18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История любви в камне

Тадж-Махал: история любви, запечатленная в камне //05.05.2009

Тадж-Махал – невероятной красоты дворец, расположенный в городе Агре, на берегу индийской реки Ямуны. Грандиозное здание привлекает миллионы туристов и является неофициальным символом Индии. Кроме того, оно давно было признано одним из новых чудес света. По своей загадочности Тадж-Махал можно сравнить только с египетскими пирамидами…

Пока смерть не разлучит нас

Во всем мире Тадж-Махал в первую очередь известен как памятник вечной и верной любви. И сами индийцы, и приезжающие посмотреть на прекрасный дворец придерживаются той точки зрения, что грандиозное сооружение было построено могольским шахом Джаханом в память своей погибшей жены Мумтаз Махал. Именно об этом повествует главная легенда Тадж-Махала.

Моголы, гордые потомки великого Чингисхана, в XVII векесоздали могущественную империю в северной части Индии. Правителем именно этого народа являлся сильный и богатый шах Джахан. Предметом гордости шаха был огромный гарем. Однако, несмотря на то, что его окружало много женщин, ни одна из них так и не смогла покорить сердце могущественного шаха. Джахана безумно печалило то, что, будучи уже зрелым мужчиной и отцом многочисленных детей, он так и не испытал в своей жизни пламенной страсти и горячей любви. Властитель и не догадывался, что чувство это настигнет его совершенно неожиданно на одном из городских рынков. Покорительницей могущественного шаха стала бедная девятнадцатилетняя девушка Арджуманад Бену Бегам, поразившая Джахана своей неземной красотой. Позже шах даже назовет ее «Мумтаз Махал» («Украшение дворца»). Поэтические источники того времени утверждают: правитель моголов так сильно полюбил свою новую жену, что для него перестали существовать все остальные девушки гарема. Кроме того, Мумтаз Махал стала первой в истории страны женщиной-советником и участвовала в принятии законов и важных государственных решений.

Шах Джахан даже брал любимую жену с собой, уезжая на войну, хотя женщинам было строго запрещено находиться на поле военных действий. И все же ради возлюбленной правитель моголов решился нарушить все правила, настолько невыносима была мысль о разлуке.
За семнадцать лет совместной жизни Мумтаз родила мужу тринадцать наследников! Беда пришла с очередной беременностью, роды были настолько сложными, что Мумтаз Махал так и не оправилась. Смерть жены превратила шаха из сильного здорового мужчины в седого старика с лицом, изрытым морщинами! Современники считали, что Джахан помешался от горя. Последовавшие позже приказания о начале грандиозного строительства только убедили их в этом.

Ворота в рай

Историки, работающие с литературными источниками, утверждают, что архитектором самого большого мавзолея в мире был не кто иной, как сам Джахан. Жители Агры приходили в изумление о того, что затеял их правитель. Он заявлял, что строит не только усыпальницу для своей жены, но и ворота, ведущие в рай! Приближенные стали всерьез беспокоиться за душевное здоровье Джахана. Но его никак нельзя было остановить. По приказу шаха в Агру доставлялись тонны лучшего белого мрамора, китайская бирюза, русский малахит, сиамские рубины исапфиры. По окончании строительства перед жителями города предстал почти сказочный дворец. Утром усыпальница, казалось, источала нежно-розовые лучи, днем – ослепляла белизной, при свете луны – превращалась в хрустальный замок! Поневоле поверишь, что это настоящие ворота в рай. Однако удовольствие обошлось жителям Агры очень дорого. Денег не осталось вовсе, появилась угроза голода, но Джахан не обращал на это никакого внимания. Мало того, он приказал начать строить усыпальницу из черного мрамора для себя самого. Приближенные приходили в ужас от новых распоряжений своего правителя.

Тогда старший сын Джахана принц Аурангзеб заточил отца в крепость Агры, мотивировав свой поступок угрозой разорения и обнищания страны. Так великий правитель моголов шах Джахан вынужден был провести остаток жизни в заточении, любуясь своим творением из окон темницы.

Махал, Тадж-Махал

Никому доподлинно неизвестно, как великолепный дворец-мавзолей получил свое имя. Филологи-лингвисты придерживаются того мнения, что название Тадж-Махал имеет персидское происхождение. А официальным языком при дворе правителя моголов был именно персидский. Главная легенда гласит, что Джахан дал дворцу имя своей жены, немного изменив его. «Мумтаз Махал» – украшение дворца, «Тадж Махал» – корона дворца, или иначе корона царства.

Некоторые ученые считают, что название дворец получил от храма бога Шивы «Теджо Махалая». Шах мог трансформировать имя храма и использовать его для мавзолея в религиозных целях.

Ученые уверены: Джахан ни при чем

За последние годы образовалась крупная оппозиция ученых,которые противопоставляют свои исследования общепринятой точке зрения на историю Тадж-Махала. Эта группа историков утверждает, что здание было создано вовсе не в XVII веке и не шахом Джаханом! Они руководствуются, главным образом, результатами углеводородного анализа, который показал, что здание мавзолея аж на три сотни лет старше известного правителя моголов. К тому же исследователи не обнаружили никаких упоминаний о строительстве в письменных источниках того времени. Могли ли летописцы просто забыть упомянуть о таком глобальном строительстве? Историки сильно сомневаются в этом…

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА
История любви, запечатленная в камне

В Агре, на берегу индийской реки Джамна, возвышается белоснежный дворец. Массивный и одновременно воздушный, он словно выткан из камня, вызывая восхищение каждого, кто видит его. Это архитектурное совершенство привлекает миллионы людей со всего мира. Отражаясь в неподвижной глади канала, незабываемый Тадж-Махал будто парит над землей.

Величественный Тадж-Махал, неофициальный символ Индии, по праву признан новым чудом света. Он считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной и чистой любви. История его строительства похожа на сказку, не менее удивительную, чем сам дворец.

К XVII столетию в северной части Индии существовала могущественная империя моголов, потомков Чингисхана, которой руководил богатый и сильный Шах-Джахан. У правителя, как водится, был многочисленный гарем. Но ни одна из наложниц не могла завоевать сердце шаха. Лишь в зрелом возрасте, будучи многодетным отцом, он наконец-то смог найти свою любовь. Проходя по городскому рынку, Шах-Джахан увидел молодую девушку неземной красоты. Юная Арджуманад настолько покорила правителя, что он совершенно забросил гарем. Все свое время Шах-Джахан стал посвящать прекрасной возлюбленной, которую с восхищением называл Мумтаз Махал («Украшение дворца»).

Ворота в рай

Новая жена стала первой женщиной в истории страны, которая участвовала в государственных советах и вместе с мужчинами принимала важные решения. Вопреки всем запретам Шах-Джахан повсюду возил свою жену. Не желая расставаться с ней, он даже брал ее с собой на войну. Супруги прожили счастливые семнадцать лет, за которые Мумтаз Махал родила тринадцать наследников. Но четырнадцатая беременность оказалась роковой. Мумтаз так и не смогла оправиться от сложных родов и вскоре умерла. Опустошенный Шах-Джахан сразу постарел на десяток лет и чуть не сошел с ума от горя. О его возможном помешательстве заговорили еще больше, когда правитель объявил о желании начать грандиозное строительство. Он утверждал, что построит для своей жены усыпальницу, которая станет настоящими воротами в рай.

Образцом для вдохновения послужила усыпальница могольского императора Хумаюна в Дели, построенная в знак вечной любви жены к мужу. Многие историки полагают, что проект Тадж-Махала — самого большого в мире мавзолея — создавал сам Шах-Джахан. Для строительства был выбран участок к югу от Агры. В обмен на эту землю падишах подарил ее владельцу, махарадже Джай-Сингху, роскошный дворец в центре Агры.

На участке был вырыт внушительный котлован, который заполнили грязью для уменьшения сыпучести почвы. Площадка была поднята на 50 м выше уровня реки. Вместо традиционных строительных лесов из бамбука рабочие возвели большие кирпичные опоры вокруг будущей усыпальницы. После завершения строительства понадобилось несколько лет, чтобы демонтировать эти действительно огромные леса. Крестьянам даже разрешили уносить разобранную кирпичную кладку, что значительно ускорило процесс.

Читать еще:  Лучший отдых за границей

Для того чтобы подвозить к площадке строительные материалы, прорыли 15-километровую траншею. Связки из тридцати волов тянули мраморные блоки на специально сколоченных телегах. Также была создана система резервуаров, подающих необходимую воду из реки в канал и к комплексу. Постамент и усыпальница были возведены за 12 лет. Еще десять лет понадобилось для завершения остальных частей комплекса. Общая стоимость строительства превысила 32 млн рупий — по тем временам баснословная сумма.

Элегия в мраморе

При возведении комплекса использовались строительные материалы со всего мира. Более тысячи слонов свозили тонны белого мрамора, сиамские сапфиры и рубины, китайскую бирюзу и русский малахит. Всего в мрамор было инкрустировано 28 типов драгоценных и полудрагоценных камней. На стройке без устали трудились 20 тыс. рабочих из северных регионов Индии. Кроме того, из Турции и Ирана были выписаны резчики по камню, из Бухары — скульпторы, из Персии и Сирии — каллиграфы.

Основной мавзолей был закончен в 1648 году. Перед местными жителями возвышался сказочный дворец. На рассвете он окрашивался в нежный розовый цвет, а днем буквально ослеплял белизной. Сама усыпальница представляла собой симметричное здание высотой 74 м с арочным проемом, увенчанное массивным куполом. По четырем углам были расположены минареты. Они слегка наклонены в сторону, чтобы в случае падения не повредить главное здание.

Мраморный 35-метровый купол является одной из самых эффектных частей Тадж-Махала. Его форму подчеркивают четыре меньших купола, размещенные по углам. На куполах — позолоченные фигуры, выполненные в персидском стиле. Фигура на главном куполе изначально была из золота, в XIX веке венец заменили точной копией из бронзы.

Настоящим произведением искусства является оформление экстерьера Тадж-Махала. Вся внешняя поверхность мавзолея украшена декоративными элементами, созданными с помощью штукатурки, красок, резных фигур и каменных инкрустаций. Элементы сгруппированы в различные символы и растительные мотивы. Повсюду, особенно в постаменте, мечети, минаретах и на поверхностях могилы, используются абстрактные формы. На более низких уровнях комплекса нанесены цветочные орнаменты, переплетенные виноградными лозами. Отполированные изображения инкрустированы яшмой, желтым мрамором, нефритом и другими камнями. В качестве декоративных элементов на Тадж-Махал нанесены и выдержки из Корана. На воротах у входа в парковой комплекс можно увидеть отрывки из суры «Заря»: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди c моими рабами. Войди в мой рай!»

Внутренний зал Тадж-Махала — идеальный восьмиугольник, тоже богато украшенный камнями. Пространство разделяют восемь больших арок. Центральные арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорными окнами. Через эти окна и другие специальные отверстия внутрь попадает свет. К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад с искусственным каналом в центре, в воде которого отражается усыпальница. При Шах-Джахане в саду были высажены сотни плодовых деревьев и самые изысканные сорта роз. На создание сада падишаха вдохновили роскошные парки персидских шейхов.

Шах-Джахан не жалел денег на строительство усыпальницы. Его не волновало, что казна пустела, а народ голодал. Более того, он вознамерился возвести на другом берегу Джамны еще одну величественную гробницу из черного мрамора — уже для себя. И это стало последней каплей.

Жемчужина Индии

Вскоре после завершения строительства Тадж-Махала старший сын Шах-Джахана, принц Аурангзеб, сверг отца и заточил его в Красном форте в Дели. Свой поступок он объяснил нависшей над страной угрозой разорения и обнищания. Остаток жизни Шах-Джахан провел в заточении. Легенда гласит, что из окон камеры он целыми днями смотрел на свое белоснежное творение, но историки свидетельствуют, что это выдумка. После смерти Джахана похоронили в Тадж-Махале, рядом с любимой женой. Мусульманские каноны запрещают художественное оформление могил. Поэтому тела Мумтаз Махал и Шах-Джахана помещены в простой склеп, а их лица повернуты к Мекке. Гроб Мумтаз инкрустирован драгоценными камнями. На надгробии расположены каллиграфические надписи, восхваляющие ее. Надгробный памятник Шах-Джахана расположен рядом. Это единственный ассиметричный элемент во всем Тадж-Махале, так как он был достроен позже.

У новых правителей не было особого желания, да и не хватало денег поддерживать Тадж-Махал в хорошем состоянии. Постепенно комплекс начал ветшать, при англичанах-колонизаторах этот процесс усугубился. К середине XIX века мавзолей утратил свое сакральное значение, став местом отдыха и развлечений. На террасе устраивались танцы, а мечеть с гостевым домом арендовали молодожены.

Англичане, как, впрочем, и индусы, безжалостно высекали драгоценную отделку из стен Тадж-Махала. Они растаскивали богатые ковры и гобелены и даже уносили серебряные двери. Доходило до того, что отдыхающие брали с собой молоток и долото, чтобы было сподручнее извлекать сердолики и агаты из каменных цветов комплекса. А в 1830 году лорд Уильям Бентинк, занимавший пост генерала-губернатора Индии, вообще решил демонтировать Тадж-Махал, чтобы продать мрамор. От разрушения архитектурный шедевр спало только отсутствие потенциальных покупателей.

В 1857 году комплекс пострадал во время индийского восстания, а к концу XIX века окончательно пришел в упадок. Могилы были осквернены вандалами, некогда ухоженная территория быстро заросла.

В 1899 году вице-королем Индии был назначен Джордж Натаниэл Кёрзон. Он уделял много внимания проблеме сохранения древних индийских памятников. Именно под его руководством началась масштабная реставрация комплекса, завершившаяся в 1908 году. Был отремонтирован дворец, восстановлены каналы и сад.

После реконструкции Тадж-Махал обрел былую славу, но не перестал страдать от человеческих рук. По мере того как разрасталось население Агры, экология города неумолимо ухудшалась. К концу XX века из-за загрязнения Джамны возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах мавзолея появились трещины, здание начало оседать. А из-за загрязнения воздуха Тадж-Махал стал терять свою белизну. Ежегодно с его стен приходится счищать желтый налет. Правительству Индии пришлось принимать срочные меры, закрывая в городе вредные производства и расширяя природоохранную зону. Однако полностью справиться с разрушительным воздействием окружающей среды пока не удается.

И все же этот образец могольской культуры, сочетающий в себе элементы индийской, исламской и персидской школ, не перестает восхищать. В 1983 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «жемчужина мусульманского искусства в Индии». Тадж-Махал ежегодно привлекает более 3 млн туристов, являясь одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. Большинство предпочитает посещать комплекс с октября, когда в Индии устанавливается относительно прохладная погода. Особенно прекрасен Тадж-Махал в период полнолуния, когда он открыт для ночного посещения. Безмятежная красота дворца, сияющего под лунным светом, остается в памяти на всю жизнь.

Тадж-Махал: история любви, воспетая в камне

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.

Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Читать еще:  Куда поехать осенью на кавказе

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары — хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом.

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, — если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, — отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, — в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, — но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» — Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, — но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, — этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» — Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, — прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий:

Подписывайтесь на обновления моего блога в жж, в твиттере и в вк.

Учение любви в камне

Индийская деревушка Кхаджурахо известна тем, что здесь находится группа величественных храмов. Ничем не приметное место вдруг стало известным благодаря скульптурным композициям на тему отношений между мужчиной и женщиной. В действительности, они высечены таким искусным образом, что создается впечатление, будто они созданы с божественной помощью. Издали эта группа храмов поражает своим величием, но чем ближе подходишь, тем более притягательным становится это место.

Легенда о Чандравармане

По легенде, однажды ночью прекрасная дочь Брамина, Хемавати, совершала омовение в реке. Бог Луны Сома не устоял перед ее красотой и предстал в образе красивого юноши. Соблазнив ее, он предсказал, что она родит сына и тот станет великим правителем. Так и случилось, но перед этим девушке пришлось скрыться от гонений местных жителей. Она сама воспитала сына и стала его наставницей.

Читать еще:  Когда сезон дождей во вьетнаме по месяцам

Ее сын, Чандраварман, будучи еще подростком, мог запросто голыми руками побороть льва. Он был мужественным и бесстрашным воином, и стал основателем великой династии Чандел. Однажды во сне правителю явилась мать и попросила его создать храм, который будут украшать сцены божественной любви. Чандраварман приказал построить храмы, которые передадут всю красоту человеческих взаимоотношений и расскажут удивительную историю о любви бога и смертной женщины.

История храмов

Один из немногих памятников архитектуры, который не скрыт от людей за высокими стенами. Находится храмовый комплекс на возвышении, что лишний раз подчеркивает его божественное начало. Историки утверждают, что всего было около 80 храмов, но до нашего времени уцелели лишь 22. Создавались эти шедевры архитектуры в ІХ-Х веках, всего на внешних сторонах храмов насчитывается более тысячи скульптурных ансамблей различной тематики. Здесь присутствуют сцены из обыденной жизни, эротической и божественной направленности.

Кроме того, Кхаджурахо являлась столицей во времена правления династии Чандел. Но уже в ХІІ веке, правители были свергнуты и храмы были заброшены, укрылись в глубоких джунглях.

Снова открыл миру эту достопримечательность один англичанин, сер Барт, в ХІХ веке. Он совершенно случайно обнаружил среди зарослей эти великолепные строения. Из-за того, что пуританские британцы посчитали эти храмы непристойными и развратными, раскопки и реставрации в этой местности начались лишь в начале ХХ века.

И в современном мире существуют противники этого комплекса, они утверждают, что скульптуры развращают умы индийцев и привлекают в страну «секс — туристов». От части, это так, ведь в этом памятнике архитектуры каждый ищет что-то свое. Но сама задумка заключалась в том, что люди медитируя перед этими скульптурами, освобождались от человеческих похотей. Когда человек прошел через это, он заходит в храм и попадает в святилище. Постигает высшую силу, которая выше страсти и земных наслаждений.

Храм Кандарья Махадева

Самый впечатляющий храм из всего комплекса, посвященный богу Шиве. Построен он в виде горы Миры, мифического символа Вселенной. В храме есть святилище, зал для молящихся, вестибюль и вход. Каждое помещение имеет свою отдельную башню, самая высокая над святилищем, а остальные находятся на одной оси, как бы ниспадая к входу в храм.

В святилище основное внимание направлено на мраморного Шиву. Мусульманские завоеватели частично разрушили это помещение, и скульптурный ансамбль был нарушен. Так, например, изначально на консолях храма Кадарья Махадева находилось восемь скульптур танцовщиц, на сегодняшний момент, уцелела лишь одна. В общей сложности, внутри здания находится более 200 скульптур, а свыше 900 украшают храм с внешней стороны. Хотя рост скульптур и не превышает половины человеческого, эти творения не теряют своего величественного вида.

Уроки Кама Сутры

У стен храма проходили уроки Кама Сутры, учителя демонстрировали позы в скульптуре и объясняли их значение. Эти школы посещали как девушки, так и женщины, которые хотели постигнуть науку любви. Ведь слова «Кама Сутра» переводятся никак иначе, как «Учение Любви». Смысл уроков заключался не в банальном заучивании поз, а в постижении гармонии в отношениях. Учение Кама Сутры рассказывает о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, учит гармонизации в сфере совместной жизни, как использовать тела для любви, а так же учит гораздо более глубоким ее проявлениям.

По законам Кама Сутры первые три дня после свадьбы мужчина и женщина должны были воздерживаться от телесных утех. Эти дни они лишь познавали друг друга, а на четвертый день мужчина начинал любовную игру. Каждая поза – целый ритуал, имеющий глубокий смысл.

Искусство любви намного важнее простого акта совокупления. В таких школах преподавали бывшие наложницы, готовили здесь как будущих жен, так и настоящих, а еще прямо из этих школ лучшие ученицы попадали в гаремы махараджи. Тренировали позы девушки по парам, отрабатывали стойки и развивали гибкость. Здесь же их учили танцам и пению, а так же медитации. Духовное и телесное развитие неразрывны. Поэтому многие историки считают, что именно из Кхаджурахо, берет истоки учение о Тантре.

Сюжетные линии в скульптурной композиции

Нет точных данных о том, сколько скульпторов трудилось над обрамлением храмов, но тот факт, что большинство скульптур высечены в одной манере, опровергает одного творца. Каждый скульптор творил в одиночку, но были и учителя, которые преподавали азы ремесла.

Ученики сначала помогали, а затем и ставали самостоятельными творцами. Кто-то работал над композицией о деревенском празднике, кто-то о чествовании военных побед. Но главной притягивающей чертой всех скульптур является человеческое тело. В те времена идеальное индийское лицо имело форму яйца, этот образ дополняли миндалевидные глаза и небольшие губы с намеком на улыбку. Красота тела передается с такой точностью, что трудно поверить, что это камень.

А построены храмы из песчаника, который в изобилии в этой местности. Камень этот податлив, поэтому и человеческие очертания так детально изображены в скульптуре. Тогда нетрудно было найти натурщицу, ведь процветали публичные дома, или же позировали жены многочисленных скульпторов.

Сюжеты скульптурных композиций, как головоломки, сколько не смотри, все равно не выстроишь взаимосвязь. Храмы Кхаджурахо – это полотно, на котором объединились работы разных мастеров. Вероятно, именно поэтому и невозможно провести четкую сюжетную линию, ведь рядом с воинствующими мужами изображены откровенные сексуальные сцены. Здесь же можно прочитать историю зарождения великой династии Чандел, и отдельные бытовые сцены. В скульптурах присутствуют и образы богов. Каждый храм был посвящен отдельному индийскому божеству. Интерпретация сюжетов у каждого своя, сколько людей – столько мнений.

Главной загадкой, и по сегодня, остается вопрос о том, почему только с внешней стороны можно увидеть скульптуры, которые изображают мирскую бытность и наслаждения. По одной теории, задумка была в том, чтобы обозначить значимость храма. За его границами дозволено все, но в самом храме необходимо забыть о мирских наслаждениях. По другой теории, тантрической, человек, который замечает скульптурные сюжеты на стенах храма, еще не готов постигнуть высшее измерение. Значит, им еще движут телесные ощущения, а путь в храм, в нирвану, доступен лишь человеку, освобожденному от мирских похотей.

Будущее храмов Кхаджурахо

Несомненно, этот храмовый комплекс достоин своего существования, кроме того, в 1986 году он был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эти храмы универсальны, здесь каждый постигнет истину своего бытия. Кто-то едет просто порадовать глаз красотой местной скульптуры, кто-то ищет духовного развития, кто-то физического. Но неизменной останется загадка этих сооружений и история ее творцов. Не Чандраварман – творец этого шедевра, а тысячи скульпторов. У каждого своя история, свой путь и свое видение. Только представьте, сколько человеческих судеб отображено в скульптурах храмов Кхаджурахо? Тысячи, сотни тысяч! И это не считая тех, кто трудился над храмами, которые не дожили до наших дней.

Посетить это место стоит, в любую пору года и в любое время дня, храмовый комплекс освещен солнечным светом. Красота природы и игра теней создают еще более привлекательный вид местным творениям. В Кхаджурахо имеется достаточное количество отелей, различной категории и ценовой политики. Кроме того, местные жители радостно приютят у себя в доме, тех, кто хочет постигнуть индийскую духовность изнутри.

Эти места будут восхищать еще долгие годы, со временем они не утратят своей значимости, ведь тема любви актуальна во все века.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector