Храмы камбоджи пхном бакенг
Холм Пном Бакхенг (Phnom Bakheng Hill)
Это истинное воплощение любви к симметрии и гармонии. Его красота достигается за счет чистой простоты прямоугольников. Это храм-гора с пятью террасами. У подножия Бакхенга лежит огромный загадочный мир, мир кхмеров, а непроходимые джунгли лишь добавляют ему загадочности.
Пном Бакхенг расположен к 1300 метрах к северу от Ангкор-Вата и в 400 метрах к югу от Ангкор-Тхома.
Зайти в Пном Бакхенг можно по длинной крутой дорожке со ступенями, расположенной с восточной стороны храма (высота — 67 метров). В 1960 году на вершину горы поднимались на слонах, и, по словам одного из посетителей, «это был очень аккуратный и приятный подъем».
Чтобы насладиться великолепным видом Ангкора, следует подняться на вершину перед самым закатом. Золотые оттенки лучей заходящего солнца — это поистине незабываемое зрелище. Побывав на вершине горы, француз Анри Муо писал в 1859 году: «С вершины горы, на которую можно подняться по ступенькам, открывается такой прекрасный вид, что становится понятно, почему эти люди, продемонстрировавшие такой тонкий вкус в создании своих архитектурных памятников, выбрали для строительства храма именно это место«.
С вершины можно увидеть: пять башен Ангкор-Вата на западе; Пном-Кром на юго-западе, около Великого озера; Пхном-Бок на северо-востоке; Пном-Кулен на востоке и Западный Барай. Пном Бакхенг был возведен в конце IX -начале X века в период правления императора Яшовармана I в честь индийского бога Шивы.
История
Став королем в 889 году, Яшоварман основал свою столицу Тасохарапура к северо-западу от города Ролуох и построил свой государственный храм Пном Бакхенг. Сегодня Пном Бакхенг входит в состав Ангкора, поэтому иногда его называют «первый Ангкор». Город окружала квадратная стена, каждая сторона которой составляла в длину 4 километра (2,5 мили). Город размещался на естественном холме.
Один день на холме богов
«Это самое уединенное и приятное место во всем Ангкоре. Настоящая гора Меру, на которой обитали боги. Но если бы кхмеры поклонялись греческому пантеону богов, то они наверняка бы построили на Пном Бакхенге храм Апполона, поскольку это место особенно прекрасно на восходе и закате солнца.
Следует отправиться туда за час до рассвета, идя по дороге, которая тянется вдоль слабо мерцающего рва вокруг Ангкор-Вата, а затем ныряет в джунгли. Затем свернуть, пробираясь по террасе между львами-стражниками (которые приветливо ухмыляются, если направить на них свет факела); вскарабкаться по пяти пролетам ступенек на восточной стороне холма и выйти из густого леса на прохладную террасу, освещаемую звездами. Вы будете сполна награждены за все усилия, которые вы приложили, чтобы проделать это небольшое путешествие.
На вершине холма очень тихо. Темнота постепенно отступает, и вы стоите один, словно бог на крыше мира, которая парит в воздухе среди звезд, слабо мерцающих сквозь обрывки тонких облачков. Рассвет вступает в свои права так осторожно, что вы не замечаете этого, пока в какой-то момент не осознаете, что вокруг уже не темно.
Вокруг вас проступили очертания великолепных святынь и алтарей. А внизу — медленно, но с каждой минутой все отчетливее — простирается да самых дальних границ мира Кхмерская империя. Возможно, так видел все это Император-бог, когда приходил сюда много столетий назад.
Вскоре на востоке бледно-золотистый свет разливается над серой грядой облаков, окружающих могучий утес, от которого, словно неподвижная водная гладь, простирается темно-зеленый океан джунглей, приводящий в благоговейный трепет своим сдержанным величием.
С южной стороны открывается такой же вид, за исключением невысокого холма, лежащего, словно остров, в однообразном море листвы. На западе жемчужно-серые воды великого Барая, над которым нависает тонкая пленка тумана, становятся серебристыми в рассветных лучах и загадочно поблескивают в обрамлении деревьев; а за ним до самого горизонта простираются бесконечные джунгли.
Бесконечный монотонный ландшафт прерывается лишь на севере и северо-востоке, где протянулась на 80 миль горная цепь Дангрэк; на восточной их оконечности, которая не видна с Пном Бакхенга, расположился практический неприступный храмовый комплекс Прэахвихеа.
Прямо под вами господствует безветренное утро; но когда деревья, растущие на крутых склонах холма, начинают раскачиваться взад и вперед и раздается неразборчивая и громкая болтовня, это значит, что в джунглях проснулись обезьяны.
С южной стороны, у подножия холма, мешаются с клочьями тумана тонкие струйки дыма, поднимающиеся от домов невидимых поселений местных жителей. Потом, когда крепнет утренний свет, среди однообразной зелено-серой массы листвы проступают черные твердыни башен Ангкор-Вата, и поблескивает вода в пока не заросшем рве, опоясывающем храмовый комплекс. Но от огромного города, стены которого находится практически у вас под ногами, и от других древних сооружений, раскиданных по бескрайним равнинам, не видно и следа. В джунглях должна быть какая-то магия, которая знает, как хранить такие великие секреты в тайне от всевидящего Ока солнца.
Днем пейзаж меняется. Ощущение богоподобного уединения остается, но холодная, серая меланхолия раннего утра превращается в сияющее великолепие, отражаемое в тысячах оттенков оранжевого, янтарного, желто-красного и золотого. На западе Барай, чьи серебряные воды утром источали такую привлекательную свежесть, теперь словно разросся, стал великолепным и зловещим одновременно; похожий на отполированный лист меди, отражает он огненное сияние солнца.
Дальше, за Бараем, простираются джунгли, теряющиеся в великолепном солнечном пожаре; на севере и востоке, где солнечный свет не так ярок, гладкая поверхность верхушек деревьев одета во все оттенки английского осеннего пейзажа: вся гамма струящегося темно-красного, пылающего алого, каштаново-коричневого и искрящегося желтого — даже здесь деревья переживают зиму.
При дневном свете можно увидеть то, что было скрыто от взгляда утром: в нескольких милях к югу лес прерывается сельскохозяйственными угодьями — рисовыми полями, сухими и золотистыми в эту пору года, на которых пасется скотина и буйволы.
Великий Ангкор-Ват, который утром предстал в виде неопределенной черной каменной массы на фоне рассветного неба, теперь кажется неописуемо волшебным. Ангкор-Ват не виден полностью, поскольку Пном Бакхенг для этого недостаточно высок; но даже если бы у нас была возможность подняться очень высоко, могучие высокие деревья на крутых склонах Пном Бакхенга все равно бы закрывали вид на огромный комплекс Ангкор-Вата. Но Ангкор-Ват виден достаточно хорошо, чтобы осознать и оценить всю смелость архитекторов, которые решились создать такое сооружение.
Если до Ангкор-Вата провести воображаемую диагональ, то от северо-западного угла рва до лотосообразной верхушки центрального святилища можно проследить идеальную гармонию. Почитаемый за свою красоту, величие и огромные размеры, ни с какой другой точки Ангкор-Ват не кажется таким невероятным монументом, возведенным при помощи физической и умственной силы людей.
Вид Ангкор-Вата меняется прямо на глазах. Обрамленная листвой, тепло-серая каменная масса храма становится золотистой, затем — янтарной, и сияет все ярче в лучах заходящего солнца. Пурпурные тени крадутся от рва, покрывают галереи, затемняя их янтарное сияние; тени поднимаются все выше и выше, достигают крыш, на некоторое время останавливаются на пиках самой высокой башни, сияющей, словно отшлифованный топаз, в золотистых солнечных лучах.
Джунгли окрашиваются во все более и более осенние краски, и на несколько секунд Западный Барай напоминает озеро огня; а потом пышное празднество заканчивается, словно кто-то выключил свет. Практически полная луна вступает в свои права, мрачно освещает ландшафт, неожиданно ставший таким отчужденным и загадочным; с востока дует прохладный ветерок, от которого сухие, жесткие листья на тиковых деревьях издают слабый, словно металлический, шелест.
Перед тем, как ночная трансформация завершится полностью, происходит еще одно изменение: сияние уже закатившегося солнца снова так мягко освещает ландшафт, что создается ощущение, будто возница солнечной колесницы развернул лошадей и возвращается снова. Теплые солнечные тона снова ласкают холм Пном Бакхенг, но делают это мягко, причудливым образом смешиваясь с лунным светом, создавая невероятное зрелище. Но потом они угасают; и луна, наконец-то оставшись полноправной хозяйкой, посылает свой свет воздушному храму.
Обстановка становится более уединенной. После великолепного, живого празднества, белое свечение луны и тишина кажутся невыносимыми и намного более зловещими, чем глубокая предрассветная темнота. С заходом солнца смолк веселый щебет птиц и звуки обезьян в лесу; они все, как по команде, отправились на ночной покой. Удивительно, но смолки даже цикады. Очевидно, что пришло время прощаться с холмом.
Чтобы добраться до плато на вершине холма, нужно по-прежнему преодолеть пять почти перпендикулярных пролетов узких ступеней, ведущих в глубины темноты. На мгновение потеряв равновесие, на этих ступеньках можно легко сломать шею — такова практическая сторона этого путешествия. Оказавшись на плато, можно или пересечь его, пройдя через руины, и потом спуститься по прямой отвесной лестнице, или обойти холм с юга, пойдя по извивающейся дорожке, ведущей через джунгли и проторенной слонами и экскаваторами.
И тот, и другой путь приведут вас к месту, где в абсолютной темноте (поскольку заросли здесь слишком густые, чтобы пропускать лунный свет) сидят два льва, а потом дальше, по прямой дороге сквозь мрачный лес, где скромные, едва различимые фигуры местных жителей бесшумно мелькают мимо, и узнать об их присутствии можно лишь по треску связок сухих веток, которые они несут для костра. Проходя небольшие деревеньки, вы видите свет, мелькающий в окнах невидимых вам домов. На берегу рва видны нечеткие силуэты мужчин, рыбачащих с длинными удочками из бамбука«.
Сначала тяжело поверить, что этот крутой каменный утес является естественной частью ландшафта, а не сооружением древних архитекторов, которыми знаменит Ангкор. Со всех четырех сторон холма расположены широкие каменные ступени, а на вершине находится огромный храм.
Храм Бакхенг был вырезан из камня и облицован песчаником. Доказательства применения этого метода видны в северо-восточном и юго-восточном углах храма. Этот строительный метод являлся более искусным и требовал применения более прочных материалов. Храм Бакхенг является самым ранним образцом нового архитектурного плана, когда на верхнем уровне многоярусного фундамента располагаются пять святилищ из песчаника. Также это первый храм, где на ярусах фундамента построены башни второстепенного значения.
Символизм
Количество башен в храме Бакхенг имеет символическое значение. Изначально храм Пном Бакхенг украшали 109 башен, являвшиеся копиями горы Меру, однако многие из них не сохранились. На верхней террасе было расположено пять башен, по 12 на каждом из пяти ярусов основания, и еще 44 башни вокруг основания. Кирпичные башни символизировали 12-годичный цикл из знаков Зодиака. За исключением Центрального святилища, 108 башен символизируют четыре фазы Луны, каждая из которых длится 27 дней. Семь уровней (нижний, пять ярусов и верхняя терраса) соответствуют семи небесам в индийской мифологии.
Каждый уголок Ангкора полон загадок кхмеров. Здесь, на этом холме, даже тени кажутся темнее, потому что с Пном Бакхенгом не сравнится ни одна достопримечательность Ангкора.
Пном Бакхенг имеет квадратную форму. Его основание состоит из пяти ярусов (1-5) и пяти святилищ (6-10) на верхнем уровне, расположенные в углах и в центре террасы. Длина каждой из сторон основания равна 76 метров, а общая высота основания равна 13 метров. На каждой стороне основания имеется крутая каменная лестница с наклоном в 70°. По обеим сторонам на каждом уровне сидят фигуры львов. До наших дней сохранились остатки стены, окружавшей храм, с башнями у входа.
Фигуры львов выполнены в очень гармоничных пропорциях. Справа имеется небольшое сооружение с колоннами из песчаника; в качестве пограничных камней выступают два линга. Ближе к вершине, по центру дорожки, имеется отпечаток ноги Будды. Отпечаток окружен цементным заграждением и закрыт деревянной крышей.
Еще ближе к вершине видны руины башни, являвшейся частью внешней стены. Судя по ромбовидным отверстиям в стенах, по обеим сторонам дороги располагаются две библиотеки из песчаника. Обе библиотеки обращены на запад, а зайти в них можно с восточной стороны.
В углах на каждом уровне и по обеим сторонам лестницы располагаются небольшие каменные святыни.
Верхний уровень
Пять башен размещены в таком же порядке, как точки на игральном кубике. В центральной башне имелся линга, обращенный на четыре стороны. В четырех остальных башнях также находится линга на пьедестале, обращенный на две стороны.
В равномерно расположенных отверстиях в полу около восточной стороны Центрального святилища, вероятно, находились деревянные колонны, поддерживающие крышу. Центральное святилище декорировано женскими божественными существами, расположенными под сводами угловых колонн, и апсарами с изящно вырезанными венками из листвы над их головами; На тимпанах размещены искусно сделанные макары. На левой стороне северной двери Центрального святилища видна надпись.
Храмы Камбоджи – Пхном Бакенг
Храм Пхном Бакенг (Phnom Bakheng) в архитектурной группе Ангкор обычно пропускают и он не входит ни в малый, ни в большой круг Ангкора. Нас изначально храм заинтересовал своим названием, точнее приставкой «phnom», что в переводе с кхмерского означает «гора, холм». Исходя из названия мы поняли, что храм Пном Бакенг расположен если не на горе, то на возвышенности, и оттуда могут открываться чудесные виды. Ну что же, поедем – проверим!
Пхном Бакенг
Важно: Посещение Пном Бакенга легко ложиться как в малый, так и в большой круг Ангкора. Но осматривать его в рамках малого круга Ангкора, на наш взгляд, логичнее.
Подъехать к самому храму не представляется возможным. Но даже утомительный путь наверх не умаляет достоинств Пхном Бакенга.
Кстати, именно с вершины Пхном Бакенга Лара Крофт, ещё в исполнении Анджелины Джоли, в фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» осматривает Ангкор в бинокль (примерно на 40 минуте фильма, если кому-то интересно).
В бинокль она видит южные ворота Ангкор-Тхома, которые пытается взломать главный злодей ☺.
Время работы: с 5:00 до 19:00
- Билет на 1 день – 37$;
- Билет на 3 дня – 62$;
- Билет на 7 дней – 72$.
Важно: В стоимость билета входит не только Пхном Бакенг, но и другие храмы группы Ангкор. Подробнее о посещении Ангкора можно будет прочитать здесь (пост пока в разработке).
Итак, для начала немного занимательной математики ☺:
- Холм, на котором построен Пном Бакенг, возвышается над землёй на 65 метров. Интересно, что центральная башня (гопура) Ангкор Вата тоже возвышается на 65 метров над уровнем земли;
- Пхном Бакенг построен в виде семиуровневой пирамиды, где каждый из уровней символизирует одно из семи небес;
- На верхнем уровне храма расположено 5 святилищ, построенных из песчаника. Правда состояние у всех разное, какие-то сохранились довольно неплохо, а какие-то выглядят весьма и весьма потрепанными;
- Вокруг храма изначально располагалось 108 башенок на разных уровнях: на земле, по ярусам храма и т.п. Но большинство из них, к сожалению, рухнуло;
По мнению ученых, специалистов по индийской космологии, храм Пхном Бакенг – это «астрономический календарь в камне» и все его постройки очень символичны:
- Так же как и центральные кукурузники Ангкор Вата, Пхном Бакенг символизирует собой мифическую гору Меру;
- Центральное строение Пхном Бакенга – это ось мира;
- 108 башенок – это интерпретация 4-х фаз луны, каждая из которой состоит из 27 дней;
- 7 уровней храма – 7 небес;
- На каждом уровне расположено по 12 башенок, символизирующих 12-ти летние циклы Юпитера.
Как уже понятно из «занимательной нумерологии», храм Пхном Бакенг был изначально посвящён индуистским Богам. Но не Вишну, как Ангкор-Ват, а Шиве. Позже Пхном Бакенг, так же как и Ангкор-Ват, стал буддийским храмом.
Пхном Бакенг – один из 3-х храмов на вершине гор в районе Ангкор, строительство которых приписывают королю Яшовраману. Два других – это Пхном Кром на юге рядом с озером Тонле Сап и Пхном Бок, расположенный к северо-востоку от водохранилища Барей.
Пхном Бакенг старше Ангкор-Вата, он был построен в конце IX века во время правления короля Яшоврамана (889-910 гг. н.э.).
Историки полагают, что Пхном Бакенг был построен более чем за два века до Ангкор Вата и долгое время именно он был главным храмом Ангкора. Это был архитектурный центр новой столицы Яшоврамана.
В одном из старинных манускриптов, обнаруженных в Таиланде, была такая надпись: «Когда Шри Яшовардхана стал королем Яшовраманом, Вамасива остался его учителем (гуру). Попрекающую короля Вамасива создал лингам на горе Шри Яшодхарагири, горе по красоте равной царю гор».
Знаю, звучит несколько странно, но ученные полагают, что этот отрывок связан со строительством и освящением храма Пхном Бакенг.
Ангкор (столица государства кхмеров)
13° 24.7198 ′N , 103° 51.8848 ′E
13.41200N, 103.86475E
13°24′43.19″N, 103°51′53.09″E
231 материал по 21 объекту, 5 153 фотографии
- Карта
- Заметки 184
- Фотографии 5 153
Ссылки от бывалых
- в Моих лентах
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Ангкор Вате.
Храм Пном-Бакенг / Phnom Bakheng Temple
13° 25.4311 ′N , 103° 51.3595 ′E
13.42385N, 103.85599E
13°25′25.86″N, 103°51′21.57″E
Ошибка в координатах?
- Скрыть пустые объекты
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Закат на вершине храма Пном-Бакенг. Часть 56
Материал понравился:
13° 25.4311 ′N , 103° 51.3595 ′E
13.42385N, 103.85599E
13°25′25.86″N, 103°51′21.57″E
Храм Пном-Бакенг. Схема. Фото из интернета
А Ограда
В Гопура (входной павильон)
С «Библиотека»
D Кирпичный прасат (44 на одном основании)
Е Терраса пирамиды
F Песчаниковый прасат (по 12 на террасе)
G Платформа
Н Угловой прасат
I Центральный прасат
Схема храма Пном-Бакенг. Фото из интернета
По дороге к храму Пном-Бакенг
По дороге к храму Пном-Бакенг
По дороге к храму Пном-Бакенг
По дороге к храму Пном-Бакенг
Предполагаемый отпечаток стопы Будды 16 века. Фото из интернета
Храм Пном-Бакенг. Только одна тропинка ведет к храму с южной стороны. Фото из интернета
Храм Пном-Бакенг. Бычок Нанди -ездовое животное Шивы
Вид с боку на храм Пном-Бакенг. Фото из интернета
Эродированный рельеф башенной притолоки храма Пном-Бакенг. Фото из интернета
Сохранившийся рельеф деваты в храме Пном-Бакенг. Видны следы от пуль, сохранившиеся со времен «красных кхмеров». Фото из интернета
Руины башень верхней террасы храма Пном-Бакенг. Фото из интернета
Вид сверху со стен храма Пном-Бакенг. Фото из интернета
Статуя льва-охранника у основания холма,на котором расположен храм Пном-Бакенг. Фото из интернета
Нижнее святилище храма Пном-Бакенг. Фото из интернета
Вид с боку на храм Пном-Бакенг. Фото из интернета
Первый день пребывания в Сиемрипе заканчивался, но сегодня у нас не было настроения куда-нибудь идти из-за дождя. Мы озадачили Джона тем, что хотим посетить завтра вечером ресторан, в котором исполняют камбоджийские танцы. В путеводителе хороший отзыв давали ресторану Байон II. Джон сказал, что путеводитель устарел, и этот ресторан сейчас находится на ремонте, но есть другой (Kulen), который не только не хуже, а даже лучше по еде. Он пообещал зарезервировать для нас в нем места на завтра.
Не имея сил куда-нибудь идти, перекусываем бомж-пакетами, и без задних ног ложимся спать.
Завтра у нас не менее обширная программа, и первым в череде обследуемых храмов будет -Храм Пре-Кхан — «Священный меч», или храм Пре-Кхан, в честь отца короля.Ч.57
Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.
Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют
Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!
- Адрес:
Phnom Bakheng Temple
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Пном Бакхенг – храм на холме богов
Пном Бакхенг – не самый величественный и далеко не самый сохранившийся храм Ангкора. Но тот, кто не встречал закат на Пном Бакхенге, тот не видел Ангкор. С его террас, расположенных на вершине холма, открывается невероятный вид на бескрайние просторы древней столицы кхмеров. Лучи заходящего солнца окрашивают небо над старинными храмами во всевозможные оттенки желтого, розового, оранжевого, багряного, высвечивают громаду Ангкор-Вата и заливают мягким светом развалины башен и алтарей.
Именно здесь становится понятным, насколько грандиозным был замысел великих императоров, поколениями строивших свою столицу во славу своих богов и данной ими божественной власти, которая ныне являет собой одно из самых невероятных творений человечества.
Храм-гора и его сакральное значение
Пном Бакхенг считается самым древним из храмов Ангкора, государственным святилищем первой столицы, возникшей в районе Ангкора. Это идеальное воплощение концепции храма-горы, которое стало образом для подражания при строительстве подобных культовых зданий.
Пном Бакхенг построен на естественном холме высотой в 65 метров, который служит его основанием. Эта особенность во многом определила дальнейшее развитие технологий строительства ангкорских храмов, которые возводились на равнине на искусственных насыпях.
Традиционный кхмерский храм-гора построен в форме ступенчатой пирамиды, которая отражает индуистскую модель мира, где храм символизирует священную гору Меры – центр мироздания. Храмы-горы окружены концентрическими стенами и водоемом, олицетворяющими горные цепи и воды Молочного океана вокруг Меру. Его пять ярусов, основание и верхняя часть воплощают семь уровней небес, от нижнего мира, населенного людьми, до верхнего – обители богов и праведников. Верхний ярус увенчан четырьмя башнями-прасатами, расположенными по углам и окружающими центральную башню, где находится главное святилище с лингой.
Каждый элемент Пном Бакхенга заключает в себе особый смысл. Так, на каждом из пяти ярусов расположено по двенадцать прасатов, по числу знаков Зодиака и лет в цикле восточного календаря. Пять ярусов в свою очередь символизируют пять двенадцатилетних циклов, которые составляют самватсару – шестидесятилетний цикл в ведическом исчислении времени.
В сумме с сорока четырьмя башнями у основания храма и четырьмя прасатами вокруг центрального святилища количество башен составляет 108 – сакральное число всех ведических религий. Башни-прасаты расположены таким образом, что с каждой стороны одновременно можно увидеть только 33 башни – именно столько богов обитает на горе Меру. Длина верхней террасы равняется 108 хатам, единицам длины древних кхмеров.
Тесная связь храма с календарем подтверждается надписью, найденной на одной из его стен, которая гласит, что храм предназначен «олицетворять своими камнями движение звезд».
История Пном Бакхенг
В конце IX века к северу от озера Тонлесап развернулось оживленное строительство. Вокруг холма Пном Бакхенг появился город, который стал новой столицей Кхмерской империи. Город получил название Яшодхарапура, что означает «Святой город» или «Главный город».
Король Яшоварман I, основавший новую столицу, был энергичным и образованным человеком, философом, поклонником искусств. Его новая столица должна была стать образцом идеального города и религиозным центром страны. Едва придя к власти в 889 году, он переносит столицу из города Харихаралайя, основательно разрушенного междоусобной войной, в строящуюся невиданными темпами Яшодхарапуру. В том же году он закладывает главный храм.
На соседних холмах король строит храмы Пном Кром и Пном Бок. Все три храма образуют собой треугольник, который, по мнению исследователей, символизирует трех верховных богов индуистского пантеона – Брахму, Вишну и Шиву.
Строительство Пном Бакхенга завершается в 907 году, и на ближайшие три столетия храм становится главным храмом усиливающейся Кхмерской империи.
В 1177 году Яшодхарапура подвергается разрушительному нападению племени чамов и больше не восстает из руин. Король Джайаварман VII, изгнавший чамов из Камбоджи, основывает неподалеку новую столицу Ангкор-Тхом.
После упадка всего Ангкора после войн с тайцами Яшодхарапура предается окончательному забвению, до того времени, пока город не обнаруживает французский исследователь Анри Муа, благодаря которому Ангкор получает мировую известность.
В 1919 год археолог и хранитель Ангкора Анри Маршаль приступает к расчистке храма, сильного повреждённого временем и строительством статуи Будды, которое пытались вести буддистские монахи, используя элементы старого храма. В 1931-1934 годах здесь проводит раскопки Виктор Голубев, который выдвигает гипотезу о том, что храм был центром первой столицы этого района и, соответственно, является древнейшим сооружением на территории Ангкора.
Архитектура Пном Бакхенг
Пном Бакхенг – удивительный пример гармонии природы и человеческого мастерства. Его яруса вырезаны прямо в горной породе и облицованы песчаником. Храм выглядит так, словно он был целиком построен из глыб песчаника, и сложно поверить, что, по сути, он является надстройкой над естественной возвышенностью.
Некогда храмовая гора была окружена рвом размером 652 метра на 435 метров и стенами с четырьмя входами через надвратные башни-гопуры, ориентированные по сторонам света. За рвом лежала Яшодхарапура, окруженная крепостными стенами длиной около четырех километров каждая. До наших дней ни водоем, ни городские постройки, к сожалению, не дошли.
Центральный вход в храм осуществлялся с востока через восточную гопуру внешнего пояса ограждений, остатки фундамента которой можно найти возле дороги. На вершину холма вели четыре каменные лестницы, по одной с каждой из сторон. Восточная лестница сейчас сильно разрушена, и проход по ней запрещен, остальные также довольно сильно пострадали от времени и буйной тропической растительности.
Дальше посетители через восточную гопуру внутреннего ограждения попадали во двор размером 190 метров на 120 метров, окружающий храм, проходили между двумя библиотеками и оказывались у подножия пирамиды храма, окруженного 44 башнями-прасатами.
Пирамида храма состоит из пяти ярусов общей высотой 13 метров, через которые проходят крутые каменные ступени, ведущие на верхний уровень. Длина каждой стороны основания составляет 76 метров, а платформа верхнего уровня, где расположено главное святилище, имеет размер 31 метр на 31 метр. На террасах можно видеть остатки 60 прасатов, по 12 на каждой. Кое-где сохранились скульптуры каменных львов, которые считаются самыми совершенными в Ангкоре образцами воплощения этого животного в камне. По углам верхнего яруса расположены 4 прасата, а посередине – центральная башня.
Храм ориентирован на восток, поэтому все прасаты на террасах имели один вход, восточный. Башни, которые окружали главное святилище, имели по два входа – с востока и с запада, а в центральную башню можно было попасть со всех четырех сторон света.
В некоторых святилищах сохранились удивительной красоты барельефы, изображающие небесных танцовщиц апсар, деват, богов и затейливые растительные орнаменты.