188 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хиджры опасная каста неприкасаемых в индии 18

Хиджры: Как живёт каста неприкасаемых, и почему в Индии боготворят и опасаются «третий пол»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мужчины, которые хотят быть женщинами

Есть несколько стереотипов, к которым прибегают европейцы, описывая касту хиджр. Мужчины, которые хотят быть женщинами; проституированные гомосексуальные мужчины; кастраты; природные гермафродиты. На самом деле, ни одно из этих описаний не является полным, хотя все эти типы можно встретить в касте хиджр. Кроме них, частью касты являются женщины — жёны и дочери мужчин-хиджр. Правда, женщин касты хиджра государство не считает третьим полом.

Хотя среди хиджр немало гермафродитов и транссексуалов, решивших перейти в хиджры из других каст в зрелом возрасте, во многих случаях о добровольности ношения женского образа или, тем более, занятий проституцией в среде хиджр говорить нельзя. Хиджрами становятся или по факту рождения внутри касты — никакую другую карьеру рождённому хиджрой кроме тех, что связаны с его кастой, просто не разрешат сделать ни окружающие, ни другие члены общины; или в хиджры могут купить ребёнка, «обладающего признаками хиджры» — с недоразвитыми гениталиями, подозрением на двуполость или просто «слишком красивого для мальчика». Торговля детьми в Индии вне закона, и, тем не менее, по факту борьба с ней очень слаба. У государства не хватает ресурсов, у рядовых полицейских на местах — желания.

Хиджр также часто обвиняют в краже детей, оставленных ненадолго без присмотра, поскольку воспроизводимость общины меньше смертности, а детей продают всё неохотнее. Сколько в этих обвинениях реальных фактов, а сколько — неприязни к касте, трудно сказать. Антропологические исследования касты хиджр пока не очень глубоки, и уж тем более никаким исследователям в своём уме члены касты не признаются, если какой-то из детей был похищен.

В любом случае, даже взрослые хиджры необязательно желают носить женский образ в нерабочее время. Многие дома ходят в обычной мужской одежде, далеко не все принимают женские гормоны (хотя, вероятно, подростков к этому порой принуждают из соображений выгоды для клана). С другой стороны, многие носят женскую одежду и макияж всю жизнь, в любых обстоятельствах. Есть и хиджры, которые ходят в мужской одежде на представления — они работают музыкантами при тех, кто танцует в женской одежде. Общину хиджр невозможно описать как нечто однородное. Она объединяет множество очень разных людей.

Утерянные евнухи

Хотя, вспоминая о двуполом божестве Ардханари, многие полагают, что каста хиджр существует в Индии очень давно, надо заметить, что следы этой касты трудно найти дальше, чем на несколько веков назад (что для индийской цивилизации, начинающейся ещё с хараппских городов, просто ничто). По гипотезе, которая выглядит очень убедительно, каста хиджр образовалась из евнухов, которые остались без хозяев после того, как индуистское население скидывало власть мусульманских правителей.

В гаремах мусульманской знати Индии — преимущественно пришлой по происхождению — евнухи играли множество разнообразных ролей. Они ухаживали за женщинами гарема, развлекали и их, и мужчин танцами и песнями, сохраняли разного рода обычаи, связанные с церемониями вокруг свадьб, рождений и похорон, занимались хозяйством. Без сомнения, молодых невольников-евнухов склоняли к сожительству хозяева, но в целом евнухи были просто прислугой, прежде всего — на женской половине дома.

Индуисты относились к евнухам и кастрации намного жёстче, чем мусульмане; кроме того, очевидно, поначалу все или почти все евнухи были сами мусульманами, то есть — представителями завоевателей. В индийском обществе слуги-кастраты оказались брошены на самое дно. Хотя они пытались сохранить за собой такие профессии, как исполнение танцев и участие в праздниках, в целом, чтобы выжить, евнухам пришлось сделать проституцию одним из основных занятий. Они также сблизились и смешались с общинами проституированных мужчин, которые существовали ещё до падения евнухов.

Первые хиджры-евнухи не могли воспроизводить численность общины своими силами. В то же время, евнухи старели и теряли клиентуру; чтобы выжить, им нужны были подчинённые и наследники. Так родился обычай, осматривая новорождённых на празднествах, выявлять «природных евнухов» — детей с нарушениями развития гениталий, и выкупать их, а также искать подростков с особенностями полового развития или, в конце концов, скупать мальчиков и затем кастрировать их либо же оставлять «на развод».

Со временем у хиджр сложилась своя особенная культура. Их речь опознаётся по большому количеству прибауток, полупристойных шуток и цитат из классической, часто иранского происхождения поэзии. Чтобы привлечь внимание, везде, где они появляются, хиджры хлопают в ладоши. Чтобы подаяние не выглядело милостыней нищему, они в ответ всегда благословляют, считая это своей особенной функцией. Благословение обычно выглядит как накладывание ладоней на голову подарившего деньги. Хотя кастрацию проходят далеко не все, есть поверье, что совсем настоящим хиджра становится только после её проведения. Молодые хиджры обязаны кормить не только кровных родственников, но и «наставниц».

Хиджры — благословение и проклятие

Со временем хиджры вписались в традиционное жизнь индуистского общества. Их посещения на семейных праздниках стало считаться благословением; если же где-то хиджрам были не рады, они грозили проклясть этот дом, пока не получат плату за свои пляски (которые исполняли в любом случае, чтобы никто не счёл, что они живут на милостыню). Как и во многих сообществах, индийцы традиционно верят в умение «женомужчин» навести порчу. Те, что придерживаются более прогрессивных взглядов, всё равно платят за танцы хиджр, потому что хотят прекратить скандал.

Туристы часто описывают хиджр как некрасивых, ярко накрашенных вымогателей в женской одежде. В то же время, можно найти интервью очень элегантных представителей касты, которые объясняют, почему никогда не опускаются до проституции и как строго относятся к танцевальному искусству. Правдой являются те и иные свидетельства. Есть целая прослойка хиджр, которые сумели поставить себя достаточно хорошо и благодаря внешности, искусству и затем отчислениям не менее искусных учеников (или учениц) могут получать хорошие деньги, поддерживать достойный уровень жизни и посвятить себя сохранению лучших традиций, подобно евнухам золотого времени мусульманских правителей Индии.

Читать еще:  Отдых в египте в октябре

Интересна роль подобных хиджр в сохранении муджра — танца куртизанок, чью общину разогнали в девятнадцатом веке англичане из-за роли этой общины в национально-освободительном подпольном движении индийцев. Собрания индийцев на муджра использовались для обсуждения планов и пропаганды, сами куртизанки часто были связаны с лидерами движения и помогали им. После того, как кварталы куртизанок принудительно закрыли, танцу муджра — мусульманскому переосмыслению индийского катхака, мягкому и волнующему — грозило исчезновение, но его начали исполнять проституированные мужчины, включая представителей общины хиджра. До сих пор муджра разной степени искусности танцуют на мужских вечеринках хиджры, обычно — транссексуалы, сделавшие или делающие переход.

В то же время, менее искусные, разрушенные наркотиками или алкоголем с подросткового возраста, слишком рано проституированные, попросту некрасивые внешне хиджры — будь то обычные мужчины в женском, кастраты, трансгендеры или природные гермафродиты — не имеют возможности ни добывать пропитание одним только искусством, ни освоить любую другую профессию, кроме танцев — для общества они до сих пор неприкасаемые, несмотря на то, что говорит об этом закон. Для них нет другого выхода, кроме проституции и вымогательств, прикрытых ради сохранения остатков достоинства вековыми традициями и способностью благословлять, делая мужчин и женщин плодородными.

Считается, что индийское правительство благоволит хиджрам — оно ввело ради них понятие третьего пола, что, теоретически, должно повышать их статус, переведя из ранга «неправильных мужчин» в нечто особенное. Однако многие реальные проблемы сообщества не решаются. О раннем принуждении мальчиков к проституции, вызванном нищетой, молчат даже активисты, опасаясь увеличить стигматизацию общины и лишить тех же мальчиков возможность освоить какую-то другую профессию в будущем, когда слово «хиджра», возможно, перестанет быть клеймом. О приниженном положении женщин не говорит вообще никто — оно таково почти по всей Индии. Нет больших программ, расширяющих выбор профессий в сторону, например, удалённых (то, что можно делать через интернет), независимо от того, третьего ты пола или одного из «первых» и богаты ли твои родители и опекуны.

Смена пола в восточном обществе может быть и временной. К ней относится афганская традиция «бача пош»: пусть дочь будет сыном… но не навсегда.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Хиджры – опасная каста неприкасаемых в Индии (18+)

Во время посещения Мумбаи часто нас нелегкая заносила в районы, где находиться было, мягко говоря, стремно. В трущобах, например, был такой запах, что казалось, что молекулы различных болезней, размером с бильярдный шар, так и носятся в воздухе. Но это все цветочки, по сравнению с районом хиджр.

Хиджры – это индийская каста неприкасаемых, в которую входят представители третьего пола. Причем к третьему полу здесь относят гораздо большее количество людей. В своем посте “Катои, трансвеститы, геи — кто есть кто в Таиланде? (18+)” я уже рассказывала про бисексуалов, трансгендеров и гомосексуалистах, но в Индии мы несколько расширили свои познания в этом вопросе.

В касту хиджр так же входят: интерсексуалы (наличие признаков обоих полов), гермафродиты (наличие не только мужских и женских половых признаков, но и репродуктивных органов, чаще всего один из них недоразвит), гинандроморфы (у одного человека крупные участки тела имеют признаки разных полов, например, одна грудь мужская, вторая женская), а та же кастраты (ну с ним все более или менее понятно, еще со времен китайского царства кастратов).

По идее они все должны быть кастратами, так как считается, что хиджра не является настоящей хиджрой пока не пройдет ритуальную кастрацию от руки более старшего члена общины. Сейчас эти ритуалы в Индии официально запрещены, но их все равно продолжают делать подпольно. Причем, кровь после ампутации останавливать не принято. Представляете себе картину: кладут ваш детородный орган на табуретку и… И все, нет больше органа.

Хиджры одеваются и ведут себя как женщины и имеют по настоящему культовый статус, так как считается, что им благоволит богиня Бахучара Мата (кто-то вроде Богини-матери в индийском пантеоне).

Хиджр одновременно и боятся и почитают. Бездетные просят у них благословения, их приглашают на свадьбы и праздники по случаю рождения детей. А если не приглашают, то они сами придут – и это обойдется еще дороже, так как придется откупаться и за нанесённое им оскорбление.

Если же хиджру оскорбить или они окажутся недовольны оказанным им приемом, то они могут наслать порчу или проклятье, сделать женщину бесплодной, а мужчину импотентом или гомосексуалистом.

Кроме ритуалов хиджры зарабатывают так же проституцией, наркоторговлей, попрошайничеством, жульничеством, мошенничеством и т.п. Быть хиджрой, дело весьма прибыльное. Поэтому некоторые особо предприимчивые индийцы, просто переодеваются в женщин и изображают из себя хиджр, не являясь на самом деле таковыми.

Но не стоит забывать, что хиджры это каста и живут они общиной, так что если такого залетного казачка поймают – мало ему не покажется, а учитывая их темперамент, можно смело предположить, что в полку кастратов прибудет после этой встречи.

Индусы рассказывают страшные истории, что по районам, где много хиджр, мужчине опасно ходить одному, ведь они могут охмурить понравившегося представителя мужского пола, соблазнить, а потом сделать одним из них (в смысле кастрировать).

На сколько это правда – черт знает, но проверять на себе желания не было и нет. Кстати, во многом из-за этого, все фотки честно взяты из интернета, где в свободном доступе есть очень интересные работы.

Например, для иллюстрации этого поста мы ипользовали фотографии Мухаммеда Мухейсена из его художественного проекта «Двойная жизнь» . Ради этих работ он несколько лет прожил среди хиджр, чтобы лучше понять и заслужить их доверие.

Читать еще:  Отдых в южном гоа в марте

Не мужчины, не женщины: как живёт каста хиджр в Индии?

В 2014 году в Индии официально появился третий пол. К нему отнесли всех, кто принадлежал к хиджрам — касте неприкасаемых, включающей в себя около пяти миллионов кастратов, трансгендеров и гомосексуалов.

Хиджры зарабатывают на жизнь в основном традиционными песнями и танцами. Одни соотечественники их сторонятся и презирают, другие же готовы молиться на хиджр и ловить каждый их взгляд. Так почему же к этой касте такое двоякое отношение?

Как появилась каста хиджр

Как известно, в современной Индии до сих пор существуют различные касты. История многих из них, таких как брахманов-священнослужителей и кшатриев-воинов, уходит своими корнями в давние века. А вот хиджры, каста неприкасаемых, появились не так давно. Вероятно, в касту объединились евнухи, оставшиеся без своих хозяев после того, как Индия избавилась от власти мусульман. Поскольку евнухи были кастратами и в придачу мусульманами, то они оказались на самом дне социальной ямы Индии.

Ситуация для ставших никем евнухов сложилась патовая. В гаремах своих господ они привыкли только развлекать хозяина и его гостей песнями и танцами, вели хозяйство и, конечно, смотрели за жительницами гарема. Ничего особо полезного, например, возделывать землю, они не умели. Чтобы выжить, евнухи вынуждены были пойти на улицы и предлагать своё тело мужчинам, чтобы получить еду и деньги. Со временем общины евнухов объединились с общинами мужчин-проституток, ещё более презираемых, чем они сами. Конечно, естественного прироста в таких общинах не было, да оно и понятно — мужчины же не могли родить. Тогда евнухи придумали выход.

Евнухи, замаскировавшись под женщин, стали ходить на празднества по случаю рождения ребёнка. Там они осматривали малышей, чтобы найти среди них тех, у кого имелись нарушения формирования гениталий, например, гермафродитизм. Со временем такие осмотры стали традицией, которой никто не препятствовал. К тому же, на праздниках хиджры высматривали подростков, выказывающих признаки особенного полового развития, или просто слишком красивых мальчишек. Таких детей они выкупали у их родителей. Бывало, что детей просто крали, а после оскопляли, принимая в свою касту. Некоторых оставляли невредимыми, так сказать, на развод. После приказывали им спать с женщинами, чтобы те рожали новых членов касты. Сегодня же к хиджрам приходят сами.

Внутренние порядки в касте хиджр

Обычно к хиджрам приходят те, кто с самого детства ощущает свою принадлежность не к мужскому полу, а к женскому, то есть трансгендеры. Причём, это могут быть как совсем юные парни, так и мужчины в возрасте. Попадают в эти общины Индии и гермафродиты, и гомосексуалы. Словом, те, кто не вписывается в традиционное индийское общество и подвергается гонениям. Часто к хиджрам подбрасывают детей или отдают больных мальчиков. Женщины в общинах тоже есть, но они хиджрами не считаются, лишь их жёнами и дочерьми. Кстати, хиджры могут иметь детей, ведь не все из них подвергаются кастрации.

Однако подавляющее большинство хиджр всё-таки предпочитает пройти обряд кастрации. Для них не важно, что он проходит совершенно негуманно, они хотят избавиться от всякого напоминания о своём гендере. Процедура кастрации проходит в главном доме общины, руководит всем гуру, он же и проводит обряд. Желающий стать настоящим хиджра кладёт свои гениталии на стол, а гуру одним чётким ударом большого ножа отрубает их. Рану не прижигают и не перевязывают, кровь должна остановиться сама. Хиджры считают, что вместе с льющейся из раны кровью из неофита выливается «всё мужское». Разумеется, после такой «операции» остаётся ужасный на вид шрам, но хиджр это никак не волнует. Выполнять свою работу им это не мешает.

После проведения обряда оскопления наиболее почётные члены этой касты неприкасаемых решают, чем будет заниматься хиджра. Каста подвержена внутреннему делению, и положение в ней напрямую зависит от привлекательности и умений. В том числе и от умения наносить яркий, даже кричащий макияж и делать красивые причёски. Те, кто явно некрасив внешне, отправляется попрошайничать на улицы или предлагать своё тело.

Красивые хиджры могут рассчитывать на работу получше. Они ходят на праздники, где поют и танцуют. К слову, в касте трансгендеров в Индии многие изучают древнюю персидскую и индийскую поэзию. К тому же, хиджры сохранили уникальный и невероятно красивый и чувственный танец куртизанок — муджра, едва не исчезнувший в XIX веке. Так что в какой-то степени хиджр можно назвать хранителями древних традиций. А ещё большинство хиджр поклоняются двуполому божеству Ардханари или богине-Матери Бахучара Мата. Возможно поэтому некоторые индийцы относятся к ним с благоговением.

Любовь и ненависть к людям третьего пола

В Индии и в соседних странах к касте хиджр у людей двойственное отношение. Касты неприкасаемых, как правило, презирают и не общаются с их членами. Однако хиджр зовут на многие праздники, такие как свадьбы и рождение ребёнка. Считается, что благословение хиджры может обеспечить молодожёнов хорошим потомством. Бывает и так, что хиджры приходят на праздники без приглашения. Тогда их не прогоняют, опасаясь навлечь на себя проклятия, а позволяют спеть и станцевать, одарив после этого деньгами.

Индусы верят, что хиджры способны навести страшную порчу, сделав человека импотентом или бесплодным, или наградив его проказой. Но вместе с тем хиджр зовут, чтобы избавиться от этих же болезней. Интересен и обряд проклятия неугодного хиджрой. Хиджра начинает разоблачаться или поднимать подол сари, открывая свои гениталии. Точнее, то, что осталось на их месте, — безобразный шрам. Считается, что увидев такое, человек будет навеки проклят. Поэтому с особо наглыми хиджрами предпочитают не связываться. Им просто дают деньги и выделяют несколько минут на их танцы и песни. К менее талантливым и красивым хиджрам отношение другое.

Читать еще:  Острова таиланда описание и фото

Поскольку не все хиджры красивы и умеют петь и танцевать, большинство из них зарабатывает на жизнь попрошайничеством и проституцией. Ярко размалёванные (по-другому и не скажешь) хиджры предлагают себя и днём, и ночью. Сношения с «женомужчинами» считаются порочащими репутацию. Но многие мужчины, состоящие в несчастливом браке, закрывают глаза на этот факт. От хиджр они получают ласку и заботу, некоторые встречаются со своими «любовницами» годами. Хиджры-попрошайки просто ходят по улицам или по вагонам поездов и привлекают к себе внимание, хлопая в ладоши. Люди дают им деньги, а в ответ получают благословение, считающееся у самих хиджр их особым даром. Отказываться или убирать голову от рук хиджры не принято — можно навлечь на себя проклятье.

Долгожданное признание хиджр

Долгое время положение касты хиджр в индийском обществе было весьма шатким. Всё-таки большинство ненавидело эту касту трансгендеров и гомосексуалов. Бывали и стычки, и нападения на общины хиджр. Поэтому в 2014 году Верховный суд Индии признал всех, кто состоит в касте, людьми третьего пола.

Таким образом хиджры получили выбор: заняться своими привычными делами или освоить какую-то другую профессию. Раньше для них это было недоступно из-за непринятия обществом. Признав хиджр третьим полом, Индия наконец сделала шаг к устранению многовекового кастового разделения.

Кто такие неприкасаемые

Исторически индийское общество делится на четыре основные касты – брахманов (учителя, жрецы), кшатрии (военные, руководители), вайшья (торговцы, чиновничество), шудра (рабочие, обслуга). Но есть те, кто не подходит под эти четыре категории и с ними запрещено контактировать. Это далиты, или неприкасаемые.

Согласно индуистской мифологии, первые законы создал единственный выживший после Великого потопа человек Ману. В этих законах – смрити – он описал свое представление о делении общества и обозначил касту неприкасаемых – тех, кто по жизни и роду деятельности соприкасается с нечистотами, трупами и глиной.

Ученые считают, что такое разделение в индийском обществе возникло в результате рациональных соображений. В жарком климате, крайне благоприятном для развития инфекций, очень небезопасно общаться и дотрагиваться до людей, занимающихся черной работой. Поэтому далитам нельзя пользоваться общественными колодцами, ходить по тротуарам и посещать общие храмы. Раньше нельзя было пользоваться общественным транспортом, теперь для них существуют вагоны третьего класса и свои автобусы. Далиты не посещают столовые и едят только из собственной посуды.

На сегодняшний день далитом считается каждый пятый индиец, это около 250 млн человек. И разумеется, эта огромная каста делится еще на десятки подвидов.

Чандалы

Это именно те, кто контактирует с нечистотами – ассенизаторы, мусорщики, чистильщики каналов. Поскольку в Индии не приветствуются межкастовые браки, будущее детей чандалов предрешено с рождения. Если твой отец собирает мусор, ты вырастешь и станешь дворником. Без вариантов.

Но к чандалам относят также бомжей – опустившихся людей, живущих на подаяние (не путать с нищенствующими монахами) и зараженных социально опасными болезнями (проказа, полиомиелит). Говорят, чандалы едят собак, и это отвращает от них остальных жителей Индии. На самом деле, контакт с ними действительно небезопасен.

Чамары

В нашем понимании их сложно причислить к отбросам общества. Это люди, чьей профессией является работа с трупами животных. Например, сюда относятся рыбаки, потому что потрошат рыбу. Или кожевенники, потому что выделывают шкуры. И, разумеется, работники скотобоен.

Часто бывает, что чамар, честно занимающийся своей профессией, оказывается гораздо богаче своего соседа-кшатрия, но тот все равно никогда не подаст ему руки.

Хаджджам

Этого нам никогда не понять – парикмахеры! Им разрешено дотрагиваться только до волос клиента. Но на практике с ними, по крайней мере, можно разговаривать. Кстати, в бедных районах Индии в обязанности цирюльников до сих пор входит удаление больных зубов.

Чаран

Очень интересная каста, своего рода интеллигенция среди неприкасаемых. Это бродячие музыканты, циркачи, сказители, артисты. Учитывая, что большинство болливудских актеров принадлежат к высшей касте брахманов, можно сделать вывод, — бродячие артисты отнесены к далитам именно потому, что живут кочевой жизнью со всеми эпидемиологическими вытекающими.

Хиджра

Уникальное явление. Это такие транссексуалы-мужчины, которые носят женскую одежду. Они зарабатывают на жизнь выступлениями на народных свадьбах, а также подаянием. Например, на мальчишник в Индии нельзя пригласить стриптизершу (их там и не существует, по-моему), а хиджру можно. Она (оно) будет танцевать и развлекать мужчин.

Хиджру ни в коем случае нельзя обижать – ее проклятие считается самым сильным.

Ошибочно считать хиджру гомосексуалистом. Многие из них женятся и имеют большие семьи. Просто работа такая. Например, Верка Сердючка – хиджра:)

Агхори

Самая страшная каста священных каннибалов. Это монахи, поклоняющиеся Шиве, богу разрушения, и Кали, богине смерти. Они живут в местах ритуального сожжения тел умерших, очень много их в Варанаси . Их тело обмазано золой с ритуальных костров, гениталии обмотаны цепями, а на поясе висит человеческий череп, который они используют в качестве посуды.

Агхори выжигают себе язык горячим углем и питаются несгоревшими останками. С ними не контактируют даже остальные далиты.

Часто агхори совсем не носят одежды, а обязательным атрибутом для них является постоянное курение гашиша из огромных чиломов (глиняных трубок).

Вешья (девадаси)

Вешья – это проститутки. Принято считать, что в Индии проституции нет. По крайней мере, для индийской женщины это точно не самый привлекательный способ заработка. Но есть район проституток в трущобах Мумбая . Они очень дешевые и практически все больны СПИДом.

Другое дело – девадаси. Это храмовые танцовщицы, до недавнего времени за небольшую финансовую жертву храму ими можно было пользоваться как женщинами. Сейчас это запрещено законом, но в отдаленных уголках Индии еще можно встретить храмы с девадаси.

Вообще, современная конституция Индии отрицает деление общества на касты. Однако на практике все намного сложнее. Традиции нельзя в одночасье устранить законодательным актом, а индийцы свято чтут свою историю и заветы предков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector