1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храмы камбоджи преах кхан

Большой круг Ангкор в Камбодже — все основные храмы Ангкора

Большой круг Ангкор (Камбоджа) – это маршрут осмотра достопримечательностей грандиозного храмового комплекса Ангкор Ват и храмов Ангкора, расположенного совсем недалеко от города Сием Рип в Камбодже. Он так называется из-за того, что охватывает большую территорию по сравнению с Малым круга, и включает храмы Преа Кхан, Та Сом, Пре Руп, Неак Пеан и некоторые другие. В основном все они представлены на северо-востоке от главных хайлайтов — храма Ангкор Ват, Байона и королевского города Ангкор Тхом. Для поездки по Большому кругу надо нанять водителя тук-тука в Сиемреапе, а можно взять в аренду мотобайк или велосипед. Мы пробовали все способы, и каждый из них хорош по-своему.

Ангкор Большой круг — все храмы Ангкора

Большой круг Ангкора — это маршрут длиной 35 км, который предполагает знакомство со всеми ближними храмами Ангкора в Камбодже. Из называют ближними, так как от города Сием Рип далеко отъезжать не придется.

В отличие от Малого круга, Большой круг очень гибок. Предполагается, что турист, уже осмотревший храмы Ангкора, входящие в Малый круг, захочет увидеть на следующий день и остальные достопримечательности Ангкора. Однако на практике выходит, что не все четко разделяют эти маршруты по дням. Иногда их совмещают и сморят в течение одного дня. И даже присоединяют к нему некоторые дальние храмы, находящиеся в том же направлении, но на значительном расстоянии от Сиемреапа. Например Бантей Срей или Бантей Самре.

В нашей статье мы рассматриваем классический Большой круг, предполагая, что главные достопримечательности Ангкор Ват, Байон, Ангкор Тхом и другие храмы Малого круга турист посетил в предыдущий день, но захотел обязательно увидеть Бантей Самре. Таким образом маршрут Большого круга удлиняется до 45 км. Также мы советуем (при наличии времени) оставить на следующий третий день осмотр храм Бантей Срей, так как лучше всего он выглядит в утренних лучах всходящего солнца, и смотреть его надо самым первым, до прибытия к нему множества автобусов с туристами.

Итак, Большой круг Ангкора позволяет осмотреть следующие храмы:

  • Ангкор Ват (Angkor Wat)
  • Ангкор Тхом (Angkor Thom)
  • Байон (Bayon)
  • Преа Кхан (preah Khan)
  • Неак Пеан (Neak Pean)
  • Та Сом (Ta Som)
  • Восточный Мебон (East Mebon)
  • Бантей Самре (Banteay Samre)
  • Пре Руп (Pre Rup)
  • Сра Сранг (Барай) (Sras Srang)
  • Бантей Кдей (Banteay Kdei)
  • Прасат Краван (Prasat Kravan)

Карта храмов Ангкора. Большой круг обозначен зеленым цветом.

Начало маршрута посещения храмов Ангкора на карте

Важно! Для осмотра храмов Большого круга Ангкора нужно приобрести в кассе единый билет в Ангкор, который стоит $37 (на 1 день), $62 (на три дня) или $72 (7 дней).

Есть три варианта, как осматривать храмы Большого круга Ангкора:

  1. Нанять тук-тук с водителем за $15 (поездки на рассвет и на закат – это еще дополнительно по $5). Если включить в маршрут Бантей Самре, то надо будет добавить $5-10 (как договоритесь с водителем, ведь это нестандартный маршрут);
  2. Взять напрокат мотобайк за $15-20, плюс потратить около $2 на бензин;
  3. Арендовать велосипед за $1-2. Ехать придется по жаре, так что не забывайте о том, чтобы с собой всегда была вода. Ездить не сложно — дороги без горок. В отличие от осмотра достопримечательностей Багана в Мьянме, нет сложностей с катанием на велосипеде по песку или возможности проткнуть камеры колючками с деревьев, как в пустыне Атакама.

Время на посещение – полный день.

Рассветы и закаты в Ангкоре

  • Рассвет можно встречать у храма Ангкор Ват или на вершине Пре Руп, а на закат большая часть туристов едет на холм Пном Бакенг, который относится к Малому кругу и с которого открываются виды на равнину (главные храмы оттуда не видны). Но есть еще опция — закат на Пре Руп, где людей значительно меньше.
  • Подъем на Пном Бакенг пешком занимает по времени около 20 минут. Заехать туда верхом на слоне стоит $20, а спуститься на нем же — $10 (но говорят, это не очень удобно).
  • Рассвет в Сием Рипе – с 5.30, а закат солнца – с 17.30.

На мой личный взгляд рассветы у Ангкор Вата посетить стоит, но и рассвет и закат в том же Багане куда более эффектны. Как и в древнем царстве Мраук-У в Мьянме.

Что еще нужно знать об Ангкоре?

Храмы Ангкора, входящие в маршрут Большого круга, принадлежат к совершенно разным эпохам Кхмерской империи. Об особенностях каждой из них у нас есть статьи:

Храмы Камбоджи – Преах Кхан

Преах Кхан (Preah Khan, Преа Кхан) – один из крупнейших храмовых комплексов Ангкора, построенный королем Джаяварманом VII. В храмовый комплекс Преах Кхан на сегодняшний день входит несколько довольно интересных храмов: непосредственно Преах Кхан, Ник Пин и Та Сом. Сегодня их чаще всего разделяют, но отдадим дань исторической и архитектурной целостности и объединим их в один рассказ.

Храм Преах Кхан

Преах Кхан поражает своими размерами и какой-то особой атмосферой. Кроме того, около храма Преах Кхан довольно часто можно наблюдать необычное природное явление – гало, но о нем чуть позже.

Преах Кхан был посвящён отцу Джаявармана Vll – Джараниндраварману. Напомню, что Та Пром (храм Анджелины Джоли) посвящён матери Джаявармана VII – Джаяраджакудамани в образе богини Совершенной мудрости Праджняпарамиты.

Преах Кхан построен на месте дворца короля Яшовармана II. Преах Кхан в переводе означает «Священный меч», а в манускриптах он соотносится с неким «озером крови». Скорее всего, это отсылка к масштабной битве, произошедшей на этом месте.

Исходя из этого предположения, очень логичным видится строительство храма посвящённого отцу именно на этом месте, ведь войны и сражения как нельзя лучше отражают мужское начало, мужскую энергию.

К Преах Кхану ведёт длинный мост с нагами, Дэвами и Асурами, изображающими тот же сюжет, что и мосты к Ангкор-Тхому – Пахтание Молочного Океана.

Кроме того, учитывая что кхмеры считают себя потомками нагов, можно считать, что этот мост соединяет мир людей и мир богов.

И по традиции немного занимательной математики Преах Кхана. Здесь найдётся место и холодной статистике, и мифологической нумерологии.

Занимательная математика Преах Кхана:

    Преах Кхан был построен в 1191 году и посвящён отцу Джаявармана VII – Джараниндраварману. При этом, Преах Кхан, так же как и Байон, входящий в группу Ангкор-Тхом, буддистский храм и здесь так же можно встретить множество изображений Будды Локешвара. Но их лики несколько отличаются от тех, что мы видим в Байоне. Поэтому ученые-археологи предполагают, что изображение Будды в Преах Кхан было списано с отца Джаявармана VII – Джараниндравармана;

Кроме статуй Будды в Преах Кхана так же обнаружены 430 изваяний, посвящённых другим второстепенным богам;

По периметру внешней стены с интервалом в 50 метров располагались пятиметровые статуи гигантских Гаруд, держащих в руках нагов – своих вечных врагов. Всего гаруд было 72.

Остановимся чуть подобнее на гарудах и числе 72. Гаруда – это мифологический царь птиц в Индуисской и буддистской традициях. Кроме того, Гаруда – это ездовая птица Вишну, одного из верховных богов в Индуизме. В великом эпосе Махабхарата, со сценами из которого можно ознакомиться в наших постах Балет в Лаосе больше, чем балет! и Традиционный танец южно-индийского штата Керала – Катхакали, Гаруда олицетворяет силу, скорость и военное искусство. Воины – это гаруды, а наги – их поверженные враги. А, как мы помним, Преах Кхан означает «Священный меч» и посвящён отцу короля, тоже войну. Так что, весьма воинственное место получается, с соответсвующее яркой энергией.

Читать еще:  Места силы в крыму

Кстати, по поводу яркости, в Преах Кхане можно наблюдать несколько весьма интересных явлений, связанных с солнцем, но о них чуть позже. Теперь вернёмся к числу 72. Как я уже рассказывала в посте Храмы Камбоджи – Ангкор-Ват, Ангкор-Ват расположен на 72 градуса восточнее пирамид Гиза в Египте.

Кроме того, в исламе и иудаизме есть такое понятие, как 72 имени Бога. А в христианстве 72 – это общее число учеников Христа, не входящих в приближённый круг. С точки зрения индуизма и буддизма я нашла лишь упоминание о том, что в древней ведический игре Лила 72 клетки. Данная игра основана на философском понятие «лила» и является инструментом наблюдения за закономерностями случайных событий в жизни. Лила играет весьма значимую роль в шиваистской и кришнаитской традициях.

Центральный храм Преах Кхана посвящён Будде. Его внутренние стены испещрены небольшими отверстиями. Ранее они использовались для крепления золотых или бронзовых (в разных источниках разная информация) листов. Считается, что вес облицовочных пластин был более 1500 тонн.

В центре храма, посвящённого Будде, в Преах Кхане находится ступа. Построена она была в XVI веке, но до сих пор является объектом поклонения буддистов.

Важно: в павильон, где расположена ступа, не пускают с непокрытыми плечами и открытыми коленями. Имейте ввиду.

Так вот, утром в солнечный день можно увидеть как верхушка ступы светится ярким светом. Конечно, это явление возможно наблюдать лишь с определенного ракурса и это иллюзия, но все равно очень красиво. И раз мы заговорили о свете, самое время рассказать о гало.

Гало, в переводе с греческого, означает круг или диск, так же иногда переводят как аура, нимб, ореол, в зависимости от контекста. Гало – это оптический феномен, светящееся кольцо вокруг источника света.

Так вот, Преах Кхан в своём роде уникальное место, у его стен более или менее регулярно можно видеть гало. Нам тоже посчастливилось увидеть и даже запечатлеть этот оптический феномен.

Считается, что Преах Кхан менее интересен, чем Ангкор-Ват, Байон или Та Пром.

Но на нас он произвёл неизгладимое впечатление, мы провели здесь более 2-х часов, и задержались бы ещё больше, если бы не начали плавиться от жары.

Храм Ник Пин

Ник Пин (Неак-Пеан) – маленький, но очень симпатичный храм Ангкора в Камбодже. Полное название Ник Пина – Прасат Ник Пин (Прасат Неак-Пеан, Прасат Ниек Поан). Прасат в переводе с кхмерского означает «храм, башня, руины», ниек – «нага», поан – «переплетать, сплетать». Таким образом, Прасат Ник Пин в переводе с кхмерского означает «храм переплетенных (переплёвшихся) нагов».

Ник Пин – один из самых необычных храмов Ангкора. Он расположен на острове в центре пруда, являющегося центром своеобразной свастики, образованной другими водоемами. Не подумайте ничего дурного, сам храм, как, в принципе, и свастика, не имеют никакого отношения к нацизму. Свастика – это древний буддистский символ и является своеобразным приветствием, пожеланием удачи и благоденствия. Что-то вроде нашего «Здравствуйте!». Кроме того, свастика так же является символом солнца. Это один из самых сильных архаичных солярных символов – указатель движения солнца вокруг земли (ну а что вы хотите, в то время ещё и в то, что земля плоская или покоится на трёх черепаха верили, а тут всего лишь солнце вокруг земли вращается), и деление года на четыре сезона.

Есть мнение, что четыре бассейна Ник Пина так же символизируют собой четыре стихии: огонь, воду, землю, воздух (ветер). Считалось, что прохождение через них все, уравновешивает внутренние силы человека, приводя их в баланс.

Сам же пруд, в центре которого находится Ник Пин, изображает священное озеро Анаватапта, расположенное в Гималаях. Но в то же время, это своеобразный «пятый элемент» – душа Ник Пина. Это озеро, по легенде, обладало волшебными свойствами: если четыре предыдущих водоема исцеляли тело человека, то это центральное – отвечало за его душу. Ник Пин был постоянным местом паломничества, сюда приходили за исцелением.

Честно сказать, мы искупаться в нем не рискнули, да и кто бы нам позволил, но ножки в одном из озёр помочили.

Сам храм Ник Пин находится на маленьком, 14 метров в диаметре, острове. Основание острова опутывают два огромных нага. Считается, что они символизируют короля нагов, который раскрыл свой капюшон над медитирующим в Бодхгае Буддой, тем самым защитил его от грозы и помог достичь просветления.

В восточной части храма есть небольшая скульптурная композиция, правда, к сожалению, очень сильно поврежденная. Она создана по мотивам легенды, взятой из священного санскритского текста: купец Симхала снарядил экспедицию и отправился на поиски сокровищ. У берегов Шри-Ланки (Цейлона) на его корабли налетел страшный шторм, в результате чего судна затонули, а сами чудом уцелевшие путники оказались в плену у жутких великанов-людоедов. Тогда они взмолились Будде о помощи и он ответил им. Бодхисатва Авалокитешвара обратился конем по имени Балаха, поднял их вверх и перенёс к Будде, тем самым спасая их.

Ник Пин – один из самых милых и умиротворяющих храмов Ангкора. Он до сих пор является местом паломничества и поклонения, поэтому при его посещении необходимо соблюдать дресс-код: плечи и колени должны быть прикрыты. Но на этот счет не стоит переживать, перед храмом есть небольшой рыночек, где можно купить палантин или футболку.

Кстати, около Ник Пина находится неплохая кафешка, где можно купить прохладительные напитки и перекусить.

Заказывать там лучше блюда местной кухни, о европейской еде у них весьма смутные представления. Цены выше, чем в городе, но это вполне ожидаемо в столь туристическом месте.

Храм Та Сом

Та Сом – ещё один «кусочек» бывшего королевского монастыря Преах Кхан, посвящённого отцу короля Джаявармана VII.

Правда, есть мнение, что Та Сом был посвящён учителю Джаявармана VII, хотя кто сказал, что отец не может быть одновременно и наставником.

На кхмерском храм называется не Та Сом, а «Gaurasrigajranta» – жемчужина милостивого белого слона. Белый слон имеет очень важное значение в буддизме – это символ наиболее чтимых черт человека. Белый слон дарует духовный рост, любовь ко всему живому, ум, знания и мудрость.

По сравнению с Преах Кханом и Ник Пином, Та Сом менее интересен, но без него посещение королевского монастыря Преах Кхан, посвящённого отцу Джаявармана VII, будет не полным.

Несмотря на то, что я начала свой рассказ с Преах Кхана, знакомиться с королевским монастырем я бы рекомендовала в другой последовательности:

    Та Сом – как самый маленький и наименее время- и силозатратный;

Ник Пин – оригинальный, маленький и очень необычный храм на воде;

Преах Кхан – очень большой и интересный храм, который требует много времени и сил.

Перед посещением храма Преах Кхан рекомендуем прерваться на обед и отдых, благо, как я уже писала, около Ник Пина есть симпатичные кафешки (а в одной из них даже живет множество кошек – мур-р-р ☺).

Вообще, по возможности, я бы не планировала посещение других храмов Ангкора на этот день и ограничилась этими тремя, чтобы не портить впечатления и сохранить целостность истории. Но прогулки по Ангкору – удовольствие довольно дорогое, поэтому нужно ориентироваться на свои силы, желания и бюджет.

Время работы храма: с 7:30 до 17:30;

  • Билет на 1 день – 37$;
  • Билет на 3 дня – 62$;
  • Билет на 7 дней – 72$.

Важно: В стоимость билета входит не только храм Преах Кхан, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке).

Ангкор: история и путеводитель по храмам кхмеров

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

Читать еще:  Карта ярославля ярославль на карте мира

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

На фото: храм в Ангкоре

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

На фото: барельефы в Ангкоре

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

На фото: барай в Ангкоре

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

На фото: вершина храма в Ангкоре

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

На фото: храм в Ангкоре

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

На фото: Ангкор-Ват

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

На фото: барельефы в Ангкор-Вате

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

На фото: пирамиды Ангкор-Вата

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

На фото: туристы в Ангкор-Вате

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

На фото: свадьба в Ангкор-Вате

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом. По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

На фото: ворота в Ангкор-Тхом

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

На фото: Ангкор-Тхом

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

На фото: статуи на входе в Байон

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — Байон — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

На фото: храм Байон, Ангкор-Тхам

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Читать еще:  Парк культуры и отдыха им горького

На фото: лики в храме Байон

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — Та Прохм — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

На фото: храм Та Прохм в Ангкоре

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. Читать основную статью о храме Та Прохм.

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

На фото: Преах Кхан

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

На фото: храм-пирамида

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

На фото: скульптура в Преах Кхане

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

На фото: скульптура гаруды

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Храмы камбоджи преах кхан

Отправляя нас на очередную прогулку, Кхемара объяснил нам, что Та Пром, который мы увидели сегодня первым — это храм «для мамы», а Преа Кхан — «для папы». Сейчас, мы узнаем, почему именно так.

Автором строительства Преа Кхан является все тот же, уже известный нам, правитель Джаяварман VII, который спустя несколько лет после Та Пром , освятил и этот храм (конец XII века), который посвятил своему отцу Дхараниндраварману. Размеры и сложная архитектура этого храма просто впечатляет! Как и в случае, с Та Промом, в Преа Кхан изначально четко продуманный архитектурный план со временем дополняется хаотичными постройками, которые вырастают на любом мало-мальски свободном пространстве, что не поддается никакой логике современного человека.

В далекие-далекие времена на этом месте произошло крупное сражение с Чамами, которое предотвратило завоевание Ангкора, здесь был убит король Чамов. Сначала тут был построен дворец Яшовармана II и лишь позже, Джаяварман VII возвел здесь храм Преа Кхан. Дата его освящения, а также другая информация о храме и проживающих в нем, земли и богатства, принадлежащие ему, стали известны благодаря найденной при восстановлении стелле, в которой изложены все эти подробности. Такая же стелла была обнаружена и в Та Пром, их оставлял Джаяварман VII, чтобы увековечить для потомков память о себе и богатствах кхмерской империи.

Перед нами вырастают ворота третьего периметра, перед которыми выстроена крестообразная терраса с множеством нагов и львов, охраняющих гопуру в компании с одним, оставшимся из двух, безголовым дварапаласом.

Кстати, если подходить с восточной стороны, то у дороги можно увидеть уникальную, хорошо сохранившуюся постройку — «Дом огня». Такие дома возводились по всей империи, вдоль главных дорог, на расстоянии десятка километров друг от друга. Предположительно они служили местом отдыха паломникам. Мы же заходили и выходили через другие ворота, потому это строение нам не попалось.

Единственный храм, где лично мне не хватило времени на осмотр, я бы еще часик нашла, чем там заняться.

На обратной дороге покупаем за доллар кокос у девчушки лет 12-ти, которая ловко и умело орудовала мачете, разбивая его верхушку. Кокос был из холодильника, потому сок оказался прохладным и вкусным — очень актуально по такой жаре.

На обед мы потратили непозволительно много времени — целый час, с другой стороны, нам нужен был отдых, как физический, так и эмоциональный, чтобы продолжить осмотр задуманного на сегодня.

Теоретически, в мои планы входил осмотр Ангкор Тома — Терраса слонов (Terrace of the Elefants) и Терраса Прокаженного короля (Terrace of the Leper King), Бапхуон (Baphuon), но наш водитель, как-то уверенно повез нас к Байону, давай знать, что, если мы хотим успеть еще и в Ангкор Ват, то придется кое-что проигнорировать. Впрочем, мы и не сопротивлялись.

Таким образом, мы подруливаем к знаменитому Байону.

Байон (Bayon)

Честно говоря, в Байоне, было очень много туристов, сложно и для фотосъемки, и для прогулки по, и без того узким, проходам между хаотичными каменными башнями.

Едем в последний на сегодня, самый известный в мире, храм Ангкор Ват. Вдоль дороги расселись обезьяньи семейки 🙂 остановились, пофоткали и дальше поехали.

Ангкор Ват (Angkor Wat)

Кстати, обезьяны, проживающие на территории Ангкор Ват, достаточно агрессивны. Не стоит к ним особо близко подходить, особенно если в руках у вас есть что-то съедобное — нападают, выхватывают. При нас обезьяна без повода вцепилась малышке в ногу. В общем, будьте начеку!

Мы же, пройдя длинную внешнюю галерею, оказываемся на огромной территории первого внутреннего двора Ангкор Вата, и понимаем, что до него самого идти и идти! От западной гопуры к храму ведет каменная дорога длиной в 350 метров, украшенная балюстрадой в виде фигур Нагов. С обеих сторон дороги расположены гигантские «библиотеки», куда ж без них в кхмерских храмах!

Сделаю маленькое не лирическое отступление. Так как мы давно катались по храмам, а перспектив попасть домой в ближайшие пару часов еще не было, нам «приспичило» поискать туалет. Местные подсказали, что искать его надо за одной из «библиотек». Там, кстати, организован и рынок с сувенирами и красивыми изделиями и картинами, и есть точки «общепита» с настойчивыми зазывалами. Туалет же оказался еще дальше, за рынком, на территории кладбища, был он платным — несколько кабинок с «дырками», наличных денег хватало только на одного из нас, потому пришлось строго посмотреть на барыжника, и сказать, что мальчика он просто обязан пропустить бесплатно! Так что позаботьтесь об этом заранее, в древних храмах ничего как не было оборудовано для этих нужд в XII веке, так и осталось.

Возвращаясь от туалета, мы как раз оказались у одного из прудов с лотосами, откуда открывается красивый вид с отражением храма в воде, именно за этим кадром охотятся миллионы туристов со всего света. Эти водоемы появились здесь гораздо позже — примерно в XVI веке.

Возвращаемся в отель, прощаемся с Кхемарой до завтра, идем пешочком ужинать во вчерашний ресторан. Перед отбоем договариваемся на рецепшен о завтраке на 6.45, так как на 7 утра у нас уже назначен выезд в дальние храмы Сием Рипа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector