23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое туризм и кто такой турист

Конспект занятия «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»

Багаутдинова Айгуль Минниаксановна
Конспект занятия «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»

Конспект занятия

«Знакомство с туризмом и кто такие туристы»

Цель: Провести практическое занятие на природе. Приблизить детей к туристическим походам и соревнованиям.

Задачи:

— Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.,

— Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д. ;

— Воспитывать интерес к туризму.

Материал: Картинки с изображением разных видов туризма, рюкзак, спортивный инвентарь.

Ход занятия

Педагог: Дорогие ребята, мы сегодня с Вами будем знакомиться с туризмом и кто такие туристы.

Туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, кто такие туристы? (Ответы детей)

Туристы – это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы. Мы туристы — сильные, выносливые, неунывающие, не боимся трудностей. Чтобы туристу стать сильным и выносливым, надо заниматься физкультурой и спортом, ежедневно по утрам делать зарядку, много гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры, закаляться.

Тот, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое уметь и знать: должен уметь собирать своё и групповое походное снаряжение, уметь подбирать одежду в соответствии с сезонными и погодными условиями, должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве.

Педагог: А для чего туристы путешествуют и ходят в походы?

Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями. Во время походов туристы организовывают интересные игры, соревнования, конкурсы, в лесу собирают грибы, ягоды, лекарственные травы.

Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный); на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный); на лыжах (лыжный); на конях (конный); автомобилях, автобусах (автотуризм); мотоциклах (мототуризм); поездах (железнодорожный, в горах (горный туризм) и др.

Игра «Виды туризма»

Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У педагога – иллюстрации с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, воспитатель предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма. Например, лодка с веслом – водный туризм, каска – горный, велосипед – велосипедный и т. п. Кто правильно и быстро справится с заданием, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Отгадай»

На туристический слет съехались разные туристы: пешие, водные, велотуристы, мототуристы и т. д. (их изображают дети). По сигналу педагога они выходят на середину площадки и имитируют действия своих героев согласно принятой роли. Судья (водящий) должен узнать, какие туристы приехали на слет. Игрок, наиболее точно и выразительно выполняющий свою роль, становится водящим.

Педагог: У туристов есть свои праздники, они называются туристическими слётами. Участники слёта соревнуются друг с другом, организуют разные игры, поют песни у костра.

Добрый лес, старый лес!

Полон сказок и чудес!

В лес поеду я сейчас

И зову с собою вас!

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

Педагог: Рассмотрите внимательно картинки и ответе мне на вопрос.

Какие виды бывают туризма?

Дети отвечают (горный, велосипедный, пешеходный, велосипедный, водный)

Правильно, потому, что на картинках изображены туристы разных видов туризма.

А как вы думаете, кого можно назвать туристами?

Молодцы, туристами называют людей, которые любят ходить в походы.

А зачем люди ходят в походы? (ответы детей)

Педагог: Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.

Посмотрите внимательно на картинки и ответьте мне.

Что у туристов весит за плечами? (ответы детей)

Молодцы эти большие мешки называются рюкзаками.

Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?

Рассматриваем картинку с уложенным рюкзаком.

Педагог: Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой палатки — небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы не заблудиться. Рассматриваем содержимое рюкзака, куда входит: палатка, спальный мешок, коврик, сменная одежда, сапоги резиновые, продукты, фляжка.

Педагог: Скажите мне, зачем туристу сменная одежда, сапоги резиновые и фляжка? (ответы детей)

Молодцы на случай непогоды. И в лесу, чтоб не укусила змея. А в фляжке питьевая вода.

Педагог: Мы с вами уже знаем, что туристы ходят пешком. А как можно ещё передвигаться в походе? Рассмотрим внимательно картинки

Правильно, ещё можно передвигаться на велосипедах, на лыжах, лодках.

Туристы ходят не только в лес, но и в горы, поэтому существуют разные виды туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, горный. Вот видите, как много видов туризма существует. Туризм – это тоже спорт.

Педагог: Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на наших туристах? (ответы детей)

Вот какие вы внимательны правильно, они все одеты в спортивные костюмы кроссовки и головные уборы обязательно.

Педагог: Как вы думаете, что делают туристы в походе? (ответы детей)

Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу,

проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т. д.

Педагог: А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.

Турист должен знать: Дети отвечают

Природу надо —Уважать!

Лесных зверей —Не обижать!

Всякую букашку —Надо любить!

А деревья нельзя —Рубить!

Все живое надо —Охранять!

Цветов и ягод много —Не рвать!

Эстафета «Ловкий турист»

Надеть рюкзак, пробежать между разметкой змейкой, передать рюкзак следующему участнику.

На экране появляется рекламный ролик Туристического агентства.

Педагог: Какая заманчивая реклама! Как много на свете интересных и удивительных мест, где мы еще ни разу не были! Так и хочется отправиться в путешествие. Ребята, а вы хотите попутешествовать? (Да)

Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы путешествие состоялось? (Отправиться в туристическое агентство, выбрать страну, отель, купить путёвку и билеты, собрать вещи и отправиться в путешествие).

Педагог: А давайте откроем своё туристическое агентство! Что для этого нужно?

(Дети с воспитателем выстраивают план действий: распределить роли (директор, менеджер по туризму, туроператор, кассир, туристы, сообщить об открытии (название, вывеска, реклама, обслуживание клиентов.

Педагог: Я предлагаю назвать наше туристическое агенство «Солнечный ветер».

Рефлексия.

В заключении занятия спросить детей для закрепления занятия. Какие виды туризма бывают? Что необходимо туристу взять с собой в поход? Куда бы они хотели отправиться в путешествие на следующем занятии.

Конспект интегрированного занятия в старшей возрастной группе «Кто такие динозавры?» Цель занятия: Развитие познавательной активности у дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи. Обучающие: -Расширить представления.

Конспект непосредственно образовательная деятельность детей «Кто такие микробы» Конспект непосредственно образовательная деятельность детей на тему: «Кто такие микробы». Цель: Ознакомление детей с микробами. Задачи:.

Конспект НОД по краеведению «Кто такие казаки» Конспект НОД по краеведению Тема: «Кто такие казаки» Цель: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни.

Конспект по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Кто такие бабочки» «Кто такие бабочки» Цель. Формировать представления детей о мире бабочек. Задачи: закрепить знания детей о развитии насекомого,.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Конспект занятия «Кто такие волонтеры» Конспект НОД по теме «Кто такие волонтеры?» в средней группе детского сада. Автор: Киселева Т. В. — воспитатель МБДОУ д/с №17, г. Бор, Нижегородской.

Конспект занятия «Кто такие животные» Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Кто такие дикие животные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко» Конспект занятия по развитию речи во второй.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Кто такие дикие животные» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Кто такие дикие животные» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Кто такие дикие животные» Подготовила: воспитатель Авжанова С. К. тема :«Кто такие дикие животные» Цель: Расширить знания детей о диких животных. Задачи: Обогащать.

Туристы — это кто? 27 сентября — Всемирный день туризма

Кто такие туристы? Что это за армия не знающих покоя людей? Туристы – это люди, путешествующие с целью изучения новых мест в свободное от основной работы время. Путешествия могут носить оздоровительный, деловой, познавательный или какой-либо иной характер. Но первая цель, которую преследуют туристы, — это отдых и развлечения.

Читать еще:  Дорога санкт петербург москва воронеж крым маршрут и бензин

Видов туристов столько же, сколько и разновидностей туризма, например:

  • Туристы-лыжники, стремящиеся покорить новые вершины.
  • Рекреационные туристы — они занимаются своим оздоровлением и восстановлением физических сил.
  • Туристы, ищущие экстремальных и необычных приключений, таких как кормление аллигаторов в Таиланде или сафари-туры по Африке.
  • Туристы-паломники, их цель — священные места, монастыри, старинные церкви.
  • Туристы-«моряки» — яхты, корабли, круизные лайнеры являются их способом развлечений.

Виды туризма можно перечислять до бесконечности. Туристы – это люди, постоянно ищущие новых ощущений и жаждущие знаний.

Но есть особо примечательные виды туризма, и о них стоит поговорить отдельно.

На реке

Водный туризм подразумевает хождение по рекам на небольших судах, таких как байдарки, каноэ, каяки и рафт. Туристы-водники выбирают разные маршруты. Для одних лучше сплавляться по спокойным рекам, никуда не торопясь и получая удовольствие от солнца, воды и обстановки. Как правило, спокойному водному туризму отдают предпочтение семейные люди, т. е. те, кто едут сплавляться всей семьей. Такие путешествия очень хороши, если есть маленькие дети. Родители могут спокойно отдохнуть, а малыши повеселиться без риска для здоровья.

Водный туризм: каким он бывает

К размеренному водному туризму можно отнести рафтинг. «Рафт» переводится как «плот». В настоящее время для рафтинга используются крупные надувные лодки устойчивой конструкции или надувной катамаран.

Но в основном водный туризм – это экстрим. Те, кто ищет острых ощущений, выбирают сплавы по бурным рекам. Главными атрибутами являются каяки, байдарки и каноэ. Все они имеют длинную узкую форму и вмещают в себя от одного до трех человек. И это неспроста: такая конструкция легко идет по реке, она маневренна, что дает возможность обходить все препятствия, которые порой очень опасны.

Также к водному туризму можно отнести множество других видов спорта. Например, виндсерфинг, дайвинг, кайтинг и водные лыжи. Все они трудны, и без хорошей сноровки не обойтись. Если турист не профессионал, но очень хочет испытать новый вид спорта, ему необходимо нанять опытного инструктора. Самостоятельные эксперименты крайне нежелательны для здоровья и жизни.

Но в любом случае водный туризм — это очень увлекательный вид спорта, дающий множество новых ощущений и возможность отдохнуть.

Приключенческий туризм

Это идеальный способ отдыха для каждого. Даже если человек думает, что не любит приключения, а для отдыха ему достаточно пляжа и номера в отеле, он явно не знает, насколько широки границы туризма. Весь спектр путешествий многогранен. Турист-путешественник может найти приключение по душе в любой части земного шара, главное — чтобы оно было необычным, экзотическим и экологически чистым.

Виды приключенческого туризма

Его можно условно разделить на два вида: спорт и путешествия. К спортивному туризму относятся все необычные и экстремальные виды спорта. Например, горный, он включает в себя спуск на лыжах с горных высот, скалолазание и альпинизм. Или не менее завораживающие дельта- и парапланеризм, хождение по канатным дорогам, расположенным в десятках метров над землей.

Путешественнический туризм наиболее популярен, так как не все любят спорт, но все хотят необычных приключений.

Джиппинг, или езда по бездорожью на джипах. Такое развлечение можно найти абсолютно на любом курорте. Джип — машина вездеходная, и на ней можно доехать к любой местной достопримечательности, путь к которой достаточно ухабист. Путешествия на джипе сильно отличаются от автобусных туров. В такой машине не будет духоты и неудобств, езда на ней — одно удовольствие, есть возможность дышать свежим воздухом и наблюдать за окружающей природой.

Сафари-туры — самый яркий вид приключений. Суть его в том, что путешественники едут по степям Африки в поисках диких хищников. Туристам дается возможность окунуться в природу саванны, посмотреть на львов и носорогов непосредственно в их среде обитания. Тур проходит в сопровождении опытного гида, который владеет всем необходимым снаряжением, в том числе и оружием. Путешествие по саванне — не самое легкое, оно требует выносливости как физической, так и психологической.

Спортивно-оздоровительный туризм

Это своего рода спорт, развивающий выносливость и улучшающий состояние здоровья. Предназначен для всех возрастов без исключений. Различается по видам: водный, горный, лыжный, пеший, велосипедный и комбинированный. Как правило, он основан на прохождении маршрута. Например, подъем на гору, пеший поход по лесу, прохождение дистанции на велосипеде и все тому подобное. Цель туристов — усовершенствовать свои спортивные навыки, развить выносливость, физическую силу и параллельно улучшить свое здоровье. Подобные кардионагрузки положительно сказываются на сердечно-сосудистой системе и укрепляют сердечную мышцу. Все мероприятия проходят на природе, на свежем воздухе, благодаря этому организм может насытиться кислородом и очистить легкие.

Виды спортивно-оздоровительного туризма

Делится на организованный и самостоятельный. Организованный туризм предполагает проведение мероприятия с опытным инструктором от какой-либо туристической организации. Например, не каждый сможет самостоятельно отправиться на сплав или заняться альпинизмом. Организации предлагают свои услуги, инструктора, обеспечивают необходимыми атрибутами и гарантируют безопасность людей.

Самостоятельный туризм – это путешествие «дикарем», т. е. без инструкторов и туроператоров. Например, лесной поход. Семья может собрать все необходимое (спальные мешки, палатки, провиант и т. д.) и отправиться на прохождение маршрута по лесу. Такой вид отдыха хорош, когда туристы разбираются в местности и могут о себе позаботиться. А иначе это может стать угрозой их здоровью.

День туриста

День туриста — это международный праздник. По всему миру его отмечают 27 сентября. Дата приходится на день окончания туристического сезона в северном полушарии и его начала в южном. Праздник учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристической организации, или ЮНВТО, в 1979 году. В России начали праздновать День туриста с 1983 года. И вот уже на протяжении 33 лет ежегодно 27 сентября наши туристы отмечают эту знаменательную дату — День туриста.

Что можно сказать, подводя итог? Туристы – это не просто вид деятельности, это образ жизни. Туризм бывает разным: для детей, для взрослых, для пожилых. Но он обязательно интересен всем, так как дает массу новых ощущений, эмоции, здоровье и просто удовольствие.

Туризм, понятие туризма, свободы и права туриста

» Официальная информация » Туризм, понятие туризма, свободы и права туриста

Кто такой турист и что такое туризм? Определения, гарантии и отношения туристов и туристической деятельности

У туризма есть только один потребитель услуг — турист. Турист как потребитель туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности туристских фирм.В отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идет к покупателю, в туризме, наоборот, покупатель идет к турис­тскому продукту, к услугам туризма. В этом заключается отличи­тельная особенность туриста как потребителя.Потребитель туристского продукта не имеет возможности пред­варительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.

Эффективное развитие международного туризма осуществля­ется на основе договорных отношений между государствами. Оно невозможно без четкого определения самого предмета договора, которым и является турист.В договорах и соглашениях между государствами закрепляют­ся не только принципы, цели и задачи международного туристско­го обмена, но и объем таможенных льгот, предоставленных турис­там, условия передвижения их по стране посещения, условия стра­хования туристов, порядок и условия их пропуска через государственную границу и на территории транзитного проезда.Поэтому для правильного понимания туризма вообще (и меж­дународного в частности), для эффективного правового регулиро­вания международного сотрудничества государств в данной сфере отношений необходимо четко определить само понятие «турист».

Термин «турист» прошел довольно длительную эволюцию, ко­торая к настоящему времени еще не закончена.Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги На­ций в 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто на­ходится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет» 1 . Данное определение иностранного туриста является довольно расплывчатым, и его можно применять к-любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 ч (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, на­емник, беженец, путешественник).

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации» от 24 ноября 1996г. дает следующее определе­ние понятия туриста:

«ТУРИСТ — гражданин, посещающий страну (место) времен­ного пребывания в оздоровительных, познавательных, профес­сионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной но­чевки».

Первая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации одобрила в 1985 г. Хартию туризма.

Права туриста

При подготовке туриста к путешествию и во время его совер­шения, включая транзит, турист имеет право на:

  • необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там; об обы­чаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памят­ника* природы, истории, культуры и других объектах туристскогопоказа, находящихся под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребыва­ ния ограничительных мер;обеспечение личной безопасности, потребительских прав исохранности своего имущества, беспрепятственное получение нео­
    тложной медицинской помощи;возмещение убытков и компенсацию морального вреда в слу­чае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке,установленном законодательством РФ;содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой ииных видов помощи;беспрепятственный доступ к средствам связи.
Читать еще:  Особенности отдыха на антигуа и барбуда

Обязанности туриста

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:соблюдать законодательство страны (места) временного пре­бывания, уважать ее (его) социальное устройство, обычаи, тради­ции, религиозные верования;сохранять окружающую природную среду, бережно относить­ся к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте)временного пребывания;соблюдать правила въезда в страну (место) временного пре­бывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пре­бывания там, а также в странах транзитного проезда;соблюдать во время путешествия правила личной безопас­ности.Туристов как потребителей туристского продукта можно разде­лить на отдельные категории. Такое деление представляет собой типологию.

Типология — это научный метод, в основе которого лежат рас­членение систем объектов и их группировка с помощью сЙобщен-ной модели или типа.

В зависимости от целей исследования могут применяться раз­личные типологии туристов.Так, например, исходя из ориентации туристов как покупате­лей 1 туристского продукта их можно разделить на четыре катего­рии:«экономные» покупатели туристского продукта. Их отличаетвысокая чувствительность к цене, к качеству, ассортименту услуг;

«персонифицированные» покупатели туристского продукта.Для них важны вид туристского продукта и качество услуг туриз­ ма, в то время как цена тура или услуги не является для них реша­ющим фактором;«этичные» покупатели туристского продукта. Они склонны платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг ту­ризма;«апатичные» покупатели туристского продукта. Для этих по­
купателей важно качество услуг туризма и не играет роль цена наних.В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:люди с туристскими потребностями и желанием путешество­вать;люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальныепутешествия, высокий уровень туристского обслуживания (ком­форт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставле­ние индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.);

люди с покупательским поведением. Покупательское поведе­ние туриста касается всех тех природных, психологических, соци­альных и других причин, которые заставляют его реагировать оп­ределенным образом на рекламу.

Типы туристов

Немецкий исследователь Г.Ган выделяет следующие типы ту­ристов: S-, F-, W-, А- и В- типы 2 .

  • S-тип (нем. Sonne, Sand, See — солнце, песчаный пляж, море) -типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на мор­ских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суету, но привет­ствует контакты с приятными людьми;
  • F-тип (нем. FerineundFlirtorientierterErlebnisurLauber — отпус­кник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) -этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на пляже в кру­гу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста — общество, удовольствие, смена впечатлений; ‘
  • W-1-тип (нем. WaldundWanderorientiert — любитель лесных про­гулок и походов) — отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо — физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддер­жанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;
  • W-2-тип — скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает дли­тельные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При вы­боре тура доминирует критерий «наличие условий для занятий хоб­би». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, страстный альпинист и т.д.);
  • А-тип (нем. Abentener — приключение) — любитель приключе­ний. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность — вот то, что определяет выбор цели путеше­ствия у данного типа туриста;
  • В-тип (нем. BildungundBesichtigung — образование и осмотр дос­топримечательностей) — любознательные туристы. Данный тип под­разделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные люби­тели культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д.

Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передви­жения и иных прав при совершении путешествий на основе общ­ности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность таких объединений может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач. Напри­мер, в Санкт-Петербурге такими объединениями являются Дом юного туриста, Дворец творчества юных, детско-юношеский ту­ристский клуб «Меридиан» и др.

Человек в сфере туризма

2.1. Турист: определение и социально-демографические характеристики

2.2. Человек в туристической сфере: типы, статусы и роли

Турист: определение и социально-демографические характеристики

Усвоив содержание этого раздела, вы будете знать и уметь:

o давать определение понятия «турист» и описывать основные социально-демографические характеристики современного туриста;

o знать сущность понятий «социальный статус» и «социальная роль» и возможности их применения для описания субъектов в туристической сфере;

o применять критерии типологизации личности для выделения социальных типов в сфере туризма.

Основные термины: турист, система, біопсихосоціальна система, личность, структура личности, социальная роль, социальный статус, личность, социальный статус туриста, социальная роль туриста, направленность личности, менеджер туризма, міжрольо-ный конфликт.

Понятие «турист»

Словари дают четкое ограничение относительно использования понятия «турист». До этого понятия не входят: временные рабочие, транзитные пассажиры, не покидающие транзитное пространство в аэропортах, военные, дипломаты, иммигранты, потенциальные иммигранты, кочевники, беженцы и др. Они также путешествуют из страны в страну или в пределах своей страны, однако в статистике туризма не учитываются и не относятся к категории «турист».

По свидетельству справочную источниковой базы по туризмологии понятие «туризм» было введено в литературное употребление примерно в 1800 p., когда появилась в свет книга Педжа «Anecdotes of English Language», в которой путешественник был назван туристом. Примерно в то же время во Франции был опубликован словарь французского языка, включавший определение туриста, как путешественника из интереса или с целью «убить время». Позже, в 1833 p., выходят в свет «Упоминания туриста» Стенделя, что дает основание именно его считать изобретателем слова «турист». Во второй половине XIX века. это слово вошло к языкам разных народов мира. В русском языке этот термин появляется несколько позже. Так, в « Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (1902) еще нет статьи о туристе, а термин употребляется лишь в статье об истории путешествий на велосипедах. Современное определение туриста было дано в 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму (Римская конференция). Согласно определению ООН, турист это лицо, пребывающее в данной местности сроком не менее чем на одну ночь и не больше чем на год. Деловые командировки и поездки на конференции также охватываются этим определением. К туристам можно отнести посетителей (в том числе и экипажи транспортных средств), которые осуществляют хотя бы одну ночевку в средствах размещения посещаемой страны.

Итак, наиболее распространенным является такое понимание: турист (лат. tornus — движение по кругу; вращать) — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания с оздоровительной, познавательной, профессионально-деловой, спортивной, религиозной и другой целью без осуществления оплачиваемой деятельности в период от 24 часов до шести месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

Несколько расширенное и одновременно конкретизированное определение туриста приводит М.Бы. Біржаков. По его мнению, турист — потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг — временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны, независимо от гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более шести месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий хотя бы одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, подорожуює ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.

Российские социологи .И. Добреньков и А1, Кравченко предлагают наиболее широкое понимание понятия «турист». Они считают, что турист — гражданин своей или чужой страны, что оформил с туристической фирмой юридический договор на обслуживание в течение определенного срока, или уезжает в поездку самостоятельно с целью ознакомления, узнавания или развлечения.

Как видим, в этом определении оговоренные цели поездки.

Наиболее взвешенное определение туриста совершили украинские туризмологи В.К. Федорченко и И.М. Минич. В их понимании «Турист (путешественник) — лицо, которое осуществляет путешествие в пределах своей страны или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны пребывания, целью на срок от 24 часов до шести месяцев без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством оставить страну или место пребывания в указанный срок.» Они же предлагают определенную дифференциацию туристов — внутренних и иностранных туристов. При этом:

Читать еще:  Особенности отдыха в елените 2020 что посмотреть и чем заняться

Турист внутренний — лицо, находящееся, по меньшей мере, одну ночь в месте, которое отличается от его обычной среды, но в стране проживания; основной целью туриста внутреннего могут быть:

o развлечения, отдых; активный спорт, посещение друзей и родственников;

o профессиональная встреча; миссия; бизнес;

o укрепление здоровья.

иностранный Турист — лицо, которое приобрело тур, временный посетитель, который осуществляет путешествие в другую страну с целью отдыха, лечения, решения деловых вопросов, посещения родственников, то есть с любой целью за исключением деятельности, которая оплачивается, при условии пребывания в другой стране не менее 24 ч, но не более одного года.

В русских источниках разделяют понятия иностранный турист и международный турист. Последний определяется как международный посетитель, который осуществляет как минимум одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в стране, посещается. К тому же, они выделяют еще индивидуального туриста и транзитного туриста.

Транзитный турист — это пассажир, который осуществляет промежуточную пересадку на авиарейсах, а также пассажир круизного парохода или железнодорожного поезда, пересекающего территорию иностранного государства с целью достичь конечного пункта путешествия в другой стране.

Индивидуальный турист — тот, кто осуществляет туристскую поездку один, пользуясь при желании услугами туристского сервиса.

Конечно, такая дифференциация пока что является незавершенной, и она может быть продолжена по критерию соотношения с видами туризма.

Важными с социологической точки зрения есть социально-демографические характеристики туриста. Так М.Бы. Біржаков выделяет среди них национальность, возраст, пол, отмечая при этом особенности учета этих характеристик в туризме.

в Частности национальность туриста имеет неоднозначное учета. С одной стороны, для индустрии гостеприимства в цивилизованном обществе, для целей туризма турист является интернациональным. Этот тезис закреплен во всех международных конвенциях по туризму.

Турист как юридическая категория для целей туризма не имеет расовой принадлежности (национальности), и любой человек, как турист, учитывается в связи с ее гражданством, то есть татарин, башкир и еврей, находящихся в туристской группе из России, будут в Испании считаться российскими туристами.

Индус и темнокожий житель Великобритании, которые прибыли в Россию в составе туристической группы из этой страны, будут одинаково считаться англичанами. Если человек прожил в определенной стране менее 12 месяцев, выехала из нее, но собирается вернуться в ближайшие 12 месяцев, она также относится к категории жителей этой страны.

С другой стороны, в соответствии с традициями международного туризма, при размещении никогда до туриста одной группы не подселяют туриста из другой группы и тем более из другой страны.

Для многих случаев организации обслуживания необходимо знать национальность туриста для учета его обычного образа поведения, привычек, традиций гигиены, питания.

Однако, во многих документах при осуществлении формальностей, например, при размещении в отеле, пересечении границы и т. др., требуется указание национальности, указанной в паспорте владельца. Некоторые страны по политическим соображениям устанавливают временные ограничения на въезд в страну по расовым (национальным) признакам.

В туризме придерживаются принципа социального равенства туристов также по признаку пола — то есть по отношению к туризму мужчины и женщины равны. Вместе с тем, на практике это не совсем так. Ряд стран ограничивают или достаточно строго регулируют въезд одиноких молодых женщин в связи с иммиграционными нормами, этот же порядок распространяется на туристов. Учета (а не дискриминация) половых признаков прежде всего имеет место при размещении туристов. В соответствии с общепринятыми нормами, за исключением супружеских пар и семей, а также индивидуумов, которые высказали отдельное пожелание, туристов размещают по признаку пола. Такой же принцип принят в международных железнодорожных перевозках, где устанавливают женские и мужские купе, при чем ребенок в понимании пола достигает различия с установленного возраста, например с 12 лет.

Если туристская поездка предполагает большие физические нагрузки, следует строить программу с учетом ее регулирования адекватно возможностям участников. В отдельных случаях требуют заключение врача, который разрешает осуществление туристской поездки, что требует значительных физических нагрузок.

Ограничения по полу в отношении определенных видов туризма или его отдельных объектов могут быть вызваны определенными религиозными или моральными традициями. Так, в мужской монастырь, открытый как объект туристского посещения, туристам женского пола доступ обычно ограничен или вовсе не разрешен и соответственно для туристов мужского пола есть ограничения при посещении женского монастыря. Религиозные ограничения учитываются при организации туризма, в смысле одежды, образа поведения туристов, питание, соблюдение или участия в культовых обрядах, постов. Например, требования к способу поведения и одежды для европейских женщин при посещении Ирана настолько суровые, что практически сводят туризм к нулю.

Возраст человека также играет определенную дифференцирующую роль по осуществлению туризма. Для целей туризма и статистики выделяют следующие возрастные категории:

0-2 года инфант (грудной ребенок)

С 12 лет ребенок

14-18 лет школьник

18-25 лет молодежь

18—25/26/28 лет студенты

26-44 года взрослые

45-64 года взрослые

65 лет и старше пенсионеры

Для планирования туризма возраст важен для оценки выбора активности способа и вида туризма и как экономическая категория, характеризующая зависимость или самостоятельность путешествующего. Инфанты и дети младшего возраста путешествуют в составе семьи, они абсолютно зависимы в принятии решения и зависимы экономически. Школьники уже могут путешествовать как в составе семьи, так и в составе туристских групп, однако имеют ограниченную экономическую самостоятельность, при осуществлении путешествия без родителей им необходимо иметь доверенность на сопровождающее лицо, например, учителя или сопровождающего руководителя группы, опекуна. Молодежь преимущественно не составляет зажиточную группу, о наличии средств, но самостоятельная в принятии решений и активности в осуществлении путешествий. После тридцати лет люди совершают путешествие в составе семьи или с детьми. Туристы среднего и старшего возраста независимые экономически, но чаще выбирают менее активные способы отдыха. Люди старшего поколения экономически независимые и активные, отдыхают чаще без детей. Автобусным турам отдает предпочтение более молодой контингент туристов, чем круизным турам. Последние — более дорогие и менее динамичные, размеренный и спокойный отдых больше подходит туристам старшего поколения.

Определенное значение для организации туризма имеют религиозные предпочтения туристов. Это обусловлено с одной стороны тем, что свыше 90% объектов туристского интереса так или иначе связаны с культом или религией, которые присутствуют в настоящем времени или уже потеряли свое значение, или забытыми. Это культурно-исторические ценности и общечеловеческий наследство. Например, в Париже более 45% объектов туристского интереса относятся к христианству.

С другой стороны, любое посещение святых мест, храмов, иных культовых объектов и сооружений, находящихся под эгидой действующей конфессии или секты, и в их владении, перед включением в программу тура должно быть согласовано с руководством этой религиозной союза, установлен порядок посещения объекта туристами, время посещения, который не мешает обрядам, или порядок присутствия на обрядах. Обычно монастыри, храмы и иные культовые сооружения доступны для посещения туристами, а союзы и секты, владеющие ими, охотно пускают туристов с экономической точки зрения получение платы за подобное посещение. Они устанавливают определенные правила для посетителей, в частности в отношении одежды, порядка проведения фотосъемок, предложения собственного экскурсовода и др.

В то же время, принадлежность к какой-либо религиозной конфессии не является препятствием для осуществления туризма. Турист должен ознакомиться и уважать местные законы и обычаи. Это не обязывает его выполнять обряд, соблюдать и присоединяться к той или иной религии или культу, за исключением случаев, когда подобное является целью путешествия, например, паломничество. Если духовных сил из религиозных соображений для уважения не хватает, тогда туристу следует отказаться от посещения культовых объектов определенной местности или страны.

По международным нормам турист имеет право проводить без помех религиозные обряды и молитвы, однако, если это не мешает другим туристам и не нарушает местных правил и правил пребывания в отеле и других общественных местах.

Понятно, что описанными выше социально-демографическими характеристиками не исчерпывается социальный портрет туриста.

Более глубокий подход к его созданию лежит в области антропо-центрического понимание туриста, как человека — біопсихосоціальної системы. В современной туризмологии даже осуществляются попытки выделения отдельной отрасли знаний — антропологии туризма.

Ценность подхода к туризму с этих позиций заключается в том, что турист рассматривается как сложная біопсихосоціальна система. Человек-турист выбирает туристическую сферу для реализации своих потребностей, не только социального, но и биологического и психологического характера. Такая трактовка человека-туриста, что близко к подходу П. Сорокина, который отрицал моністичне объяснения сущности человека, имеет значительный эвристический потенциал социологических исследований личности туриста и его поведения.

Вместе с тем, следует отметить, что для туризмоведения важна также и совокупность социальных характеристик, которая описывает человека-туриста в связи с его местом в социальном пространстве туризма. Речь идет о структуре личности туриста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector