39 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что общего между марком шагалом и призраком оперы

Что общего между марком шагалом и призраком оперы

«Тайна Призрака Оперы»

Статья &copy Егор Симачев

«Модерн»
№ 5(23), октябрь-ноябрь 2006 года.

В 2006 году журнал духовного поиска «Модерн» опубликовал на своих страницах статью, посвященную Гранд Опера и легенде о Призраке Оперы. Статья написана солистом балета Большого театра Егором Симачевым, которому посчастливилось самому побывать в Опера Гарнье, собрать факты и легенды — и преподнести их читателям в весьма увлекательной форме.

Большая часть статьи посвящена самому зданию Гранд Опера — его истории, строению, внутреннему убранству и пр. А поскольку история здания неотделима от легенд о Призраке, автор рассказывает и о нем. Конечно, многое из того, что написано в этой статье о Призраке, — выдумка. Так, например, мы уже опровергали на страницах нашего сайта расхожую байку о «зловещей ложе № 5», которую строжайше запрещено сдавать — иначе случится какое-то несчастье. Разумеется, это не так, и билеты туда спокойно продаются по сей день, пугают этой байкой лишь доверчивых туристов. Рассказанная автором история о падении противовеса люстры действительно имела место, но только не в 1869, а в 1896 году, и давали тогда не «Фауста», а «Геллу», и Призрак со своей ложей не имел к этому ни малейшего отношения.

Однако все эти — и некоторые другие — неточности не отменяют того факта, что статья написана очень увлекательно и местами даже захватывающе. Особо также хочется отметить оформление статьи: порхающие на страницах привидения и грандиозные интерьеры Гранд Опера невольно привлекают взгляд даже самого искушенного читателя. А теперь предлагаем вам ознакомиться со статьей.

УВИДЕТЬ ПАРИЖ И УМЕРЕТЬ

Париж — город множества тайн, загадок и легенд. Кажется, с самых древних времен камни его улочек и домов впитали в себя секреты дворцовых интриг и политических заговоров, тайных обществ и религиозных культов; его мостовые помнят кровь, капающую с мушкетерских шпаг, площади — рев толпы, глазеющей на публичную казнь, а стены — гул революционных волнений. Загадочные символы старинных церквей и соборов; священные реликвии и величайшие шедевры искусства, литературы и архитектуры; тайны подземных тоннелей, старинных кладбищ и королевских дворцов — все это наполняет Париж атмосферой мистики и романтики.

Пожалуй, одна из самых ярких и живых историй мистического Парижа — это легенда о Призраке Оперы. По сей день в парижском театре Гранд-опера запрещается сдавать ложу № 5 в первом ярусе кому бы то ни было. Это — пожизненная ложа Эрика, загадочного Призрака Оперы. Утверждают, что он регулярно появляется в ней, приходя незаметно после начала спектакля, тихонько усаживаясь во тьме зала на роскошные, обитые красным бархатом кресла. Хранители театральных анналов в своих рассказах ссылаются на множество случаев, когда появление в этой ложе случайного зрителя приводило к роковым последствиям. Однако, давайте сначала выясним, что же это за Призрак, и что за Опера?

АРХИТЕКТУРНЫЙ АРЛЕКИН

Гранд-опера, или «Опера Гарнье» (Opera Garnier), издалека встречает посетителей огромным и сверкающим золотом куполом и многочисленными, необычайно искусно выполненными скульптурами на своем фасаде.

Самый знаменитый театр Франции был построен в 1875 году известным архитектором Шарлем Гарнье. После того, как на площади Бастилии появилась еще одна Опера, старое помпезное здание стали называть именем своего родителя — «Опера Гарнье». До 70-х годов нашего века «Опера Гарнье» являлась крупнейшей в Европе. По крайней мере, достоверно известно, что парижский театр «Комеди Франсез» мог бы легко поместиться целиком в одних только ее подсобных помещениях.

До сих пор вид Оперы впечатляет даже искушенного путешественника. В том числе, и своими размерами. Ведь здание театра на 13 метров выше Триумфальной арки. Высота его от основания фундамента до венчающей зеленый с позолотой купол лиры Аполлона составляет 63 метра.

Сотни туристов, представителей неформальной молодежи и студентов приезжают на Площадь Оперы, чтобы полюбоваться на великолепное здание. Они располагаются на ступенях перед театром.

Площадь, между тем, давно уже обжита старыми хозяевами — голубями, которые, деловито воркуя, с высоты скульптур фасада взирают на снующие туда-сюда перед театром толпы и автомобили, живым кольцом облепившие площадь в вечном и неостановимом «круговом» движении.

А к вечеру, когда волны туристов-зевак отступают в просторы разгульной парижской ночи, на площади появляется светская публика, одетая в смокинги и роскошные вечерние платья, искрящиеся бриллиантовым блеском бесценных колье, достойных особ королевских кровей. Это истинные обитатели «Оперы Гарнье», завсегдатаи модных премьер и гурманы репертуара. Последуем же вслед за ними под своды старой Оперы и посмотрим, что кроется в ее недрах.

А внутри есть на что полюбоваться. Например, плафон Парижской Оперы был расписан в 1964 году Марком Шагалом. Многие посетители приходят сюда лишь для того, чтобы посмотреть на это интереснейшее творение известного мастера.

Для изысканной декоративной отделки внутренних помещений Оперы в Париж были свезены различные материалы — гранит, белый и цветной мрамор, хрусталь, дерево ценнейших пород, бархат и прочее — со всего мира. Для возведения помпезного здания потребовалось более 33 километров архитектурных чертежей!

Гранд-опера вмещает под сводами своего зала две тысячи зрителей. Причем 200 зрительских мест, откуда ничего не видно и не слышно, были добавлены к проекту Гарнье позднее, одним из директоров театра, озабоченным повышением прибылей.

Общая площадь «Оперы Гарнье» — 11 тыс. кв. метров — включает в себя просторные кабинеты администрации, репетиционные залы -— отдельно для хора, отдельно — для балета, также отдельные ложи для танцовщиков и певцов, поистине гигантскую сцену, оркестровую яму и, наконец, великолепную парадную лестницу! Здесь, прямо перед мраморными ступенями этого архитектурного шедевра, проходят роскошные приемы-банкеты для высокопоставленных гостей, здесь чествуют успехи блистательных прим и талантливейших актеров и торжественно отмечают громкие театральные премьеры. А праздновать всегда было что: в разные годы в Гранд-опера выступали такие замечательные личности, как Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Сергей Лифарь, а Рудольф Нуриев даже в течение нескольких лет руководил балетной труппой.

Автору посчастливилось побывать на одном из таких приемов, устроенном по случаю успешных гастролей Большого театра. Впечатление такое, будто попал на сказочный пир во дворце короля. Столы, накрытые на огромном балконе, с которого открывается завораживающий вид на парадный холл и знаменитую лестницу, буквально ломятся от изысканных вин и деликатесов, а чудесные галереи наполнены звуками играющих музыкантов. И, глядя на великолепие интерьеров Оперы, трудно поверить, что в свое время Шарлю Гарнье пришлось с боем отстаивать свой необычный и эклектичный проект. «Какая безвкусица! Ни греческая, ни римская традиция. В этом нет стиля!» — с негодованием осудила его творение императрица Евгения, жена императора Наполеона. «Но, мадам, позвольте, это же стиль Наполеона Третьего, новый стиль нашего императора!» — ответил находчивый архитектор, и надо думать, эта его реплика окончательно убедила всех поклонников античности, которым сразу же расхотелось спорить.

Между тем, замысел Гарнье был весьма оригинальным, ведь талантливому архитектору удалось совместить испанский и итальянский стили эпохи Возрождения. Современники называли это здание «архитектурным арлекином» — слишком много различных заимствований было вплетено в его блестящий всеми цветами радуги разноцветный интерьер.

Читать еще:  Популярные вопросы туристов о хайнани

Мнения меняются. Сейчас «архитектурный арлекин» слывет шедевром театральной архитектуры.

СКАНДАЛЬНЫЙ ФАСАД

Самая известная скульптурная группа театрального фасада, украшенного многочисленными изображениями — бюстами известных композиторов с гербами их родных городов, — это композиция «Танец», работа скульптора Карпо. В центре этой композиции — юноша с бубном в руке, которого окружает хоровод, состоящий из пяти обнаженных танцовщиц, кружащихся в беспечном танце, которые изображены художником в довольно легкомысленных позах. Живописная и непринужденная лепка Карпо не только восхищала его современников, но и, к сожалению, порождала черную зависть со стороны его менее талантливых коллег, а также гнев пуритански настроенной публики. Как только не склоняли злосчастную композицию — ее называли фривольной, скандальной и непристойной. Страсти разыгрались нешуточные, и закончилось все, наконец, в ночь с 27 на 28 августа 1869 года, когда некие безвестные вандалы излили-таки свой гнев на творение скульптора — почти что в буквальном смысле этого слова. Они забросали несчастных танцовщиц бутылками, наполненными чернилами.

Поскольку парижский воздух, заполненный смогом и выхлопными газами автомобилей, вызывал активную порчу и потемнение белоснежного мрамора, в 1932 году было решено заменить скульптуру Карпо копией, которую выполнил из особо устойчивого к агрессивной внешней среде материла талантливый скульптор Поль Бельмондо — отец известного французского актера Жана-Поля Бельмондо. Что же до оригинала, то теперь замечательную скульптурную группу из семи фигур, на одной из которых и по сей день сохранилось чернильное пятно работы «неизвестных художников» XIX века, которое так и не смогли вывести реставраторы, можно наблюдать в Лувре.

КОМНАТА ПЫТОК

Строительство Оперы продвигалось довольно медленно. На этапе закладки фасада, главным препятствием для рабочих стали подземные воды, постоянно скапливавшиеся под фундаментом, куда они попадали через сеть подземных ручейков.

Шарль Гарнье временами впадал в такое отчаяние, что был готов забросить весь проект «ко всем чертям». Депрессивное настроение преследовало архитектора, пока, в конце концов, ему не удалось найти решение проблемы — изолировать подвальные помещения, куда проникала вода, двойной стеной.

Именно эта стена «с секретом» и навела впоследствии известного писателя Гастона Леру на идею о существовании потайной «комнаты пыток», принадлежащей зловещему Призраку. Так он и стал создателем литературной истории о Призраке Парижской Оперы — ужасном Эрике, всегда носящем маску, таком страшном и уродливом, что «даже родная мать не решалась его поцеловать». Впоследствии по мотивам книги Леру был написан известнейший классический мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера — «Фантом Оперы», а также снято несколько фильмов.

Их сюжет варьируется вокруг известной истории о таинственном обитателе старой Оперы, влюбляющемся в молодую и необычайно одаренную певицу. Загадочный покровитель талантливой девушки всячески старается продвинуть ее карьеру, однако та, испугавшись знакомства с призрачным фантомом, предпочитает полюбить нормального молодого человека. Это вызвало в Призраке нечеловеческую ревность, приводящую к трагической развязке финала.

ПРИЗРАК ОПЕРЫ

Нельзя сказать, что история Призрака Оперы является полностью выдуманной. «Опера Гарнье» хранит много секретов, способных приоткрыть завесу тайны над историями о театральных привидениях.

Дело в том, что в Опере действительно периодически происходили, и продолжают происходить, загадочные и необъяснимые происшествия.

Многие видели темные силуэты, возникающие то на перекрытиях над самой сценой, то в глубине подвальных коридоров и костюмных хранилищ, то в памятной ложе № 5.

Одно из самых известных загадочных происшествий случилось 20 мая 1869 года, когда в Гранд-опера давали «Фауста», а в зале присутствовало более тысячи зрителей. Именно на этот роковой спектакль руководство Гранд-опера первый и последний раз нарушило многолетний «контракт» с мифическим Призраком и продало злосчастную ложу № 5, прежде закрепленную за фантомом.

И в тот самый момент, когда главная героиня произнесла свою реплику — «О тишина! Непроницаемая тайна. » — зал содрогнулся от ужасающего грохота. По необъяснимой причине противовес, поддерживающий канат, на котором висела знаменитая большая люстра «Оперы Гарнье», оборвался!

Более шести тонн золоченой бронзы и хрусталя, с оглушающим грохотом, рухнуло на головы зрителей. Многие зрители серьезно пострадали.

Впоследствии этот трагический эпизод нашел воплощение в ряде фильмов, снятых по мотивам легендарной истории.

После окончания спектаклей фигуры на фасаде Гранд-опера остаются стеречь старый театр до утра. Наступает ночь в компании голубей и таинственных теней, взирающих на тонущую в потоке огней площадь с высоты купола. И кто знает, может быть, одной из этих теней является одинокий Призрак.

Статья &copy Егор Симачев

(Прим. редакции. Егор — солист
балета Большого театра. При этом
он пишет интересные рассказы.
А мы с удовольствием их печатаем. )

Роспись плафона Парижской оперы

В 1963 году Андре Мальро — министр культуры Франции — решил, что зрительный зал национальной французской оперы пора обновить.

Увидев декорации Шагала для балета «Дафнис и Хлоя», Мальро предложил художнику сделать роспись плафона для Парижской оперы. Андре Мальро считал, что Шагал — единственный художник, который может справиться с заданием.

Новость о том, что плафон для оперы Гранье будет расписывать Шагал, вызвала много разногласий. Кто-то выступал против того, чтобы над французским национальным памятником работал белорусский еврей, кто-то — против того, чтобы художник с неклассической манерой письма расписывал часть здания, имевшего историческую ценность.

Но, несмотря на это, Марк Шагал, которому к тому времени было уже 77 лет, принялся за работу. Над проектом художник работал почти год. В итоге было потрачено около 200 килограммов краски, а холст занимал 220 м². К потолку плафон прикреплен на высоте более 21 метра.

В своей работе Шагал вернулся к темам влюбленных, музыкантов, танцоров, животных и ангелов.

Художник разделил плафон на 5 цветных секторов: синий, желтый, красный, зеленый и белый.

• В секторе, окрашенном в синий, — «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта».

• На желтом фоне — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана.

• В красном секторе — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля.

• В зеленом — истории любви: «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера.

• На белом — опера Дебюсси «Пелелас и Мелизанда».

В центральном кругу купола, вокруг люстры изображены: «Кармен» Бизе, а также работы Бетховена, Верди, Глюка.

Кроме того, на плафоне можно увидеть парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, дворец Конкорд и Опера Гарнье.

Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей». Идея заключалась в том, чтобы выразить уважение оперным и балетным композиторам.

Открытие купола

23 сентября 1964 года проект был открыт для зрителей. На открытии присутствовали более 2000 гостей. Работа Шагала не разочаровала никого.

Парижский корреспондент New York Times написал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена. весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали. »

Мальро позже сказал: «Какой еще из живущих ныне художников мог бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Шагал. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени. »

Читать еще:  Нужна ли виза на гоа для белорусов в 2020 году

Репродукция фрески Шагала на часах

С 2007 года известный часовой бренд Vacheron Constantin стал официальным спонсором Парижской национальной оперы. Вскоре компания представила коллекцию часов Tribute to Famous Composers, состоящую из 15 моделей. Коллекция посвящена композиторам, которые вдохновляли Шагала во время работы над плафоном Гранд-опера.

Первая модель Metiers d’Art Chagall & l’Opera de Paris представлена 20 ноября 2010 года во дворце Гарнье на празднике в честь 30-летия ассоциации AROP’s (Association pour le Rayonement de l’Opera de Paris).

Расписной циферблат часов — точная копия купола, созданного Шагалом.

Работа над миниатюрной копией плафона заняла больше трех месяцев. Репродукция росписи нанесена эмалью на циферблат диаметром 40 миллиметров.

По краю циферблат обрамлен золотым ободком с двенадцатью нимфами, каждая из них размером всего 2 миллиметра, и при этом у всех нимф детально прорисованы лица.

Эти часы — собственность частной коллекции Vacheron Constantin Maison и не продаются.

Еще одна модель Chagall l’Opera de Paris Tribute to Adam:

Metiers d’Art — Chagall & l’Opera de Paris Tribute to Moussorgski:

11 удивительных фактов о «Призраке оперы», которые вы почти наверняка не знали

Реальное озеро под театром, правда об упавшей люстре и причем тут Фредди Крюгер

Написанный Эндрю Ллойдом Уэббером мюзикл «Призрак оперы» идёт в Лондонском королевском театре и на Бродвее уже более 30 лет, с 1986 года. Однако в России он стал широко известен только в 2004 году, после выхода голливудской экранизации. Фильм рассказывает историю юной оперной певицы Кристины, которую вдруг начинает опекать загадочный незнакомец в маске. Его советы помогают ей стать примадонной театра. Однако участие Призрака в судьбе девушки не бескорыстно. Его страсть к Кристине и наметившийся любовный треугольник приводят к трагическим последствиям.

Если вам нравятся атмосфера и декорации этой истории, то вам наверняка будет интересно узнать о ней чуть больше.
Мы собрали для вас 11 самых интересных фактов об этом произведении.

1. Это французская книга, которой больше ста лет

Гастон Леру написал роман «Призрак оперы» в начале 1900-х годов. Как большинство книг того времени, он сначала публиковался по частям – во французской газете «Le Gaulois» с 23 сентября 1909 по 8 января 1910 года. Отдельной книгой он вышел в марте 1910 года.

2. Описанное в романе здание имеет реальный прототип

Это Парижская опера, один из самых известных в мире театров оперы и балета. Современные парижане называют его также Гранд-Опера или Опера Гарнье (ударение в слове «Опера» ставится на французский манер на последний слог). Строительство великолепного здания размером с настоящий дворец заняло 16 лет, с 1860 по 1875 год. Время было неспокойное – несколько смен власти, война с Пруссией, отсутствие денег. По правде говоря, удовольствие получилось очень дорогим – 36 миллионов франков золотом. Но и красота, конечно, неописуемая. Одна парадная лестница длиной 30 метров чего стоит!

3. Под зданием Парижской оперы на самом деле есть озеро

Под Гарнье прячется довольно большой водоём. Он был там не всегда, а появился при строительстве, когда в 1861 году строители выкопали большую яму для фундамента здания. На самом дне там вдруг начала скапливаться вода. Её пытались откачивать, чтобы осушить землю, но вода не убывала, постоянно возвращаясь к прежней отметке. В конце концов, инженеры и рабочие отказались от попыток просушить участок и просто отвели воду в огромный железобетонный резервуар, а уже над ним построили само здание.

4. Романтичного в озере мало, зато водятся спасатели

В озере нет никакого острова, где мог бы устроить себе убежище описанный в этой истории Призрак. К тому же освещение там вовсе не похоже на те свечи и факелы, что нам показали в великолепной экранизации 2004 года. Современные правила техники безопасности и охраны труда потребовали провести здесь яркое освещение и установить обязательное ограждение. У Оперы есть контракт с местными пожарными, которые используют подземное озеро для тренировок. Там они отрабатывают навыки участия в спасательных миссиях под водой.

5. Эпизод с падением люстры взят автором из жизни, но сильно искажён

Одной из самых запоминающихся сцен в книге и фильме является падение на зрительный зал огромной люстры. Восьмитонная конструкция из хрусталя и бронзы в Парижской опере никогда не падала целиком. Но кое-какой неприятный инцидент всё-таки имел место. 20 мая 1896 года прямо во время спектакля произошло короткое замыкание, отчего вспыхнул кабель электрического освещения. Огонь пережёг трос, и сверху сорвался один из восьми противовесов люстры, представлявший собой 18 дисков по 20 кг каждый, надетых на двухметровый металлический стержень с наконечниками на концах. Эта немаленькая по размерам штуковина пробила потолок пятого яруса и провалилась на четвёртый. Пострадало несколько человек, а одна женщина, 56-летняя консьержка мадам Шомет, погибла. Огня почти не было, и прибывшие на место пожарные быстро всё потушили. Гастон Леру в своём романе обострил ситуацию – заменил противовес на люстру и без зазрения совести приписал ей абсолютно нереальный вес в 200 тонн (напомним, что на самом деле она весит всего 8 тонн).

6. В книге у Призрака есть имя, и он говорит о себе в третьем лице

В мюзикле и экранизации персонаж остаётся безымянным, хотя в романе Леру его зовут Эрик. Именно так он называет себя, когда сам о себе говорит или думает. Он никогда не произносит «Я пошел» или «Я сделал», только «Эрик сделал».

7. У истории есть несколько сиквелов

Одно из продолжений – театральная постановка того же Эндрю Ллойда Уэббера, который создал оригинальный мюзикл. Музыкальный сиквел носит название «Любовь никогда не умирает» и основан на книге Фредерика Форсайта «Призрак Манхэттена». Премьера состоялась в Лондоне в 2010 году.

Самым известным литературным продолжением является книга Сьюзен Кей «Призрак». Этот роман смешивает предысторию Призрака с событиями, описанными в книге Гастона Леру.

8. Первая экранизация романа была чёрно-белым немым фильмом ужасов

Снята она была в 1925 году. Призрака сыграл знаменитый тогда актёр Лон Чейни и, по мнению критиков, именно благодаря его игре фильм вошёл в Золотой фонд классики кинематографа. Грим для съёмок Чейни делал себе сам – в нос вставлял специальные каркасы, которые расширяли ноздри, для изменения формы лица прятал за щёки целлулоидные диски, а в глаза закапывал какие-то особенные капли, чтобы придать им нужное выражение. Чейни, кстати, был ещё и режиссёром фильма. Однако сам сюжет это не спасло. Экранизация ушла очень далеко от литературного первоисточника и превратила историю в настоящий хоррор, со всеми приёмами, характерными для эпохи немого кино.

Ещё один неожиданный факт – лицо Эрика из этого фильма мы можем увидеть среди преступников в фотокартотеке Шерлока Холмса в знаменитом советском фильме Игоря Масленникова (том самом, где играет Василий Ливанов).

9. «Фредди Крюгер» сыграл Призрака в одной из экранизаций

Роберт Энглунд, актёр, известный ролью одного из самых знаменитых персонажей фильмов ужасов, изображал Призрака оперы в фильме 1989 года. Это тоже был хоррор, но причины уродства главного героя там были иные. Персонаж родился с нормальной внешностью, а потом заключил сделку с дьяволом, и его лицо стало безобразным.

Читать еще:  Чехияэто не только прага

Кстати, «Призрак оперы» послужил основой не только для нескольких фильмов, но и для сериалов, короткометражек и мультфильмов. Общее количество экранных адаптаций перевалило за 40.

10. Маска Призрака «ополовинилась» специально для мюзикла

В книге Эрик был ужасен с виду от рождения. Леру описывает его как «живой труп» с жёлтыми глазами, которые в темноте светятся, как у кошки. Из-за особенностей своей внешности, Призрак даже выступал одно время в шоу уродов. Когда Уэббер работал над мюзиклом, выяснилось, что полная маска мешает актёру петь, отчего зрители плохо его слышат. Тогда форму маски изменили, и такой её вид стал для нас привычным.

11. Перед смертью Леру сделал неожиданное признание, но ему никто не поверил

В 1927 году он сказал, что всё описанное им в книге является правдой. С тех пор Парижская опера не перестаёт давать опровержения. Нынешний куратор музея и библиотеки Опера Гарнье Пьер Видал с уверенностью утверждает, что за всё время существования здания ни сотрудники театра, ни посетители ни разу не сталкивались с кем-то, похожим на описанного в романе Эрика. Тем не менее, он признался, что когда в театре происходит что-то необъяснимое, они всегда в шутку винят в этом Призрака.

Что общего между Марком Шагалом и Призраком Оперы

Вы не подумайте, мы не переквалифицировали наш блог в блог о музыке, искусстве или истории, мы по прежнему пишем в основном о путешествиях. А Марк Шагал и Призрак Оперы, или как его еще называют Фантом Оперы, тесно связаны с одним легендарным местом Парижа. Но обо всем по порядку…

“Призрак Оперы” (The Phantom of the Opera) – одно из моих самых любимых современных музыкальных произведений, заслушанное до дыр в различных вариациях и аранжировках от классических (например, в исполнении Сары Брайтман) до рок версий (например, в исполнении Nightwish). Мюзикл написан Эндрю Ллойдом Уеббером по мотивам романа Гастона Леру. Действие этой душещипательной истории происходит в Парижском оперном театре – Опере Гарнье . Естественно, когда мы были в Париже, отказаться от посещения Гранд-опера у мужа не было ни малейшей возможности ☺

Как вы уже поняли, у здания оперы множество названий: опера Гарнье (в честь архитектора Шарля Гарнье), Гранд Опера (название подчеркивает её масштабы, величие и значение для культурной жизни столицы), Парижский оперный театр, Новая парижская опера и еще множество других. Кроме множества имен, у оперы есть несчетное количество тайн и легенд. Но настоящей мифической звездой оперы Гарнье все же является пугающий, но прекрасный Призрак Оперы.

Основной сценой для разворачивающейся трагедии является здание оперы, его тайные коридоры и подвалы. Одно из имен призрака – Эрик, но мир знал его под разными именами и масками. Он поездил по свету, изучал алхимию, инженерное дело, архитектуру, музыку, искусство иллюзий. Талантливый человек – талантлив во всем, и наш герой добился заоблачных высот во всех сферах, к которым проявлял интерес. Но не смотря на все его интеллектуальные и душевные достоинства, мир не принимал его из-за внешнего уродства. И вот, вернувшись в Париж, он принимает участие в строительстве грандиозного здания оперы с целью построить в её стенах себе убежище и укрыться от жестокого внешнего мира. Живя в своем добровольном заточении он считает оперу своей и полагает, что её руководство должно неукоснительно выполнять его требования: платить “дань” и оставлять свободной ложу №5 (все же французы не ровно дышат к этому числу ☺). Его образ обрастает множеством пугающих и противоречивых подробностей и вскоре все в театре и за его пределами верят в существования таинственного призрака.

Все идет хорошо пока в один прекрасный (или не очень) день не меняется руководство оперы, которое решает, что все эти истории – не более чем глупые выдумки… Не буду дальше “спойлерить” и если вас заинтересовала история “ужасного снаружи, но прекрасного внутри” призрака вы можете прочитать роман, послушать мюзикл или посмотреть кино – выбор только за вами ☺
Долгое время существование призрака и затопленных подвалов с рыбами считали лишь красивой легендой, но озеро под зданием существует на самом деле, точнее это особым образом сконструированный резервуар, который призван повысить прочность фундамента, а так же в случае необходимости обеспечить запас воды для тушения пожара, и в нем водятся слепые сомы. А если история про озера правда, то почему не предположить, что Эрик тоже мог существовать…

А при чем же здесь Марк Шагал, спросите вы, уж не хочу ли я сказать, что он и был тем самым призраком. Конечно, нет! Но он имеет непосредственное отношение к главному концертному залу Оперы Гарнье – именно он осуществил там роспись плафона.

То, что президент Франции Шарль де Голль привлек для столь крупного проекта еврея (а в том что он еврей сомневаться не приходится, судите сами: в 1887 году на окраине города Витебска Российской Империи (ныне это территория Белоруссии) родился мальчик по имени Мовша Хацкелевич, по мере взросления и в следствие политических перипетий он несколько раз менял свое имя пока, наконец, не стал Марком Захаровичем Шагалом), вызвало в творческих и интеллектуальных кругах волну возмущения. Кроме происхождения, сомнению подвергалась его неоклассическая манера письма, которая по мнению ряда критиков могла значительно снизить историческую ценность здания.
Не смотря на все возражения, проект был реализован Марком Шагалом в его основной манере. Плафон условно разделен на пять цветовых секторов: красный, желтый, синий, белый, зеленый, на которых изображены сюжеты сцен классических опер и балета: Лебединое озеро, Жизель, Ромео и Джульетта и другие.

Честно, говоря, мы всегда относились к авангардизму несколько скептически и не были хоть в какой-то мере его поклонниками. Поэтому, когда мы зашли в главный концертный зал, подняли глаза в надежде увидеть прекрасную роспись плафона, которую видели, например в фильме «Призрак Оперы» 2004 года мы были обескуражены. Да простят меня ценители этого ммм… искусства, но других слов кроме как «детская мазня» я подобрать не могу. Честно скажу, когда мы посещали Оперу Гарнье мы не знали о причастности Шагала к росписи потолков, и поэтому решили, что настоящая роспись сейчас на реставрации – а это временная экспозиция. Как вы понимаете, мы были не правы, а этот плафон – считается одной из самых важных и знаковых работ Марка Шагала.

Таким причудливым образом стены знаменитой парижской оперы объединили под своим кровом самого знаменитого художника-авнагардиста и самого знаменитого призрака.

P.S. Кстати, Сара Брайтман осенью этого года в качестве космического туриста летит на МКС (Международную Космическую Станцию), где по всей видимости исполнит свою знаменитую арию из The Phantom of the Opera.

Уже сейчас она проводит тренировки в Звездном городке. Всего Сара проведет на станции 10 дней. Если всё пойдет по плану, то она станет восьмым по счету космическим туристом, для этого певице пришлось заплатить 52 миллиона долларов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector