выращивают, после дегустации готовой продукции.

А вот металлургический завод в Нижегородской области открыл двери для туристов в начале 2018-го в основном для привлечения молодых рабочих кадров. По словам представителя предприятия Ларисы Малофеевой, производство активно развивается, в городе строятся три новые площадки, для которых потребуются работники. Однако в последние годы авторитет рабочих профессий упал, а как его еще поднять, если не демонстрацией современного мощного производства? После этих экскурсий, говорит Лариса Малофеева, поток людей в Выксу серьезно вырос, за этим последовало развитие городской инфраструктуры, и в нынешнем году город вошел в топ-10 лучших моногородов России.

Принцип коридора

Конечно, не каждое предприятие в силу своей специфики способно устраивать дни открытых дверей. Производство может быть опасным, секретным, стратегически важным. Но, по мнению экспертов, даже такие заводы могут быть доступны для посещения, если там организовать специальные «коридоры», проходя по которым турист получит представление о производственном процессе на безопасном во всех отношениях расстоянии.

— Я сама участвовала в экскурсии на кожевенный завод в Рязани, — рассказывает руководитель офиса Visit Russia Middle East (Дубай) Марина Морозова. — Производство опасное, но у них размечены все поля, где идут экскурсионные группы, есть место для фотографирования и так далее. То есть это очень хорошо организованный процесс, каким экскурсия на промпредприятие и должна быть.

Эксперты туротрасли уверены: демонстрация промышленной мощи родной страны — очень действенный способ воспитания в людях, и прежде всего в молодежи, духа патриотизма. Потому что патриотизм — «это не только про войну», и то, чем страна может гордиться, надо обязательно показывать.

— Я в свое время работал замглавы Химок по инвестициям, а там у нас весь космос, причем серьезный космос, который лидирует в мире, — поясняет доктор экономических наук Владимир Маркин. — И нам, конечно, интересно показывать наши возможности в тех позициях, где мы на международном рынке являемся лидерами, потому что это вызывает в людях гордость за страну. И когда мы общались с руководством этих закрытых предприятий, они готовы были организовывать посещения по внешнему периметру, который не касается закрытых зон, чтобы туда можно было спокойно приходить всем желающим.

Стены старые, пространство новое

Не меньший интерес у туристов вызывает индустриальное наследие: еще работающие, а чаще уже не действующие старые предприятия, целые заводские комплексы, когда-то строившиеся по проектам выдающихся архитекторов своего времени. Вопрос их сохранности, особенно в больших городах, отнюдь не праздный, потому что даже в Москве, по словам координатора проекта «МосПромАрт» Инны Крыловой, очень тяжело обстоит дело с включением индустриальных памятников в реестр охраны. В итоге за последние 15 лет под ковш ушло 40 из 150 ценных объектов столичной промышленной архитектуры и подведено под снос еще около сорока процентов. Постепенно утрачиваются такие объекты и в регионах.

— Надеюсь, что в рамках нашего экспертного совета по промышленному наследию, созданного в этом году, мы добьемся всероссийской переписи индустриального наследия, чтобы таким образом промаркировать наиболее ценные памятники, — сообщила о планах Инна Крылова.

Лучшая возможность такие промзоны сохранить — «переосмыслить» их под потребности сегодняшнего дня. Тон в этом деле, как и положено, задают столицы. Мало кто уже не знает про столичный центр современного искусства «Винзавод» или городское общественное пространство «Хлебозавод». В Санкт-Петербурге одно из самых известных креативных пространств, появившихся на месте промплощадки (а именно — газгольдера, где хранился газ), — «Планетарий N 1». Новое, но уже популярное питерское арт-пространство на месте бывшего кабельного завода — «Порт Севкабель».

Не менее интересные проекты переформатирования промышленных «заброшек» есть и в регионах. В Ярославле уже почти десять лет на территории бывшего хлопкового склада Ярославской Большой мануфактуры, которая через два года отметит 300-летие, действует культурный центр TEXTIL. В Туле бывший ликеро-водочный завод превратился в арт-кластер «Ликерка Лофт», а на заброшенных площадях завода по производству микрофонов в центре города созданы творческий индустриальный кластер и уникальный Музей станка.

— Это такой творческий индустриальный кластер, где на станках, в лабораториях можно протестировать свои идеи, — объясняет Лариса Соломатина. — Там создана уникальная библиотека, на эту площадку постоянно приглашаются лекторы, тренеры, коучи, и это пространство начало притягивать не только жителей города, но и гостей.

Специалисты при этом, правда, подчеркивают: важно не забывать и каким-то образом — с помощью мини-музеев, мини-выставок — обязательно напоминать посетителям, что во всех этих «переосмысленных» старых стенах когда-то располагалось.

Юлия Рыбакова, директор департамента туризма Ярославской области:

— Сейчас на рынке туриндустрии необходимо постоянно удивлять гостей, создавать новые туристические маршруты. Кроме действующих предприятий, молодое поколение, например, очень интересуют объекты индустриального наследия: наши гидроэлектростанции, старые заводы, железнодорожные депо, пожарные каланчи. У нас этого много. В Ярославской области только сохранившихся зданий мануфактур — двадцать одно. В Костромской, Владимирской, Ивановской областях — примерно то же самое. Вопрос, как это реконструировать, в каком виде переупаковать. Я думаю, что этот пласт наследия будет «пересобираться» в течение 15-20 лет.

Развитие индустриального туризма в России

Сегодня человечество живет в удивительное время, когда достижения технической революции превратили габаритные железные агрегаты прошлого столетия в нечто ненужное и непрактичное. Автомобили, изготовленные в советскую эпоху, становятся настоящим раритетом, также канули в Лету «коммунистические» заводы и фабрики, рабочие поселки, опустели пристани и так далее. В таких местах, как правило, господствует тишина и умиротворение, поэтому-то они так привлекательны для эстетов. Дело в том, что в настоящее время человек пытается по максимуму разнообразить свой досуг и испытать острые ощущения, планируя свой отдых не только на лоне природы, но и в экзотических местах: заброшенных предприятиях, шахтах, населенных пунктах, жилых домах и прочее. Именно поэтому в нашей стране развитие индустриального туризма нуждается в детальной проработке. Но для нашей страны это относительно новая сфера деятельности и далеко не каждый осознает в полной мере ее смысл.

Индустриальный туризм – это пребывание на территории бесхозных предприятий, зданий специального или производственного назначения и других, оставленных без надзора человека сооружениях с тем, чтобы удовлетворить исследовательский интерес или получить эстетическое удовольствие. Другими словами, люди, отправляющиеся на вышеуказанные объекты, хотят получить положительные эмоции от простого созерцания раритетных построек.

Читать еще:  Отзывы об отдыхе в адлере 2020

Безусловно, индустриальный туризм – это одно из перспективных направлений для представителей отечественного бизнеса, но вот как грамотно организовать дело и с какими трудностями придется столкнуться при этом – это большой вопрос. Рассмотрим его подробнее.

Историческая справка

Конечно же, развитие индустриального туризма – это одна из немаловажных задач для государства. Эта сфера предпринимательской деятельности могла бы пополнить государственную казну. И справедливости ради следует отметить, что в некоторых регионах нашей страны развитие индустриального туризма идет полным ходом. Мода изучать заброшенные места и находить в них интересные предметы пришла к нам с Запада.

В Европе и США развитие индустриального туризма – уже давно не «пустой звук». Проводить свой досуг столь необычным способом иностранцы массово начали в начале 80-х годов прошлого столетия. В Советском Союзе, благодаря «железному занавесу», лишь немногие знали о том, что можно лазать по крышам и посещать заброшенные церкви в развлекательных целях. Однако повышенный интерес к досугу в бесхозных промышленных зонах у советских граждан появился еще после выхода знаменитого романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» (1972 г.). Ну а еще сильнее подогрел его фильм «Сталкер», экранизированный по мотивам произведения Стругацких. Его срежиссировал всем известный Андрей Тарковский в 1979 году. Однако жесткая изоляция СССР от внешнего мира «давала свои плоды», поэтому консолидированная группа любителей нестандартного вида отдыха, на тот момент не сформировалась.

Но время шло, сменилась власть и нравы, а индустриальный туризм в России начал приобретать популярность после того, как в 2007 году появилась компьютерная игра под названием «S.T.A.L.K.E.R.». Именно сталкерами стали нарекать тех, кто гуляет по заброшенным предприятиям и изучает тоннели метрополитена.

Свою лепту в повышении интереса к такому нестандартному времяпрепровождению сыграла и Всемирная паутина. Появились целые сообщества людей, которым нравится экстремальные виды отдыха. В отличие от США и европейских стран, индустриальный туризм в России имеет специфику. Его приверженцы никому не рассказывают о своих увлечениях и уж тем более о месторасположении объектов, которые они любят посещать.

Классификация

Существует несколько вариаций индустриального туризма. Перечислим основные из них. Речь идет, в частности, о диггерстве, урбанизме, руффинге, постпаломничестве.

Диггерство

Такой вариант проведения досуга подразумевает исследование заброшенных объектов, находящихся под землей, а именно: канализационные пути, метро («станции-призраки»), тоннели.

Исключение составляют каменоломни и штольни. Как правило, диггерами становятся физически крепкие люди, поскольку такой вид отдыха требует определенной ловкости и сноровки. К тому же не обойтись без специального снаряжения.

Руффинг

Этим видом индустриального туриста увлекаются те, кому нравится любоваться живописными видами с городских крыш. Очень многие готовы пожертвовать всем, ради того, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета. Особенно популярен экстремальный вид досуга в городе на Неве, где местная архитектура оптимальна для занятий руффингом.

Пассивный туризм

Существует также вариант индустриального туризма, относящийся к категории «лайт».

Его сторонники также объединяются в группы и отправляются изучать старинные заброшенные домовладения или же военные базы закрытого типа.

Урбанизм

Не содержит «жесткого» экстрима и это направление отдыха. Оно предполагает совершение городских прогулок, но только в тех населенных пунктах, которые характеризуются высокой степенью урбанизации, технологического развития или же, напротив, разрухи и упадничества.

Постпаломничество

Данный вид времяпрепровождения предусматривает исследование заброшенных храмов, церквей и прочих объектов религиозного наследия. Его приверженцам нередко удается находить раритетные вещи, ценность которых очень и очень высока.

Пассивный вариант индустриального туризма коммерческой направленности

Безусловно, развитие индустриального туризма в России оставляет желать лучшего. И во многом это объясняется отсутствием объективных предпосылок к этому. Большая часть людей попросту морально не готовы к экстремальному варианту досуга и к не всегда законному проникновению на территорию, где расположены пустующие объекты.

К тому же далеко не все являются эстетами, когда речь заходит об оценке того или иного индустриального пейзажа: у многих к ним абсолютно равнодушное отношение. Поэтому вопрос о том, как развивается индустриальный туризм, будет еще ни один год стоять на повестке дня. А вот в США туристические компании специально организовывают туры для тех, кто проявляет интерес к «неработающим» объектам промышленности, которые нуждаются в модернизации. И инвесторы для них действительно находятся. Это еще одна вариация индустриального туризма.

Можно ли заработать в этом сегменте

Естественно, отслеживая то, как развивается индустриальный туризм в России, сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что это высокорентабельное направление бизнеса. Безусловно, оно таит в себе предпринимательские риски. Но как известно: «Кто не рискует, тот…» И все-таки, прежде чем заняться этой сферой деятельности, следует тщательно взвесить все «за» и «против».

Во-первых, следует написать примерный бизнес-план. Во-вторых, необходимо определиться с конкретным видом индустриального туризма. В-третьих, ответьте на вопрос: «У вас будет профильное направление или вы намерены в будущем расширить бизнес?»

В-четвертых, проанализируйте, какие объекты индустриального туризма находятся в вашем населенном пункте или его окрестностях. В-пятых, вы должны разрекламировать свои услуги: для этого не лишним будет создать интернет-ресурс, на страницах которого вы в деталях опишите город-призрак или опустевшую старинную усадьбу, находящуюся неподалеку от того места, где вы живете. Также следует вступить в интернет-сообщество тех людей, которые предпочитают нестандартный отдых. И это только начальные шаги на пути к успешному бизнесу.

Реализация идеи в российских регионах

Необходимо отметить, что в настоящее время в некоторых крупных городах на периферии происходит постепенное развитие индустриального туризма. В России, как уже подчеркивалось, это новое направление предпринимательской деятельности. Объекты, находящиеся в Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре уже не первый год привлекают приверженцев нестандартного времяпрепровождения.

Рассмотрим, как происходит развитие индустриального туризма на примере. Речь пойдет о Свердловском регионе. Здесь расположен один из крупных индустриальных объектов — «Старый Невьянский завод». Для туристов он был открыт еще пять лет назад. Только за последний год предприятие посмотрело свыше ста тысяч человек. Здание нуждается в ремонте, и в будущем здесь будет функционировать музей «Тайны металла» и Астрологический центр. Неподалеку от Невьянской наклонной башни будет оборудована конгрессная и выставочная площадка Невьянского историко-архитектурного музея под названием «Господские хоромы». Также будет обустроена инфраструктура для туристов: появятся места для проживания, питания и проведения досуга. И этот только один из многочисленных проектов регионального министерства культуры.

Перспективы бизнеса

Конечно же, в нашей стране и урбанизм, и руффинг, и диггерство, и постпаломничество – это «свободная» ниша с точки зрения построения бизнеса. Но, каковы перспективы развития индустриального туризма в России? Чтобы они отчетливо были видны, необходимо проделать определенную аналитическую работу. Например, можно глухие, заброшенные деревеньки (они есть практически в каждом регионе) трансформировать в естественные музеи. Инвестиций на это много не потребуется, а прибыль можно получать круглогодично. Достаточно выгоден сегодня и промышленный туризм, в рамках которого человек может воочию наблюдать за производственным процессом. В частности, в Северной столице уже популярны экскурсии на пивоваренный завод «Балтика». Причем россиянам будет интересны предприятия различной направленности, будь-то кондитерские фабрики, винные заводы, пасеки, нефтяные вышки и прочее. Перспективы, действительно, «аховые», тем более, что Россия – это кладезь природно-рекреационных ресурсов.

Проблемы

Конечно же, не следует забывать о том, что существуют определенные проблемы индустриального туризма. Во-первых, не выстроена должным образом сама система организации экскурсий на заброшенные заводы, и туристические компании здесь не играют ключевой роли. Нередко очень трудно определить, кто является собственник того или иного заброшенного объекта и с кем конкретно заключать договор. И здесь была бы очень полезна помощь органов местного самоуправления, которые, к сожалению, пассивны в этом вопросе.

Во-вторых, проблемы развития индустриального туризма заключаются в том, что это направление деятельности никак не регламентировано на законодательном уровне. В частности, не определен круг субъектов и порядок предоставления услуг по урбанизму, постполомничеству и так далее. В-третьих, увлечение некоторыми видами индустриального туризма может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем и ли даже летальный исход. Перед тем как отправиться на тот или иной объект, необходимо проанализировать его с точки зрения безопасности: для этого может понадобиться специальное оборудование, а зачастую рядовые туристы его не имеют. С учетом вышеизложенного для развития индустриального туризма нам необходимо изучать и перенимать опыт у западноевропейских стран.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector