0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Харьковский музей железнодорожной техники

Харьковский музей железнодорожной техники

Музей расположился на территории бывшей станции
Харьков – Товарный, которая находится вблизи Южного вокзала, сразу за Северным терминалом.
Ну что, прогуляемся по музею?

Харьковский Музей железнодорожной техники — самый большой в Украине по количеству экспонатов, которых насчитывается более 800. Экспонаты представляют развитие техники, начиная с конца XIX века, когда образовалась Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, и заканчивая 90-ми годами XX века.
Паровоз 9П 9 тип паровоза заводское обозначение маневровый танк-паровоз типа 0-3-0, выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год. Последний советский паровоз нормальной колеи.

Паровоз Э (прозвища Эховский, Эхо, Эшак) русский и советский грузовой паровоз типа 0-5-0. Данный экземпляр в последнее время стоял на ст. Основа. Чтобы отличать паровозы серии Э с удлиненной топкой, им была присвоена серия Э — Э реконструированный.

Автомотриса двухосная. Служебная автомотриса строившаяся в СССР с 1964 по 1980 гг на Великолукском локомотивовагоноремонтном заводе. Является дальнейшим развитием автомотрисы выпускавшейся с 1948 по 1964 годы.

Уникально сохранившийся грузовой вагон 1922 года выпуска.

ТГК 2 серийный советский маневровый и промышленный тепловоз с гидропередачей, сделанный на Калужском машиностроительном заводе. Данный экземпляр был построен в 1987 году. Передан в локомотивное депо Основа с баланса Харьковского отделения Южной ЖД в 1997 году в неработающем состоянии.
В Основе он был отремонтирован и сдан в эксплуатацию. Использовался для выполнения работ на территории депо, также на основянском заводе железобетонных конструкций. С 2012 года тепловоз пришел в негодность из-за неисправности дизеля и главного вала гидравлической передачи.

ДР1А. Дизель-поезд рижский, первая модель. Первый советский серийный дизель-поезд.

Тепловоз ТЭП60 — пассажирский тепловоз производившийся в СССР на Коломенском тепловозостроительном заводе с 1960 по 1985 год. Всего было построено 1241 тепловоз этой модели.
Данный экземпляр обеспечивал пригородные и пассажирские перевозки на участках Ромны — Бахмач, Ромны — Качановка, Ромны — Ромодан, Ромны — Кременчук.

2м62 двухсекционный грузопассажирский тепловоз, созданный в 1965 году и выпускающийся на Луганском тепловозостроительном заводе с 1965 года. Данный экземпляр начали использовать в 1986 году в локомотивном депо Коростень Юго-Западной ЖД, в 2006 году он был передан в локомотивное депо Гребенка, где использовался в основном, как локомотив для грузовых поездов.

ЧС2. От постройки ЧС2т-357, заводской № 4952 (на табличке 4949), тип 53E1. С завода поступил в депо Харьков-«Октябрь». КР-2 Запорожский ЭРЗ 2000 г.

ЭР 2. С завода поступил в депо Харьков ЮЖД в 10-ти вагонной составности. Позднее электропоезд был передан в депо Люботин ЮЖД. Вагоны ЭР2-336 работают в двух составах — ЭР2-336(09)/872 и ЭР2-636(07)/336(01). В первой половине 2004 года электропоезд ЭР2-636/336 прошел капитально-восстановительный ремонт в условиях депо, после чего ему было присвоено имя «Вiдродження» («Возрождение»).

ТЭ10. Данный экземпляр был построен Харьковским заводом транспортного машиностроенияим. В.А. Малышева в 1961 году и передан для эксплуатации в депо Гребенка. Отработав всего 20 лет в 1981 году был списан и передан в Лубенскую техническую школу, где был установлен, как учебный экспонат.

ВЛ22М. Построен НЭВЗ. С завода поступил в ТЧ Инская Западно-Сибирской ж. д.

Один из старейших пассажирских вагонов.

Более 500 экспонатов размещены в крытом выставочном павильоне. Документы и чертежи, инструменты и разнообразные технические средства свыше столетней давности железнодорожники магистрали бережно собирали и хранили на протяжении многих лет.

Экспозиция кабинета начальника дороги.

Рельсы разных годов.

Марки и конверты железнодорожной тематики.

Старинные книги и печатающая машинка.

Еще один кабинет.

Множество документов и книг.

Книги, книги, книги.

История строительства управления ЮЖД.

Книга посетителей. Конечно и я не мог пройти мимо и оставить там свой след.

Отдельной темой стоит отметить мастерство одного из конструкторов-модельщиков, который делал макеты подвижного состава. Смотреть на эти работы можно часами.
Борис Сергеевич Федоров происхождением из коренных харьковчан. Его предки из дворянской или мещанской семьи среднего достатка, поэтому в советское время в семье не поощрялись широкие разговоры вспоминала свое прошлое.
В августе 1943 года пережив тяжелое время оккупации в Харькове и достигнув призывного возраста Борис вступил в ряды Красной Армии. Младший сержант Федоров успел повоевать на 3-м Прибалтийском, 2-м Белорусском и Забайкальском, получил от командования три благодарности за отвагу, мужество и мастерство, медали за победу над Германией и над Японией. Борис Сергеевич Федоров происхождением из коренных харьковчан. Его предки из дворянской или мещанской семьи среднего достатка, поэтому в советское время в семье не поощрялись широкие разговоры вспоминала свое прошлое.
В августе 1943 года пережив тяжелое время оккупации в Харькове и достигнув призывного возраста Борис вступил в ряды Красной Армии. Младший сержант Федоров успел повоевать на 3-м Прибалтийском, 2-м Белорусском и Забайкальском, получил от коммандования три благодарности за отвагу, мужество и мастерство, медали за победу над Германией и над Японией.

Демобелизовавшись в 1950-м году с военной профессией подрывника заочно учился в Харьковском строительном институте, но высшее образование не окончил.
Свою рабочую судьбу Б.С.Федоров связал с харьковским водотрестом (ПО «Харьковкоммунпромвод»), где работал с 1960-х годов инженером абонентного отдела, имел почетные грамоты и поощрения.

Читать еще:  Отдых на озере севан

15 лет руководил судомодельной секции областной станции Юных техников.
Проживая недалеко от железной дороги в детстве он часто упрашивал бабушку сходить. С трепетом рассказывает он в единственном сохранившемся на видео интервью о «магии» живого паровоза, которое и стало, видимо, главным побудительным мотивом к оригинальному хобби. Увлекся моделированием в школьные годы (в довоенном Харькове был огромный первый в СССР Дворец пионеров с модельными кружками).
Серьезное увлечение железно дорожным моделизмом началось у Федорова в конце 50-х гг. Тогда ему попался журнал «Железнодорожные модели». Тогда железнодорожное моделирование в СССР только начиналось.

Не удовлетворяясь моделями заводского производства он перешел к самостоятельному изготовлению. Здесь помогали и железнодорожные связи, которые легко образовывались, как только новые знакомые видели масштабы развернутой работы. А нужны были и разнообразные чертежи и фотографии подвижного состава прошлых лет. Со временем у Федорова образовалась большая библиотека книг посвященных, как зарубежному, так и отечественному подвижному составу, а также зарубежных изданий посвященных железнодорожному моделизму (отечественные запоздали на несколько десятков лет и появились только в 1980-х гг.).

Многие из книг он привез самолично из туристических поездок в ГДР, ЧССР, Австрию и Швецию. Оттуда же привозил и модели, аксессуары. Творческий аппетит рос и вскоре Федорову захотелось создать коллекцию включающую от первых до последних и, как зарубежных, так и отечественных локомотивов. Над этим он трудился более 30 лет. Около 15 лет создавался и совершенствовался действующий железнодорожный макет (длинна 4,5 х 1,4 м).

В результате, к началу 1990-х гг. его коллекция составила больше сотни единиц. Частыми гостями в квартире Федорова были более юные коллеги по железнодорожному моделизму и юные железнодорожники с Малой Южной.

Умер 1 мая 1994 года.
Можно позавидовать с выбором спутницы жизни, которая невозревновала к такому затратному хобби и в финансовом и в временном измерении. Благодаря Евгении Петровне уникальная коллекция не была распродана по частям, но нашла свое благородное общественное предназначение, лучше которого вряд ли можно придумать. Теперь тысячи ребятишек с восторгом наблюдают прохождение локомотивов по замысловатым просторам действующего макета.

Кроме того, Федоров на высоком уровне создавал копии известных живописных полотен для чего даже выезжал в Москву и посещал Третьяковскую галлерею. Самостоятельно разработал и собрал малолитражный автомобиль в середине 70-х гг.(к сожалению, в начале 80-х на нем же попал в аварию, что нанесло ущерб здоровью).

Если все пути на макете выровнять их общая длинна составит более 35 метров. В управлении участвуют 22 электрические и 8 ручных стрелок. Многочисленные тоннели и 5 мостов различных конструкций, пассажирская станция, сортировочный узел, ремонтное депо с поворотным кругом, угольная эстакада и гидроколонки.

Наименьший локомотив в коллекции длинной 7 см вместе с тендером.

Все в рабочем состоянии.

Количество моделей кружит голову.

Есть также зарубежные модели подвижного состава.

Модели, модели, модели.

Все на столько идеально.

Есть и большие модели.

На этом всё. Путешествуйте, развивайтесь, находите что-то новое.

Харьковчане за электротранспорт

Музей истории ЮЖД

На Южной железной дороге всегда старались сохранить память о прошлом. Для этого во многих ее структурных подразделениях существуют свои музеи, комнаты славы и мемориальные уголки, в которых на протяжении десятилетий по крупицам собиралась история. Но основным местом концентрации железнодорожной летописи является музей ЮЖД, расположенный в здании бывшего ДК «Железнодорожник», а ныне — Центральном доме науки и техники.

Он был создан более 40 лет назад, и за это время его посетителями стали представители не одного поколения железнодорожников, а значит — десятки тысяч не безразличных к прошлому своей магистрали людей. В музее собраны исторические материалы со всех уголков Южной дороги, касающиеся различных периодов ее деятельности. Сегодня здесь насчитывается свыше двух тысяч экспонатов, многие из которых имеют не только историческую, но познавательную ценность.

Буквально с порога посетителей встречает колокол, в который раньше били при прибытии поезда. Ударив в него, начинается экскурсия со стенда, повествующего о первом паровозе, его изобретателе. Далее стенд о строительстве железной дороги нашего региона, прибытии первого поезда. Здесь есть ручная тачка, замысловатые инструменты и другие орудия труда, с помощью которых в позапрошлом веке строилась железная дорога на Слобожанщине. Большая экспозиция раритетов передает дух всех последующих за этим событием эпох — разнообразные документы, именные часы машиниста паровоза, электромеханические приборы, контролирующие движение поездов, а также диорама, посвященная временам гражданской и Великой Отечественной войн, настенный телефон «Эрикссон», изготовленный в конце XIX века, в деревянном корпусе.

Причем каждый экспонат может поведать много интересного. Скажем, огромный макет паровоза серии СО, который в свое время выпускал Харьковский завод им. Малышева, имеет довольно любопытную историю. Дело в том, что в 1990-е годы в музей обратилось руководство этого предприятия с просьбой восстановить один из первых выпущенных «малышевцами» локомотивов, который «дожил» до наших дней. Заводчане намеревались установить свою находку на территории завода на пьедестале, однако после реставрации у них возник закономерный вопрос: как правильно паровоз раскрасить? На уцелевших черно-белых фотоснимках нельзя разобрать цветовую гамму, в которую он был выкрашен. Вот тогда кто-то и вспомнил о макете из железнодорожного музея, созданном во времена, когда эти паровозы еще можно было увидеть «живьем»…

Читать еще:  Лучшее время для отдыха на бали

К 140-летию Южной дороги в музее был проведен капитальный ремонт и изменена структура экспозиций. Музей состоит из трех залов, разделенных по эпохам: зеленый зал (дореволюционный период строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги), красный зал (советский период развития Южной железной дороги) и синий зал (история развития ЮЖД во времена независимой Украины). В последнем зале о каждой из четырех дирекций железнодорожных перевозок — Харьковской, Купянской, Полтавской и Сумской — расскажет отдельный стенд. А под ними расположены макеты железнодорожной техники — точные копии вагонов и локомотивов. Но одной из главных «изюминок» является рельефная схема Южной дороги с подробным воссозданием не только железнодорожной магистрали, но и окружающего ее ландшафта. А это ни много ни мало — около половины территории Восточной Украины.
Немало интересных минут подарит посетителям музея и знакомство с макетом маршрута «Столичного экспресса» сообщением Киев—Харьков. На нем установлены уменьшенные копии четырех вокзалов Харькова, Полтавы, Миргорода и Киева. Между этими архитектурными красавцами следует маленькая точная копия самого поезда — он подаётся на платформы с привычными громогласными объявлениями дикторов, делает остановки в Полтаве и Миргороде, а после условной высадки-посадки пассажиров разворачивается на станции Киев-Пассажирский и снова возвращатся в родной Харьков. В пути следования состав преодолевает железнодорожные переезды, ему подмигивают «зеленым» светом маленькие светофоры. А на одном из запасных путей экспресс ожидает суперсовременный состав пассажирского скоростного поезда TGV, который на украинских стальных магистралях появится в не столь отдаленном будущем.

Автор данного проекта — Александр Плескач, посвятивший железной дороге практически всю свою жизнь и с молодых лет интересующийся железнодорожным моделированием. Идею создания макета со «Столичным экспрессом» он вынашивал не один год, но только благодаря вниманию руководства Южной дороги и лично ее начальника Виктора Остапчука она стала реальностью. Сегодня Александр Плескач, несмотря на солидный возраст, является руководителем творческой группы по восстановлению музея ЮЖД, активно помогает его молодому директору Андрею Прохорову в создании новой экспозиции, которая постоянно пополняется.

…Покидая музей, мы, как правило, в душе ощущаем какую-то грусть, словно выходим из «машины времени», с помощью которой переместились в далекое прошлое. А вот после посещения музея истории Южной железной дороги чувствуешь себя совсем по-иному, ибо в нем настоящее здесь постигаешь, опираясь на прошлое и заглядывая в будущее.

Музей приглашает группы интересующихся людей с понедельника по четверг по адресу ул. Котлова, 83. Телефон 724-35-29

Также экспонаты можно посмотреть на привокзальной площади у Северного терминала.

This entry was posted on Среда, Апрель 11th, 2012 at 09:52 and is filled under:

Музей истории и железнодорожной техники ЮЖД, Харьков, Украина — отзыв

Музей истории и железнодорожной техники ЮЖД в который хочется возвращаться.

Доброго времени суток дорогие читатели!

Вдогонку к прошлому отзыву хочется рассказать о музеи истории и железнодорожной техники ЮЖД который находится рядом с моим домом, но попали с сыном мы туда только в прошлом году. Мои стереотип о музеях таков — это нудно и неинтересно!

Музей истории и железнодорожной техники ЮЖД.

Адрес: 61052, г. Харьков, ул. Красноармейская 15-в,

Телефон: (057) 724-35-29, (057) 724-16-16

График работы — среда — воскресенье с 9.00 до 18.00.
Ближайшая станция метро: «Южный вокзал»

Госпредприятие “Южная железная дорога” имеет долгую и интересную историю, начало которой было положено в 1869 году. Узнать про её историю сегодня нам поможет музейний комплекс, который возник из трёх неповторимых экспозиций. Первая, обновлённая в 2009 году, находится в Центральном Доме Науки и Техники, и рассказывает в хронологическом порядке историю магистрали. Вторая – Музей истории и железнодорожной техники ЮЖД — открыта в 2014 году. Она расположена в реконструированном под музей помещении бывшего склада и имеет три зала, посвящённых развитию основных служб дороги. И наконец, третья экспозиция — выставка натурных экспонатов под открытым небом, находится рядом со второй на площади Северного терминала Южного вокзала. Она насчитывает 36 экспонатов, из которых самый старый — вагон 1922 года выпуска.

Основная масса экспонатов находится под открытым небом, внутреннее убранство музея очень современное, много экспонатов начиная с позапрошлого века и заканчивая нашим временем. Так-же есть экскурсовод, рассказывать начинают когда соберется группа людей. Но можно присоединится в любой момент, хотя самому рассматривать тоже будет очень интересно. Так-же есть макеты жд, различные инсталляции и смотрится это очень эффектно.

Музей состоит из трех залов, разделенных по эпохам: Зеленый зал (дореволюционный период строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги), Красный зал (советский период развития Южной железной дороги) и Синий зал (история развития во времена независимой Украины).

Кроме этого можно не просто узнать сухие факты истории, а еще и побывать в ней).

Сыну очень понравились макеты железной дороги, кстати я делала похожий курсовой проект, только на чертежах.

На мой взгляд самое интересное располагается под открытым небом, можно встретить различных персонажей)))), не буду раскрывать все карты, а то будет неинтересно.

Можно встретить различные виды локомотивов и подвижного состава, а так-же деревянные в которых везли пленных в концлагеря.

Читать еще:  Как правильно есть киви

Интересно было детям не просто смотреть, а еще полазить по экспонатам!

В музей вложена душа, везде порядок и красота, а это заметно по заинтересованности посетителей.

Вывод, музей истории и железнодорожной техники ЮЖД рекомендую к посещению! Он понравится всем!

Харьковчане за электротранспорт

Открытость и независимость информации о Харьковском транспорте

Музей истории ЮЖД

На Южной железной дороге всегда старались сохранить память о прошлом. Для этого во многих ее структурных подразделениях существуют свои музеи, комнаты славы и мемориальные уголки, в которых на протяжении десятилетий по крупицам собиралась история. Но основным местом концентрации железнодорожной летописи является музей ЮЖД, расположенный в здании бывшего ДК «Железнодорожник», а ныне — Центральном доме науки и техники.

Он был создан более 40 лет назад, и за это время его посетителями стали представители не одного поколения железнодорожников, а значит — десятки тысяч не безразличных к прошлому своей магистрали людей. В музее собраны исторические материалы со всех уголков Южной дороги, касающиеся различных периодов ее деятельности. Сегодня здесь насчитывается свыше двух тысяч экспонатов, многие из которых имеют не только историческую, но познавательную ценность.

Буквально с порога посетителей встречает колокол, в который раньше били при прибытии поезда. Ударив в него, начинается экскурсия со стенда, повествующего о первом паровозе, его изобретателе. Далее стенд о строительстве железной дороги нашего региона, прибытии первого поезда. Здесь есть ручная тачка, замысловатые инструменты и другие орудия труда, с помощью которых в позапрошлом веке строилась железная дорога на Слобожанщине. Большая экспозиция раритетов передает дух всех последующих за этим событием эпох — разнообразные документы, именные часы машиниста паровоза, электромеханические приборы, контролирующие движение поездов, а также диорама, посвященная временам гражданской и Великой Отечественной войн, настенный телефон «Эрикссон», изготовленный в конце XIX века, в деревянном корпусе.

Причем каждый экспонат может поведать много интересного. Скажем, огромный макет паровоза серии СО, который в свое время выпускал Харьковский завод им. Малышева, имеет довольно любопытную историю. Дело в том, что в 1990-е годы в музей обратилось руководство этого предприятия с просьбой восстановить один из первых выпущенных «малышевцами» локомотивов, который «дожил» до наших дней. Заводчане намеревались установить свою находку на территории завода на пьедестале, однако после реставрации у них возник закономерный вопрос: как правильно паровоз раскрасить? На уцелевших черно-белых фотоснимках нельзя разобрать цветовую гамму, в которую он был выкрашен. Вот тогда кто-то и вспомнил о макете из железнодорожного музея, созданном во времена, когда эти паровозы еще можно было увидеть «живьем»…

К 140-летию Южной дороги в музее был проведен капитальный ремонт и изменена структура экспозиций. Музей состоит из трех залов, разделенных по эпохам: зеленый зал (дореволюционный период строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги), красный зал (советский период развития Южной железной дороги) и синий зал (история развития ЮЖД во времена независимой Украины). В последнем зале о каждой из четырех дирекций железнодорожных перевозок — Харьковской, Купянской, Полтавской и Сумской — расскажет отдельный стенд. А под ними расположены макеты железнодорожной техники — точные копии вагонов и локомотивов. Но одной из главных «изюминок» является рельефная схема Южной дороги с подробным воссозданием не только железнодорожной магистрали, но и окружающего ее ландшафта. А это ни много ни мало — около половины территории Восточной Украины.
Немало интересных минут подарит посетителям музея и знакомство с макетом маршрута «Столичного экспресса» сообщением Киев—Харьков. На нем установлены уменьшенные копии четырех вокзалов Харькова, Полтавы, Миргорода и Киева. Между этими архитектурными красавцами следует маленькая точная копия самого поезда — он подаётся на платформы с привычными громогласными объявлениями дикторов, делает остановки в Полтаве и Миргороде, а после условной высадки-посадки пассажиров разворачивается на станции Киев-Пассажирский и снова возвращатся в родной Харьков. В пути следования состав преодолевает железнодорожные переезды, ему подмигивают «зеленым» светом маленькие светофоры. А на одном из запасных путей экспресс ожидает суперсовременный состав пассажирского скоростного поезда TGV, который на украинских стальных магистралях появится в не столь отдаленном будущем.

Автор данного проекта — Александр Плескач, посвятивший железной дороге практически всю свою жизнь и с молодых лет интересующийся железнодорожным моделированием. Идею создания макета со «Столичным экспрессом» он вынашивал не один год, но только благодаря вниманию руководства Южной дороги и лично ее начальника Виктора Остапчука она стала реальностью. Сегодня Александр Плескач, несмотря на солидный возраст, является руководителем творческой группы по восстановлению музея ЮЖД, активно помогает его молодому директору Андрею Прохорову в создании новой экспозиции, которая постоянно пополняется.

…Покидая музей, мы, как правило, в душе ощущаем какую-то грусть, словно выходим из «машины времени», с помощью которой переместились в далекое прошлое. А вот после посещения музея истории Южной железной дороги чувствуешь себя совсем по-иному, ибо в нем настоящее здесь постигаешь, опираясь на прошлое и заглядывая в будущее.

Музей приглашает группы интересующихся людей с понедельника по четверг по адресу ул. Котлова, 83. Телефон 724-35-29

Также экспонаты можно посмотреть на привокзальной площади у Северного терминала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector