Дом музей эль греко в толедо
На экскурсию в Толедо в поисках Эль Греко
Открытие в Толедо самой крупной выставки работ Эль Греко, приуроченной к 400-летию со дня смерти критского живописца, влечет в город множество поклонников его творчества. Уже в первый день работы выставки Толедо посетили более 4 тысяч человек.
Переехав в 1576 году из Италии в Испанию на службу к королю Филиппу II, Доменикос Теотокопулос (таково настоящее имя известного ныне художника Эль Греко) поселился в Толедо — древней столице Испании, центре искусств и просвещения того времени. Именно в Толедо живописец обратил свой взор на портретное искусство, которое принесло ему славу и огромное количество заказов. Эль Греко искренне любил Толедо и прожил здесь до конца дней своих.
И вот 400 лет спустя главный город сообщества Кастилия-Ла-Манча чтит память великого мастера и приглашает побродить по лабиринтам узких мощеных улочек, пропитанных глубоким средневековьем, где многие архитектурные памятники из ансамбля нетронутого временем исторического центра Толедо бережно хранят полотна Эль Греко.
Прежде всего, почитателям творчества живописца следует обратить свой взор на дом-музей Эль Греко, открытого в 1911 году маркизом де Валье-Инклан, который стремился популяризировать фигуру художника и его работы. Музей уютно разместился в еврейском квартале старого Толедо и представляет полотна финального периода творчества Эль Греко: «Искупитель», «Сан Бернардино», «Слезы Сан-Педро». Здесь же выставлена и знаменитая «Панорама Толедо» — визитная карточка города.
Миновав пару улиц в еврейском квартале, остановимся у скромной церкви Санто-Томе. Несмотря на свой неприметный вид, церковь манит всех туристов, прибывающих в Толедо. А все потому, что именно здесь хранится полотно «Погребение графа Оргаса», которое расценивается как священная реликвия храма. На картине, кроме графа Оргаса, одного из богатейших горожан Толедо, прославившегося своей благотворительностью и постоянными пожертвованиями на храм, художник запечатлел себя и своего сына.
Среди множества архитектурных достопримечательностей Толедо выделяется монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, возведенный в 12 веке цистерцианцами под началом Альфонса VI в честь захвата города и победы над маврами. Однако нынешний облик монастырь приобрел только в XVI столетии. Эль Греко занимался росписью алтаря, а после смерти был похоронен в монастырском склепе.
Еще десять минут прогулочным шагом, и маршрут «Эль Греко» приведет нас на Ратушную площадь с величественным Кафедральным собором и его богатым внутренним убранством. Собор владеет холстами Караваджо, Тициана, Гойи. И, конечно, Эль Греко.
Проследуем далее по лабиринту узких улочек и окажемся около капеллы Сан-Хосе, центральный алтарь которой также расписан кистью Эль Греко.
И, наконец, городской музей Санта-Крус, где с 14 марта по 14 июня 2014 года открыта выставка под названием «Грек из Толедо», представляющая 125 полотен мастера, собранных из музеев и частных коллекций со всего мира. А с 8 сентября по 9 декабря 2014 года в здании музея пройдет выставка «Ремесло и искусство» 75 работ Эль Греко, никогда прежде не выставлявшихся на обозрение публики.
Заказать индивидуальный тур
В чествовании Эль Греко принимают участие не только музеи и архитектурные памятники Толедо. Более пятидесяти ресторанов города предлагают туристам истинную кухню Кастилии-Ла-Манча, которая вобрала в себя кулинарные традиции христиан и мусульман.
А гостям Толедо, прибывающим на несколько дней, окажут гостеприимство отели, удобно расположенные в стенах старого города:
- Отель «Casona de la Reyna» (www.casonadelareyna.com) – у подножия крепостной стены, в пяти минутах ходьбы от еврейского квартала;
- Отель-бутик «Palacio Eugenia de Montijo» – рядом с музеем Эль Греко;
- Отель «Pintor El Greco» (www.hotelpintorelgreco.com) – располагается всего в 200 метрах от Кафедрального собора в здании бывшей пекарни XVII века.
Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» организует для вас экскурсии в любом регионе страны, по самым интересным и необычным маршрутам.
Центр услуг в Испании
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
23 достопримечательности Толедо, которые мы рекомендуем вам посетить
Сегодня наш путь лежит в Толедо (Испания), достопримечательности этого места крайне разнообразны, поскольку город имеет довольно богатую историю – здесь смешивались различные культуры и династии, рождались талантливые творцы и совершались знаковые события. Одним словом, это один из важнейших культурных центров Испании, который обязан посетить любой уважающий себя турист.
Толедский собор
Главная церковь Толедо входит в десятку лучших соборов Испании. Это классический образец средневековой готической архитектуры, поэтому в интерьере можно обнаружить множество характерных черт этого стиля, включая окна-розы, арочные контрфорсы, ребристые своды и заостренные арки.
Ризница собора представляет собой настоящую художественную галерею, хранящую картины мастеров старой школы, включая работы Веласкеса, Гойи и, конечно, Эль Греко.
Адрес: Santa Iglesia Catedral Primada, Calle Cardenal Cisneros, 1, 45002 Toledo, Испания.
Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес
Католические монархи Изабелла и Фердинанд нарочно возвели этот огромный францисканский монастырь и церковь XV века в самом сердце еврейского квартала, чтобы наглядно продемонстрировать превосходство своей веры. Правители планировали найти упокоение именно здесь, однако судьба распорядилась иначе, и ныне их остатки покоятся в Гранаде.
Отличительной особенностью монастыря является его двухуровневая структура, которая представляет собой гармоничное сочетание поздней («яркой») готики внизу и стиля мудехар наверху.
Адрес: Сан-Хуан-де-лос-Рейес, Calle de los Reyes Católicos, 17, 45002 Toledo, Испания.
Музей Синагога дель Трансито
Эта великолепная синагога была построена в 1355 году по специальному разрешению короля Педро I. Сейчас здесь находится музей сефардов. После реставрации огромный молитвенный комплекс возродил былую красоту, так что теперь у вас есть возможность насладиться его мавританскими декорациями и изящным сосновым потолком с узорной резьбой.
Экспонаты музея проливают свет на историю развития еврейской культуры в Испании и включают в себя археологические находки, мемориальный сад, костюмы и церемониальные артефакты.
Адрес: Sinagoga del Tránsito, Calle Samuel Levi, Толедо, Испания.
Музей Санта-Крус
Трудно представить, что когда-то в XVI веке это здание было больницей. Теперь его великолепный декоративный портик приветствует всех посетителей прекрасного музея искусства и керамики.
Pièce de résistance – это огромная галерея на первом этаже, выложенная в форме креста. Всевозможные произведения живописи и скульптуры сопровождают пояснительные таблички, глядя на которые вы можете узнать историю конкретного экспоната.
Адрес: Museo de Santa Cruz, Calle Miguel de Cervantes, 3, 45001 Toledo, Испания.
Дом-музей Эль Греко
В начале XX века один состоятельный аристократ выкупил дом, в котором, как он думал, жил великий Эль Греко, после чего дом был отреставрирован в духе времени. Покупатель ошибся — Эль Греко никогда не жил в этом здании, однако музей его имени по-прежнему работает и пользуется популярностью.
Музей хранит неплохую коллекцию работ мастера, в том числе «Искупитель», картины апостолов и произведения его сына и последователей. Помимо всего прочего, здесь можно посмотреть на раскопанные руины подвалов старинного дворца.
Адрес: Museo del Greco, Paseo Tránsito, s/n, 45002 Toledo, Испания.
Музей вестготской культуры
Иногда этот народ с пренебрежением называют «Инвизиготами» (первая часть слова условно переводится как «вторгшиеся») из-за разрушения, которое он учинил на территории Европы в средние века. Вестготы заняли свое место в малоизвестном разделе испанской истории, затерявшемся между эпохой правления римлян и периодом господства мавров.
Об их культуре известно немного, и мало где о ней можно узнать больше, чем в Толедо – городе, который в VI и VII веках фактически являлся столицей вестготов. В этом скромном, но очень увлекательном музее, расположенном в церкви Сан-Романа XIII века, вы сможете многое узнать о быте древнего захватнического народа.
Адрес: Museo de los Concilios y la Cultura Visigoda, Calle San Román, s/n, 45002 Toledo, Испания.
Госпиталь Тавера
Тавера – это своеобразный тандем нескольких достопримечательностей, собранных под одной крышей. Будучи ярким представителем архитектуры испанского возрождения, это бывшее здание больницы ныне превратилось в художественную галерею, воспевающую творчество Эль Греко и прочих местных мастеров.
Отличительными особенностями Таверы можно считать элегантный двойной внутренний дворик с ажурной колоннадой и поразительный (хотя и незавершенный) алтарь, созданный Эль Греко.
Адрес: Hospital de Tavera, Calle Duque de Lerma, 2, 45003 Toledo, Испания.
Музей гобеленов и текстиля
Музей гобеленов и текстиля был открыт в 2014 году в здании бывшего колледжа для певчих XVII века. Здесь можно увидеть великолепные гобелены XV века, большинство из которых посвящено религиозным темам. Самый большой экспонат в длину достигает почти 10 метров.
Каждый год на праздник Тела и Крови Христовых гобелены выносят наружу за пределы стен музея (даже несмотря на очевидные пагубные эффекты от воздействия окружающей среды). На первом этаже музея работает любопытная экспозиция, посвященная бывшему колледжу – тут вы сможете услышать хоровое пение студентов, записанное на пленку.
Адрес: Museo de Textiles y Orfebrería, Plaza Colegio Infantes, 11, 45001 Toledo, Испания.
Церковь Сан Ильдефонсо
Неподалеку от собора на очаровательной площади расположилась довольно массивная барочная церковь Святого Ильдефонсо. Ее фасад отличается наличием двух башен, а яркий интерьер украшают картины Эль Греко.
Туристы могут без проблем попасть внутрь и даже подняться на башню, откуда открывается потрясающий вид на город.
Адрес: Jesuit Church, Plaza Padre Juan de Mariana, 1, 45002 Toledo, Испания.
Замок Сан-Сервандо
На левом берегу реки напротив моста Алькантара находится Замок Сан-Сервандо. Он создавался в XIV веке в качестве монастыря по приказу Альфонсо VI, однако из-за своего стратегического расположения часто использовался и в военных целях.
Замок является ярким примером крепости, построенной в соответствии с канонами мудехарского стиля – его грозные башни, зубчатые стены и характерные ворота в арабском стиле наверняка произведут на вас неизгладимое впечатление. Единственный минус – замок закрыт для публики, так что туристы смогут насладиться лишь его видом снаружи.
Адрес: Замок Сан-Сервандо, Subida Castillo San Servando, 45006 Toledo, Испания.
Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо
Этот невероятно древний монастырь XI века бережно охраняет одно из самых ранних произведений Эль-Греко – «Вознесение Марии» (1679 г.), которое красуется по центру массивного позолоченного алтаря.
Живописец писал эту картину еще до того, как стал знаменитым, поэтому она немного отличается по стилю от типичных работ художника. Через небольшое окошко с железной решеткой можно увидеть свинцовый гроб с телом самого Эль-Греко.
Адрес: Convento de Santo Domingo El Antiguo, Pl. Sto Domingo Antiguo, 2, 45002 Toledo, Испания.
Смотровая площадка Mirador del Valle
Если вы не решили, что посмотреть в Толедо, отправляйтесь на смотровую площадку Mirador del Valle, откуда вы получите прекрасный обзор города и сможете определиться с тем, что посетить в первую очередь.
Для этого вам нужно пересечь Рио-Тахо и подняться по дороге на холм. Вид тут ровно такой же, как на знаменитом пейзаже Эль Греко «Вид на Толедо» (1596–1600).
Адрес: Mirador del Valle, Ctra. Circunvalación, s/n, 45004 Toledo, Испания.
Церковь Сан-Томе
В церкви Сан-Томе хранится самый известный шедевр Эль-Греко «Погребение графа Оргаза», к которому ведет отдельный вход с Плаза-дель-Конде. Считается, что в момент похорон графа в 1322 году святые Августин и Стефан якобы спустились с небес на землю к гробу.
Работа Эль Греко как раз изображает это событие, при этом на ней можно увидеть самого мастера, его сына, а также Сервантеса.
Адрес: Iglesia de Santo Tomé, Plaza del Conde, 4, 45002 Toledo, Испания.
Мост Алькантара
Неподалеку от больницы Санта Крус можно обнаружить мост Алькантара, пересекающий глубокое ущелье Тагус. Мост был построен еще древними римлянами, а в 866 году мавры полностью перестроили переправу. Нынешний мост был предположительно возведен в XIII-XIV веках.
Башня Пуэрта-де-Алькантара появилась на западном конце моста в 1484 году, а ворота в стиле барокко на западной его оконечности были добавлены значительно позже – в 1721 году. С моста вы сможете полюбоваться великолепным видом на город, поднимающийся от реки по крутым склонам.
Адрес: Puente de Alcántara, 45006 Toledo, Испания.
Церковь Сантьяго дель Аррабаль
Эту церковь XIII века можно найти на одном из окраинных районов Толедо недалеко от городских стен. Сантьяго дель Аррабаль является одним из самых потрясающих примеров мудехарской архитектуры Толедо.
Ее роскошный фасад из кирпича и камня украшают изящные арабские порталы и облицовка с восточными узорами. Церковь закрыта для туристов, но никто не мешает насладиться ее внешним видом с улицы.
Адрес: Iglesia de Santiago del Arrabal, Plaza Santiag Arrabal, 4, 45003 Toledo, Испания.
Церковь Эль Сальвадор
Эта не особо популярная, но крайне любопытная церковь может многое рассказать о сложной истории Толедо. До 1159 года это была мечеть, а до мечети на этом месте находилась вестготская святыня.
Один из самых ярких артефактов Эль Сальвадор – старый вестготский пилястр с изображением людей, который более поздние строители использовали в качестве опоры для крыши.
Адрес: Iglesia del Salvador, Plaza el Salvador, S/N, 45002 Toledo, Испания.
Мечеть Кристо-де-ла-Лус
На северных склонах города вы можете обнаружить скромную, но очень красивую мечеть (одну из 10 сохранившихся в Толедо), в оформлении которой можно увидеть архитектурные следы средневековых мусульманских завоеваний.
Кристо-де-ла-Лус была построена примерно в XI веке н.э., и со временем ее постигла типичная для мечетей судьба – она была превращена в церковь, однако оригинальные своды и арки все же смогли дойти до наших дней в первозданном виде.
Адрес: Mezquita del Cristo de la Luz, Calle Cristo de la Luz, 22, 45002 Toledo, Испания.
Площадь Сокодовер
Эта оживленная площадь долгое время была центром города. С 1465 по 1960-е года по вторникам здесь функционировал рынок, который являлся преемником арабского «сук ад-даваб» («рынок скотины»), отсюда и пошло его название.
На этой площади жители Толедо веками наслаждались боями быков и становились свидетелями публичных сожжений на костре в эпоху инквизиции. К сожалению, в последние годы даже это место пало под натиском гигантов индустрии быстрого питания, и теперь здесь работает только одно местное кафе.
Адрес: Plaza Zocodover, 45001 Toledo, Испания.
Холм Cerro del Bú
Этот небольшой, но довольно крутой холм, расположенный на менее населенном берегу реки Тахо, может удивить вас руинами мавританского форта X века.
Вниз от главной дороги спускается тропинка, которая ведет к доске с картой местности и пояснительными записями. Лучше всего совместить посещение этого холма с походом на смотровую площадку Mirador del Valle, расположенную неподалеку.
Адрес: Cerro del Bu, 45006 Toledo, Испания.
Синагога Санта Мария ла Бланка
Меньшая из двух синагог в Толедо, построенных в мудехарском стиле, имеет пять нефов, разделенных рядами подковообразных арок. Изначально верхний ряд арок отделял молельные комнаты для женщин, которые находились наверху, в то время как мужчины молились внизу.
Капители колонн украшены изящными сосновыми шишками — традиционным ближневосточным элементом, связанным с единством народа Израиля.
Адрес: Sinagoga de Santa María La Blanca, Calle de los Reyes Católicos, 4, 45002 Toledo, Испания.
Археологический музей Римские бани
Подземные руины римских бань Толедо можно увидеть с прохода, который идет мимо двух комнат. Также тут можно посмотреть на остатки древней мавританской системы водоснабжения VIII века, рядом с которой когда-то стояла большая вилла.
Адрес: Termas Romanas, Plaza Amador de los Ríos, 3, 45001 Toledo, Испания.
Новые ворота Бисагра
Значительная часть старых городских стен довольно неплохо сохранилась до наших дней, поэтому первое, что видят многие туристы, попадая в старый Толедо – внушительные башни северных ворота города, украшенных гербом Карлоса I.
Адрес: Puerta Nueva de Bisagra, Calle Real del Arrabal, 26, 45003 Toledo, Испания.
Военный музей Алькасар
На самой высокой точке города красуется могучий Алькасар. Замок был восстановлен при Франко, после чего он превратился в огромный военный музей.
Здесь представлены разнообразные униформы и медали, однако наибольший интерес привлекает историческая секция с масштабным описанием истории страны на испанском и английском языках. Галереи поистине огромны, так что вам понадобится немало умственных и физических сил для освоения всей информации за раз.
Адрес: Alcázar, Calle de la Union, s/n, 45001 Toledo, Испания.
Испания. Толедо 3. Музей Эль Греко. Апрель 2017 г.
В эту дверь я стучала более 10 лет назад, воображая себя современницей Эль Греко:
Тогда эта дверь была закрыта и в музей мы не попали.
Теперь вход в музей Эль Греко со стороны площади. Адрес: Paseo Tránsito, s/n, 45002 Toledo, Испания.
Кухня:
Галерея второго этажа:
Эль Греко. Святое семейство:
Апостол Пётр:
«Святой Варфоломей», 1614, холст, масло, 97х77, Дом-музей Эль Греко, Толедо:
» Уникальность стиля Эль Греко заключается в том, что он, получив первые художественные навыки в иконописной мастерской, оставался в глубине души иконописцем до конца своей жизни. Он понимал религиозную живопись как часть литургии, способствующей восхождению к Божественному. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. Они не предназначены для поклонения. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным» — http://catholichurch.ru/index.php/topic/2976-%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%8D%D0%BB%D1%8C-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE/
«Слезы Святого Петра» (1587-1596, холст, масло, 109х88, Музей Эль Греко, Толедо) :
http://рускатолик.рф/wp-content/uploads/2016/10/20.-Slezyi-Svyatogo-Petra.1587-1596.-Holst-maslo.-109h88.-Muzei—E%60l-Greko-Toledo.jpg
https://travel.rambler.ru/media/original_images/5188d87f727a9.jpg
Мастерская художника:https://ispaniagid.ru/dom-muzey-el-greko-v-toledo/
К великому моему сожалению на этом месте полностью заполнилась память в моём фотоаппарате. Поэтому остальные снимки я буду брать из интернета. Как жаль! Я с большой любовью отношусь к Эль Греко. Но описать манеру великого мастера не берусь, не хватает ни специальных знаний, ни литературного таланта, позволяющих достойно представить его творчество. Поэтому привожу выдержку из книги Т. Каптеревой «Искусство Испании»: «Необычные приемы изобразительного языка, свойственные Греко, не являются открытием лишь его одного — некоторые аналогии им в той или иной форме обнаруживаются в творчестве позднего Микеланджело и позднего Тинторетто. Но если художественный образ мастеров Возрождения основывался на органическом синтезе реальности и высокого обобщения, то в искусстве Греко возобладало воображаемое, ирреальное начало. Сама среда, в которой художник помещает какую-либо сцену,— это фантастический потусторонний мир, мир чудес и видений. В беспредельном пространстве стираются грани между землей и небом, произвольно смещены планы. Экстатические образы Греко похожи на бесплотные тени. У них неестественно вытянутые фигуры, судорожные жесты, искаженные формы, удлиненные бледные лица с широко открытыми глазами. Греко использует эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине. Тот же принцип применен и в их резких неожиданных ракурсах. Небо в его картинах, напоенное сиянием мерцающего света, с парящими фигурами ангелов и святых, или драматически сумрачное, подобное бездонной темно-синей бездне, которая открывается в прорывах вихревых облаков, воспринимается как олицетворение высшей божественной силы. К небу устремлены все помыслы живущих на земле, охваченных состоянием единого духовного озарения. Это состояние проявляется либо в исступленном страстном порыве души, взыскующей небесного блаженства, либо в созерцательном, углубленном постижении потустороннего мира».
Сальвадор. Эль Греко (1541-1614):
«Вид и план Толедо». На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/El_Greco_-_View_and_Plan_of_Toledo_%28detail%29_-_WGA10608.jpg
В заключении я приведу изображение Девы Марии, Оно не из этого музея, но мне очень-очень нравится:
The Virgin Mary
1590s
Oil on canvas, 52 x 36 cm
Musée des Beaux-Arts, Strasbourg
Толедо в постижениях Эль Греко…
Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами, изображён город Толедо, показанный с севера. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью.
Эль Греко. «Вид Толедо». 1596—1600 Холст, масло. 47,75 × 42,75 см.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. И небо наползает, и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория.
Эль Греко. «Вид и план Толедо». 1610—1614. Дом-музей Эль Греко. Толедо. Юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на котором написано объяснение, почему одно из зданий поставлено не туда, где оно стоит в реальности…
Судя по использованию карты города, «Вид и план Толедо» должен был стать документом, но… «Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом. Поэтому он оказался размещенным здесь, как модель, и перевернутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…»
Современный вид Толедо: река Тахо, мост Алькантара, на вершине горы — замок-дворец Алькасар с уже возведенными завершиями башен. Небо — эль грековское: наплывающее на город. Жутковато…
Пояснение, данное на чертеже к «Виду и плану Толедо» самого начала XVII века, направляет мысль на сравнение с тем, каким город стал в самом начале XXI века, то есть через четыре столетия. Можно сказать… С этой видовой точки масштаб зданий за городскими стенами укрупнился,. Укрупнение масштаба привело к утрате приходских церквей, но… В сущности это — тот же Город, в котором кружение стен завершается кубом замка-дворца на холме.
Современный вид Толедо: река Тахо, стены древних укреплений, новые дома, мост Алькантара, на вершине холма — замок-дворец Алькасар в нынешнем состоянии…
Мысль, придя, сразу же дала почувствовать, что сравнение двух состояний одного и того же города не продуктивно, уже потому что быстро исчерпывает себя. Лучше начать с Эль Греко, точнее — с дат жизни Доменикоса Теотокопулоса, родившегося в 1541 году в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения.
Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы. После 1560 года уехал в Венецию, с 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана и др.).
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, совершенному во имя веры. То и другое не понравилось королю по двум причинам: из-за композиционной свободы и мистического проникновения в его личные притязания.
Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселяется в Толедо, где живет, не выезжая, до 1614 года. Возникает вопрос, действительно, продуктивный — что собой представляет Толедо при жизни Эль Греко, то есть с 1577 по 1614 год.
Эль Греко. “Портрет инквизитора Ниньо де Гевара”. 1600 — 1601. Художник подчёркивает свойственную портретируемому беспощадную жестокость и настороженное недоверие к людям.
Он создает образ государства, жизнью в котором распоряжается Инквизиция.
В 1596 году де Гевара получил кардинальское звание из рук Папы Климента VIII (при котором был сожжён Джордано Бруно). В 1599 году он получил пост Великого инквизитора Испании, став членом Королевского совета. Во время его главенствования в испанской инквизиции было сожжено 240 еретиков, 1628 человек, признанных виновными, не расстались с жизнью, но понесли тяжелейшие наказания.
Суровый страж паствы христовой внимательно смотрит на зрителя сквозь очки тяжелым, пронизывающим взглядом. Пелерина мантии широкими крыльями ложится на плечи, а тонкие, костлявые пальцы рук, крючковатый нос и острые черты лица довершают сходство с большой хищной птицей. Судорожно сжатая на подлокотнике левая кисть подобна сухой птичьей лапе.
Эль Греко. «Лаокоон» 1610 — 1614 (последние годы жизни художника). Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении, образ —
в единственной картине мастера на мифологический сюжет…
Лаоко́он — жрец бога Аполлона в городе Трое. Прорицатель, во время Троянской войны предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей жреца — Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоона. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.
Здесь вместо Трои — Толедо со своим жутким небом, наползающим на землю, чтобы поглотить ее тьмой.
Справа стоят три бога-мстителя в человеческом облике : Аполлон, Афина и Посейдон (?).
Эль Греко. «Лаокоон» 1610 — 1614 (последние годы жизни художника). Центральный фрагмент картины. Обратите внимание, Троянский конь жив и сам направляется в Трою-Толедо.
Все неузнаваемо преображено художником… Боги —
те же призрачные существа, что и в других картинах мастера. Лаоокон и его сыновья — христианские мученики, с покорным смирением принимающие божественную кару. Их тела совершенно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны, и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица.
Эль Греко. «Лаокоон» 1610 — 1614
Сын справа уже убит змеем, слева — еще жив, но уже вписан в ужасающую дугу смертельного исхода. Сейчас змей укусит его в бок, и победа над городом — Троей-Толедо — станет неотвратимой.
Эль Греко. «Лаокоон» 1610 — 1614
Слева — геометрический анализ композиции главного действа.
Справа стоят «сторонние наблюдатели-зачинщики»…
В центре между борющейся группой на переднем плане и крепостными стенами города на дальнем можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону Толедо. Причем именно это разночтение с мифом оказывается центральным, а значит — главным. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город? Где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера?
ДЛЯ ЭЛЬ ГРЕКО ЗЛОЙ РОК ВСЕГДА ЖИВОЙ.
Эль Греко. «Лаокоон» 1610 — 1614
Современники художника не поняли содержания его картины. Не могли они принять скрытой в ней борьбы Эль Греко со злом, что заключено в их жизни. Внешне религиозно фанатичной. Внутренне порочной — допускающей Инквизицию ради собственного спасения и благополучия здесь-сейчас на земле.
Исследователи творчества Эль Греко считают: картина «Лаокоон» могжет означать только одно – то, что он совершенно разочаровался в действительности в настоящем и в будущем и ожидает избавления от зла — греховности людей — только в сверхбудущем, когда наступит Судный день.
Теме «Апокалипсиса» посвящена самая необычная картина «Снятие пятой печати» (1610-1611, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, звучностью красок, превосходящих предел масляной живописи.
На переденм плане изображена коленопреклоненная фигура Святого Иоанна, его лицо обращено к небесам, руки простерты вверх. Вся фигура святого непомерно вытянута, он находится в молитвенном трансе, созерцая мистические видения, проносящиеся перед его взором. Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка.
В глубине картины святые мученики восстают из своих могил, дабы получить белые одежды. Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Вытянутыые обнаженные фигуры мечутся, словно языки пламени. Справа группа из трех мужских фигур на фоне зеленой драпировки принимает из рук парящих херувимов белые одеяния.
Картина осталась незаконченной, непонятой
и завораживающей…
Эль Греко. «Христос на кресте». 1577-1579. Милан, частн. собрание. Эль Греко. «Христос на кресте». 1610-1614. Музей в Нидерландах. Галина Зеленская
В картине слева темное облако надвигается на распятого Христа, как свидетельство тяжести понесенного им за человечество наказания. Город на холме светел — очищен страданием Бого-Человека. Таким было видение художника по приезде в Толедо.
В картине справа, написанной художником в самом конце жизни, черное небо возмездия поглотило землю. Танцующие людишки идут в город, которого нет. Такое может увидеть художник, полностью разочаровавшийся в действительности.
Эль Греко. «Христос на кресте».1610-1614. Вся картина написана в одном цвете-свете. Это — образ бессмысленности Жертвоприношения. Тьмою уже не грозят. Тьма победила…
Грош цена испанскому нынешнему блеску и процветанию, материальному. Грядёт катастрофа. А будет ли за сегодняшние прегрешения когда-нибудь прощение, неведомо. Вот такое будущее — без исполнения пророчеств о сверхбудущем.
Эль Греко доходит в своем мироощущении
до самого черного трагизма.
«Там, в Толедо, городе инквизиции и монахов, старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты, вдали от венецианской помпезности и римского снобизма, Эль Греко находит своё истинное призвание»
«Творческий поиск мастера, начавшись среди строгого величия критских икон, привёл его к богатейшей палитре блистательных венецианских красок и завершился в Испании — земле сурового благочестия и благородного мужества, странных иллюзий и мистических переживаний». Грека Доменико Теотокопули называют «ИСТИННО ИСПАНСКИМ ХУДОЖНИКОМ И ВОЗВОДЯТ В РАНГ НАЦИОНАЛЬНОЙ СВЯТЫНИ. Бывает, Невозможное свершается…
Последний, предположительно, автопортрет Эль Греко.
Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Силы оставили его неожиданно, и удар, сразивший художника, оказался последним. Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Он умер так, как умирал каждый набожный толедец, и был похоронен как всякий зажиточный испанец. Смерть Эль Греко произвела глубокое впечатление на его современников. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».