10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коптский музей в каире coptic museum

Коптский музей в Каире

Коптский музей, уютно устроившийся между Висячей церковью и римскими башнями Вавилона, является одной из главных достопримечательностей Каира (ежедневно 9:00-17:00, в Рамадан ежедневно 9:00-15:00; вход 30 фунтов, для студентов – 15 фунтов). Имейте в виду, что расположение и состав экспонатов в каждом зале может отличаться от указанных в данной статье. Уникальная коллекция коптских артефактов дополняется прекрасными резными потолками, балками и куполами из витражного стекла в боковых крыльях, украшенных машрабия и окружённых тихими садиками. Через ворота можно пройти во двор Висячей церкви.

Музей, основанный в 1908 году при поддержке патриарха Кирилла V и хедива Камиля, был изначально предназначен для спасения христианских древностей от разграбления и небрежного обращения со стороны иностранных коллекционеров, но вскоре его коллекция стала пополняться и экспонатами светского характера. На артефактах из Старого Каира, Верхнего Египта и пустынных монастырей прослежена эволюция коптского искусства от эллинистической до исламской эпохи (300-1000 годы нашей эры). Несмотря на то, что коптское искусство многим обязано древнеегипетской и греко-римской культуре, в его произведениях нет никакой монументальности.

Стенли Стюарт назвал его «реалистичным, иногда юмористическим», отметив, что оно отражает «вкусы бедноты и сельских жителей». Произведения коптского искусства часто кажутся грубоватыми по сравнению с изделиями древнеегипетских ремесленников и исламских мастеров; весьма примечательно, что своих подлинных высот оно достигло в произведениях ткачей. Хотя коллекция занимает три этажа, за пару часов её можно осмотреть детально, а за полчаса – бегло ознакомиться с основными экспонатами.

Новое крыло Коптского музея (первый этаж)

Если вы входите на территорию музея со стороны улицы Мари Гиргис, то Новое крыло, построенное в 1937 году, оказывается прямо перед вами. Экспозиция первого этажа организована в хронологическом порядке, осматривать её следует, двигаясь против часовой стрелки из зала № 1. Второй выход из этого зала ведёт в сад, где находятся надгробия и похоронные стелы. Отсюда вы можете попасть на лестницу, ведущую к Водным воротам под Висячей церковью и наверх, в старое крыло.

Зал № 1, в центре которого стоит фонтан одного из старых домов квартала, демонстрирует языческие рельефы и статуи персонажей классической мифологии. Неправильные пропорции тела и слишком большие головы придают Афродите, Дафне, Пану и Леде скорее африканский, чем греко-римский вид. Плоские рельефы с двухъярусной композицией и разорванный фронтон с раковиной характерны для памятников протокоптского искусства.

Экспонаты в зале № 2 отражают сдвиг в сторону христианского символизма, имевший место с третьего века. Древнеегипетский знак-анх трансформируется в крест с петлёй, а изображения настоящих крестов появляются на фронтонах и сосуществуют с ястребами Хора на капителях с плетёным орнаментом.

Коптское искусство достигло расцвета в VI-IX веках, примером чему служат каменная резьба и фрески из монастыря Бавит около Асьюта. По центру правой стены зала № 3, в роскошной апсиде изображён Христос на троне, окружённый существами из Апокалипсиса, изображениями луны и солнца; ниже – Богоматерь с младенцем с апостолами, похожими на простых современных египтян.

В зале № 4 (этот раздел экспозиции обозначен как «Разное») обратите внимание на фигуру орла справа – это раннехристианский символ воскресения, как и павлин. Зал № 5 также заполнен самыми разнообразными объектами, самым привлекательным из которых является резная раскрашенная капитель с изгибающимся орнаментом из листьев: этот мотив был позаимствован у греков и римлян, но, по-видимому, для коптов был лишён какого-либо символического смысла.

В зале № 6, посвящённом памятникам из монастыря Святого Иеремия в Северной Саккаре, вы пройдёте перед рядом капителей с декором из листьев аканта и виноградных лоз, которые переплетаются с древнеегипетскими мотивами пальмовых листьев и лотосов. В конце зала стоит самый ранний из известных нам каменных амвонов, возможно, выполненного под влиянием тронов для празднества хебсед из похоронного комплекса Джосера.

На фреске справа от него, как и в апсиде из Бавита, можно уловить едва ощутимое сходство Девы Марии и Исиды. Другие примеры преемственности в иконографии можно увидеть в углу зала № 7: фриз с изображением сбора винограда (излюбленная тема изображений в гробницах древнеегипетских вельмож), небольшая фигура льва, похожая на сфинкса, между двумя стилизованными изображениями того же животного.

Зал № 8 переходит к библейским сценам (Авраам и Исаак, Христос и ангелы) и фризам с изображениями животных в обрамлении растений – этот мотив был впоследствии воспринят фатимидскими резчиками по дереву. Войдя в зал № 9 вы увидите справа панно X века из Умм аль-Биргат (в Файюме), на которой изображены Адам и Ева до и после грехопадения: во второй сцене Адам обвиняет Еву, а змей в это время наслаждается подобной развязкой. В центре зала стоит изящная капитель, украшенная переплетением стеблей папируса и лотоса: полая изнутри, эта капитель служила купелью для крещения.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, вы пройдёте к стендам с остраконами (надписанными черепками и обломками камня, костей и дерева) и рукописями из монастырских скрипториев, среди которых несколько листов папируса с текстами из гностических Евангелий из Наг-Хаммади. 1200 страниц этой рукописи проливают свет на историю раннего христианства и его мистической традиции. Евангелия (переведённые с греческого на коптский) были, по-видимому, спрятаны во время преследований гностиков в IV и V веках; крестьяне откопали запечатанный кувшин в 1945 году.

Пройдя по часовой стрелке из зала № 10 в зал 11, вы увидите у входа полотенце, возраст которого – 1600 лет, и древнейшую книгу с сохранившейся обложкой. Дальше начинается коллекция текстильных изделий. Начиная с III-IV веков коптские ткачи (в основном женщины) использовали различные техники и достигли высокого уровня мастерства. Узоры гобеленов и ворсовых тканей представляют собой смесь антропоморфных форм с фигурами птиц и растительными мотивами. Туники украшались поясами и пряжками. В зале № 12 выставлено роскошное шёлковое платье, расшитое сценами из «Деяний апостолов», датируемое XVIII веком.

В зале № 13 представлены изделия из слоновой кости в александрийском стиле и более примитивные предметы из Верхнего Египта, а также подборка икон из Старого Каира, Асуана и оазиса Харга. Некоторые учёные считают, что переход от настенных изображений к иконам произошёл из-за необходимости скрывать культовые ценности от преследователей. В следующих трёх залах стоят витрины с металлическими изделиями – от крестов и курильниц до музыкальных инструментов и орудий труда.

В зале № 15 представлены короны патриархов, лампа, украшенная и христианским крестом и исламским полумесяцем, и фигура орла из крепости Вавилон. Верхний этаж завершается выставкой произведений нубийской живописи в зале № 17, собранных в 1950-1960-х годах в деревнях, которые должны были быть затоплены озером Насер. Как культ Исиды в древности, христианство в течение нескольких веков оставалось преобладающей религией в Нубии даже тогда, когда в самом Египте оно переживало упадок. Человеческие фигуры на этих произведениях более тёмные, с большими по размеру глазами и более круглыми головами, чем у коптов.

Старое крыло Коптского музея в Каире

Старое крыло, куда можно попасть из сада со скульптурами, может похвастаться ещё более красивыми потолками и решётками-машрабия. Слева от входа в зал № 22 находится подлинный алтарь XIV века и купол фатимидской эпохи из церкви Святого Сергия. В другом направлении находятся два зала, заполненные нубийской настенной живописью, плюс два тимпана из монастыря Бавит (зал № 23). За углом в разделе деревянных изделий выставлена подлинная ширма из церкви Святой Варвары.

Читать еще:  Популярные вопросы туристов о грузии

Фрагменты в следующей нише демонстрируют такую же смесь эллинской мифологии, древнеегипетского символизма и коптского натурализма, как и резьба по камню, выставленная в другом крыле, а на более поздних экспонатах можно увидеть сцены различных работ. Центральным экспонатом зала № 25 является панель с изображением въезда Христа в Иерусалим, происходящая из Висячей церкви.

В зале № 26 вместе с коптскими игрушками и домашней утварью представлены несколько портретных изображений – это более поздняя версия знаменитых файюмских портретов римской эпохи, выставленных в Египетском музее Каира. В дальнем правом углу находится замечательное раннекоптское распятие (одно из немногих сохранившихся), на котором одновременно изображены безбородый Христос, ястреб Хора и солнечный диск.

Византийское и Сасанидское (персидское) влияние заметно в фризах с охотничьими сценами и мифическими существами – мотивы, которые сохранялись и в исламские времена до реставрации суннизма. Кафедры епископов, выставленные в боковом помещении зала № 27 похожи на парадные троны богатых эмиров.

В последней секции Старого крыла выставлена керамика, сгруппированная по формам сосудов, а не по эпохам. Широко используются древние мотивы: рыбы, утки и растения. В конце зала № 29 выставлены фляги пилигримов с изображениями Святого Манаса между двух верблюдов. Среди более поздних предметов в зале № 30 находятся изделия из майолики, похожие на работы мусульманских горшёчников из Фустата, но с изображениями рыбы или креста. В заднем помещении выставлена небольшая коллекция стеклянных изделий.

Коптский музей в Каире

О музее

В египетской столице хватает достопримечательностей для любого искушенного туриста, но кроме известных музеев и археологических памятников древнего искусства есть в Каире еще один музей, который не так уж и известен широкому кругу приезжих. Это – Коптский музей, в котором хранится самое обширное в мире собрание произведений коптского искусства.

У многих, наверняка, возникнет вопрос: а кто же такие эти загадочные копты? Исследователи считают именно коптов прямыми потомками древних египтян. Они исповедовали христианскую веру и жили в Вавилоне Египетском, на территории которого впоследствии возник Каир.

Появление первых христиан в Египте относится к I веку, а массовое обращение в христианскую веру началось в III веке. На протяжении многих веков копты поддерживали чистоту свое веры, не вступая в браки с мусульманами. Слово «копт» образовано от искаженного греческого «айгюптос», что в переводе значит – египтянин. В коптской культуре удивительнейшим образом переплелись традиции и верования египтян, греков и христиан. До сих пор у коптов существует свой язык, на котором совершаются традиционные богослужения. Численный состав коптской общины в наши дни составляет около 10% от 80 миллионов жителей Египта.

Официальное открытие Коптского музея состоялось в 1910 году, его основателем и первым директором был Маркус Симайка Паша, который долгие годы занимался сбором и хранением артефактов коптской культуры. Кроме музейной деятельности он был значительным чиновником в Египетском управлении железных дорог, состоял в руководстве Совета коптской общины и в Комитете по защите памятников арабского искусства. В 1908 году коптский патриарх благословил Симайка на начало строительства музея, посвященного коптской культуре, на месте, которое изначально было выделено для возведения христианского храма. Место это примечательно тем, что неподалеку находятся несколько древних церквей, среди которых известная церковь Абу Серга (Святого Сергия), ставшая, по преданию, приютом для святого семейства во время спасительного бегства в Египет. Напротив музея расположена древняя башня, датируемая временами правления римского императора Траяна.

Фасад музея повторяет каирскую мечеть аль-Акмар, построенную в 1125 году, этим Симайка подчеркнул неразрывную связь с египетской культурой.

Интерьер музея также содержит некоторые элементы, являющиеся общими и для коптов, и для мусульман: окна оформлены с помощью резных деревянных панелей (машрабия), на потолках цветные витражи и росписи, во дворе замечательные фонтанчики, декорированные цветными камнями.

Изначально в основу экспозиции Коптского музея легла личная коллекция Маркуса Симайка, но вскоре сюда стали стекаться реликвии и артефакты, переданные церквями и монастырями со всех уголков Египта. Государственный статус Коптский музей получил в 1931 году, а в 1939 году в фонды музея поступила коллекция коптских памятников, переданная Египетским музеем.

Существенно расширялись фонды также за счет археологических раскопок. Для заметно увеличивавшейся коллекции музея вскоре понадобилось новое здание, и в 1947 году к основному зданию было пристроен еще один корпус. Тогда же перед центральным входом в Коптский музей появился бюст Маркуса Симайки, выполненный замечательным русским архитектором, жившим в Египте, Борисом Фредманом-Клюзелем.

Экспозиции музея

На данный период в фондах музея содержится 16 тысяч экспонатов, а 29 экспозиционных залов демонстрируют посетителям 1200 экспонатов, которые относятся к периоду становления христианства в Египте. Здесь можно ознакомиться с иконами и фресками, архитектурными элементами и гобеленами, церковной утварью и старинными манускриптами.

Наиболее ранний экспонат датирован II веком, и представляет собой каменную стелу из Ком Абу-Билло изображающую воскрешение Христа, в которой удивительным образом соединились древнеегипетская и христианская символики. Интересны также и две иконы, изображающие святого Христофора с головой шакала, как у древнеегипетского Анубиса. Легенда гласит, что Христофор был прекрасен лицом и, дабы избежать соблазнов, просил у господа звериную голову.

Целый экспозиционный зал посвящен в музее «Библиотеке из Наг-Хаммади», получившей название от названия селения, в котором была найдена. В 1945 году в этом районе было обнаружено более тысячи рукописных папирусных листов, которые хранились в глиняном горшке, обернутые кожаным футляром. Тексты, датируемые 4 веком, являют собой переводы греческих книг на коптский язык. Эта находка произвела фурор в мировом сообществе историков и теологов, ведь собрание состоит из 53 сочинений древних гностиков, учения которых подвергались гонению как католической, так и коптской церковью. Прочтение этих трудов помогло ученым более точно понять процесс возникновения и формирования христианства, не только в Египте и Ближнем Востоке, но и по всему миру.

Но в экспозициях Коптского музея отображена не одна лишь религиозная тематика, здесь посетителям предлагается ознакомиться с образцами коптского ткачества, вышивки, золотого шитья.

Самые древние ткани, украшенные тематикой греческой и римской мифологий, датируются 4 веком. Замечательно сохранились и золотые монеты 7 века, а также великолепная бронзовая скульптура орла, изготовленная в 3-4 веках.

Посетителям

  • Международное название: Coptic Museum in Cairo;
  • Адрес: г. Каир, 3 Шариат Мар Гиржи;
  • Как добраться: Доехать до музея можно на метро, ближайшая станция «Mar Girgis»;
  • Телефон: 20 (2) 3639-742;
  • Режим работы: ежедневно, с 09:00 до 17:00;
  • Сайт: www.coptic-cairo.com;
  • Стоимость билета: взрослый 0,1-2 евро, студенты 0,05-1 евро.

В музее запрещена съемка без специального разрешения.

Коптский музей в Каире

Коптский музей в Каире

О красоте и своеобразии культурных памятников Египта, которыми он славился еще в глубокой древности, написано немало. Но, кроме поражающих воображение пирамид, статуй и храмов, в долине Нила есть много сооружений, которые, может быть, кажутся более скромными. Их строителями были копты — египтяне, исповедовавшие христианство. Слово «копт» происходит от слова «Айгюптос» — греческого названия Египта.

Копты — христиане особые. Первым христианским монахом-отшельником был Антоний, который жил сначала в пещере неподалеку от Бени-Суэйфа, на берегу Нила. Двадцать лет провел он в полном одиночестве, лишь дважды в год отшельнику приносили съестные припасы.

Со временем о нем пошла молва, и к его пещере стали стекаться люди. Тогда Антоний перебрался на другой берег Нила, подальше от человеческого жилья. Но и здесь от гостей не было отбоя. Отшельник-анахорет был не только искусным проповедником, но и занимался врачеванием народ из ближайших селений шел к нему за исцелением духовным и физическим. Некоторые из пришедших захотели поселиться рядом с ним Антоний не возражал. Так, к началу IV века сложилась первая христианская монашеская община.

Читать еще:  Майорка кан пастилья что это

Среди арабской части населения копты представляли не очень влиятельную группу. Члены ее жили замкнутым обществом и часто подвергались всевозможным ограничениям. Коптские монахи обязаны были носить особый знак (черные шапочки с четырьмя желтыми крестами), их одежда как вообще вся одежда коптов) должна была отличаться от мусульманской, ездить верхом им разрешалось только на ослах и мулах.

Христианские храмы коптов разрушались, а сами они зачастую насильственно обращались в мусульманство. Это неизбежно порождало вражду, которая длилась столетиями, превращаясь иногда в кровавые и оскорбительные для обеих сторон столкновения. Постоянная опасность репрессий со стороны арабов заставила коптов строить свои монастыри и храмы в отдаленных и неприступных местностях. Используя инженерные знания своих предков, они придавали им вид угрюмых крепостей.

Когда мир начал интересоваться античностью, возник интерес и к наследию коптов, но сначала к нему обратились лингвисты. Язык коптов — наследник древнеегипетского, на нем говорили жители долины Нила в первые века христианства. В 1636 году иезуит Атанасий Кирхер опубликовал исследование о коптском языке, на котором в то время говорили еще в некоторых деревнях Верхнего Египта, а в 1644 году он издал коптско-арабский словарь.

О самобытной архитектуре коптов заговорили значительно позднее, почти до конца XIX века археологи и египтологи не занимались христианским Египтом. Никто даже не помышлял о том, чтобы собрать и сохранить памятники коптского искусства. Даже знаменитый Шампольон, расшифровавший египетские иероглифы, во время раскопок в Луксоре, обнаружив великолепную коптскую церковь, не обратил на нее никакого внимания. Он даже не посчитал нужным упомянуть о ней в своем докладе Департаменту древностей.

Но в 1881 году директором Департамента древностей становится Гастон Масперо, и именно ему человечество обязано тем, что хоть часть коптского искусства дошла до нас. Гастон Масперо принял решение включить в программу археологических исследований и наследие коптов. И уже к 1893 году было собрано немало надгробных памятников, положивших начало Коптскому музею в Каире.

Под руководством Г. Масперо были организованы широкие археологические раскопки, и вскоре ученые обнаружили монастыри святого Иеремии в Саккара и Апа-Аполло (Верхний Египет).

Самые старые коптские сооружения проектировались и возводились без участия архитекторов: просто священник рисовал на песке эскиз, а потом расставлял строителей по местам. Полная свобода предоставлялась мастерам, которые занимались отделочными работами. В меру своего вкуса и умения они переносили (по памяти) на стены христианских храмов «языческие» росписи Александрии. Только одно правило соблюдалось неизменно: церковь должна была иметь неф (или удлиненный зал), который заканчивался бы нишей, образующей апсиду.

В главной и старейшей церкви монастыря святого Антония расчищенные фрески сияют яркими красками. Написаны они в традиционной коптской манере — плоские, несколько схематичные, с пренебрежением к деталям, а подчас и с нарушением пропорций. Но такова многовековая традиция, сложившаяся не без влияния искусства времен фараонов: Вообще фрески в коптских церквах — явление довольно редкое. Чаще всего их беленые стены украшены иконами, а в соборе святого Марка они и вовсе голые.

Коптский музей в Каире был основан в 1908 году Марком Симаин-пашой как музей коптской патриархии. Сюда были собраны памятники из коптских монастырей и церквей, а в 1939 году для Музея было выстроено новое здание, которое впоследствии было расширено.

В Коптском музее сейчас выставлен фрагмент деревянного портала из церкви в Старом Каире, на котором изображен «Въезд Христа в Иерусалим». Здесь же находится и фрагмент многокрасочного занавеса с изображением эфиопа, играющего на свирели.

Следует отметить, что в коптских монастырях процветали различные ремесла, особенно было развито ткачество. На стене одного из монастырей археологи нашли инструкцию, в которой указаны размеры различных видов одежды. Туники, которые носили копты (и некоторые из которых находятся в экспозиции Музея), украшались орнаментом и вставками с вытканными на них сценами из Библии и античной мифологии.

Коптский художник обычно сам не создавал оригинальных композиций, а использовал в своем творчестве старые сюжеты из древних росписей, картин и мозаик, которые тогда еще сохранялись во многих районах Египта. Поэтому на примере коптских тканей (созданных еще до арабского завоевания и образцы которых тоже представлены в Музее) можно лучше всего проследить, как даже после победы христианства в прикладном искусстве продолжают применяться достижения египтян и эллинов. Особенно четко это наблюдается в ранних тканях (VI–V века до н. э.).

Близок к александрийскому искусству фрагмент ткани с изображением нереиды — морской нимфы. Здесь на темно-голубом фоне помещена обнаженная фигура с плоским сосудом в левой руке. Волосы ее украшены желтой резьбой, в центре которой прикреплен драгоценный камень. На шее нимфы висит цепь с амулетом.

На этой ткани есть очень интересный мотив широко распространенного в античном искусстве рога изобилия, который со времен первых Птолемеев встречается в работах египетских художников. Фрагмент этой ткани мог бы стать жемчужиной Коптского музея, но он был вывезен из Египта и теперь находится в Кливлендском художественном музее.

Особый интерес представляет ткань с изображением всадника, убивающего копьем дракона. У коптов было несколько «конных» святых — Фиваммон, Сисинний, Феодор, Георгий Победоносец и архангел Михаил. Сюжет борьбы конного воина с чудовищем (которое иногда принимает облик крокодила) встречается и на ранних коптских стелах. На всемирно известной стеле можно видеть такого всадника, облеченного в одежду римского легионера, но с головой египетского бога Гора, который уже во времена Древнего царства изображался в виде сокола. В древнеегипетской мифологии рассказывается о поединке Гора с гиппопотамом (или крокодилом), и именно этот сюжет был превращен христианским искусством в распространенный мотив борьбы святого Георгия со сказочным чудовищем. К сожалению, эта стела тоже украшает не Коптский музей, а парижский Лувр.

На многих коптских тканях помещалось изображение Богоматери с младенцем Христом. Фигура женщины, держащей ребенка на руках, была широко распространена в искусстве Древнего Египта. Изображения матери с сыном имели культовые значения. Как правило, это были статуэтки с изображением богини Исиды с сыном Гором. Христианство смогло покончить с культом Исиды, только передав ее функции Марии, в облике которой был воплощен идеал Великой матери божественного сына.

На примере коптского искусства, образцы которого (несмотря на то, что многое было вывезено в другие страны) сосредоточены в Коптском музее в Каире, можно наглядно проследить, как в творчестве коптов проявилась удивительная сила и стойкость древних традиций, как в их скромных, но не лишенных своеобразного изящества тканях живут старые образы, красоту которых не могло уничтожить беспощадное к памятникам искусства время.

Для пополнения своих коллекций Музей проводит постоянные археологические экспедиции, В настоящее время его в отделах выставлено несколько тысяч экспонатов, найденных в различных районах страны. Большой раздел Музея отведен каменным скульптурам — прекрасным капителям колонн, украшенным листьями аканфа и виноградными лозами. Здесь же выставлены капители в виде плетеной корзины, а также резные алтари, надгробные плиты и рельефы.

Копты были необыкновенно искусны в резьбе по дереву. Всемирной известностью пользуется выставленная в Музее дверь, перенесенная из церкви святой Варвары, на которой вырезаны Иисус Христос и апостолы.

Гордостью Музея является и собрание произведений коптской письменности — молитвенники, жития святых, древнейшие списки Библии и Евангелий. Однажды в районе Верхнего Египта из земли были извлечены папирусы, завернутые в кожаную обложку. В них находилось пять древних гностических произведений — частично известных по фрагментам или цитатам христианских авторов, а частично встреченных впервые. Они попали в Коптский музей, но ученые сразу же задались вопросом: все ли находки попали в Музей целиком? Из истории известно, что многие из них делятся на части и потом распродаются. Стали справляться у местного антиквара, который продал рукописи Музею, но он всячески хотел запутать поиск, толкал ученых на ложный след, сообщал заведомо ложные сведения. По одной версии, ему самому папирусы попали от крестьян, которые часть их использовали как топливо, а другую продали торговцам в Каир.

Читать еще:  Как из россии переехать в канаду на пмж полезные рекомендации

Вот тогда-то и возникла опасность, что из Каира рукописи уплывут за границу, что впоследствии и случилось: один кодекс был продан в Швейцарию — в Цюрихский институт Юнга. Двенадцать других кодексов — книги из древней библиотеки гностиков, которые создавали их еще во II веке, — стали собственностью Коптского музея.

Вопросы, которые разрабатывали гностики в своей философии и которые нашли отражение в их произведениях, были следующие: Каково происхождение Вселенной, мира и всего, что есть в мире? В каком отношении друг к другу стоят дух и материя? В чем причина и корень зла, господствующего в мире?

Наряду с религиозными трактатами, находка содержала евангелия, послания, апокалипсисы — все то, что мы находим и в Новом завете. Но это были запрещенные церковью «еретические» произведения: Евангелие Фомы, Евангелие Филиппа, Евангелие Истины, Послание Евгноста и другие. Некоторые из них были известны и ранее, но лишь по названиям или небольшим отрывкам. Теперь ученые имеют возможность конкретно изучать процесс формирования многих неканонических христианских произведений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Коптский музей Каир: история, описание, экспонаты, фото

Здание Коптского музея

  • Билет: 110 EGP
  • Адрес: Улица и станция метро Мари Гиргис
  • Открыто: ежедневно с 09:00 до 16:00
  • Посетители на колясках: нет
  • Вид тура: История Египта
  • Фотосъемка: разрешено

Коптский музей

Этот небольшой музей с удивительной коллекцией почти не известного Коптского искусства расположился в стенах Римской крепости Вавилон, одной из самых известных и больших, сохранившихся на территории Египта.

Историческое значение

Место, где стоит настоящий музей, очень важно с исторической точки зрения, поскольку оно тесно связано с началом христианства в Египте. Музей расположен в стенах значимой римской крепости Вавилон, самой известной и самой большой из остатков Римской империи в Египте и которая, скорее всего, была построена Императором Трояном в начале II века на руинах старой крепости, приписываемой персам и имеющей одно и то же имя. Также говорится, что император Аркадий добавил к зданию в IV веке. Значительная часть оригинальных зданий крепости и их башен все ещё видна.

Огромные группы христианских древностей были собраны и хранились в одном из залов, соседствующих со старой «висячей церковью» в Старом Каире. Моркос Симайка Паша, ревностный коптский деятель, решил, что для размещения этих важных исторических реликтов следует построить специальное здание, и благодаря его постоянным усилиям в 1910 году был создан Коптский музей . Он должен был получать любой предмет или документ, который мог бы быть полезными для изучения истории христианства в долине Нила. Основателю помогали собирать коллекцию некоторые коптские знатоки и друзья искусства разных вероисповеданий и национальностей.

Первый музей

Первое здание музея было создано на земельном участке, принадлежащем коптскому патриархату, который был любезно предоставлен в распоряжение основателем Патриархом Кириллом V, который также разрешил использование древних деревянных изделий и других украшений, таких как потолки, машрабеи, мраморные колонны, фонтаны и мозаики, привезённые с руин древних особняков, принадлежащих коптской общине.

Коптский музей оставался достоянием коптского патриархата до 1931 года. Затем правительство, признав его большое значение как представляющий определённый период в истории Египта, приняло срочные меры, чтобы прикрепить его к государству. В 1937 году из-за неуклонного роста коллекции музея было построено новое крыло в том же стиле старых зданий. В 1939 году великолепная коптская коллекция египетского музея была перенесена в музей в Старом Каире.

Старое крыло

Оно состоит из 2 этажей с 14 залами на каждом из них и выходит на небольшой сад, украшенный колоннами. Старое крыло было построено путём включения в его структуру окон с машрабея (окна с резными деревянными решётками), потолков и глазурованной плитки, взятых из заброшенных коптских домов.

В музее восемь разделов, расположенных в хронологическом порядке, чтобы посетители могли оценить развитие коптского искусства на протяжении веков. К ним относятся скульптура и фрески; древний текстиль; иконы, слоновая кость и кости; изделия из дерева; слесарный раздел; рукописи; керамика и стекло; Эфиопские приобретения.

Коптский музей обладает большой коллекцией стел, которые были обнаружены в разных местах в Египте. Большинство стел выполнены из известняка и имеют коптские тексты, представляющие собой молитвы. Здесь можно найти коптские писания, символы, личные имена и названия городов и деревень.

Коптская керамика процветала до 13 века, в разных монастырях и церквях в большом количестве использовались большие банки различного вида. В музее теперь выставлена ​​большая коллекция ламп. Некоторые из них сделаны из остеклённого синего или зелёного фаянса. Рядом мы находим колбы под названием Сен-Менас. Паломники в церковь Св. Менаса использовали их во время своих посещений.

Коллекция стекла в музее небольшая, хотя стекольная промышленность процветала в коптскую эпоху, особенно в монастыре Вади-эль-Натрон. В музее представлено несколько бокалов из непрозрачного стекла, флаконы с духами, подсвечники, лампы и прозрачные стеклянные чашки позднего периода.

Библиотека

Музей располагает великолепной библиотекой, снабжённой множеством деревянных шкафов, выполненных с использованием панелей, инкрустированных слоновой костью, таким образом, что соответствует атмосфере того периода. Коптская любовь и интерес к приобретению манускриптов и библиотек — старые традиции, переданные от своих древних предков, фараонов. Вряд ли был монастырь или церковь без библиотеки, хранящей различные рукописи. В 1931 году правительство провозгласило присвоило музей государственной собственностью и снабдило его специальной библиотекой, которая в дополнение к важным рукописям, разбросанным в монастырях и церквях, должна была содержать коллекцию современных работ по египетской и коптской истории. Для размещения этой библиотеки было создано просторное крыло в южной части музея. Теперь библиотека содержит более 6000 томов рукописей и печатных книг, посвящённых всем разделам знаний и истории на многих языках.

Нубийские древности

В 1963-64 годах во время кампании по спасению Абу-Симбеля голландская миссия раскопала участок, расположенный примерно в 3,5 км к северо-востоку от храма, известный как место Абдаллы. На участке были обнаружены постройки, покрытые песком до более чем половины своей высоты. Миссия обнаружила церковь на стенах которой были видеы 23 фрески. Эти фрески, покрывавшие 30 квадратных метров стены церкви, были спасены командой египетских экспертов. Поскольку фрески имеют бесценный интерес, было решено выставлять их выборочно в музее в специальной комнате с другими нубийскими древностями. Было отобрано восемь наиболее важных. Вот некоторые из них: Рождество, Христос в маленькой мандолье, Всадник.

Среди других нубийских древностей в этом зале — керамика и рукописи на пергаменте, одежда и кожа. Самое интересное — это небольшая книга из 17 страниц, написанная на Нубийском Коптском. На одной из страниц есть рисунок крокодила, древнего египетского бога Собека, что показывает непрерывность влияния язычества в христианской нубии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector